Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:17, доклад
На данном этапе развития экономики в нашей стране каждый руководитель организации старается максимально эффективно использовать все ее ресурсы для достижения высокого уровня конкурентоспособности производимой продукции или услуг. На российских предприятиях наиболее широко используется денежное стимулирование (повышение заработной платы, премии и т.д.). Но в условиях развивающихся рыночных отношений и повышения конкуренции использование только материальных методов стимулирования приводит к снижению конкурентоспособности продукции и неудовлетворенности нематериальных потребностей персонала.
Последовательность применения методов:
1.
Установочные интервью с
2.
Анализ документов. Основным источником
информации являются
В случае отсутствия нормального документационного обеспечения системы мотивации проводятся интервьюирование и анкетирование руководителей подразделений и ключевых специалистов, в ходе которых уточняется, каким образом на предприятии в целом и конкретно по подразделениям применяются различные методы мотивации сотрудников <*>, а также используемые для этого методы.
------------------------------
<*>
См. подробнее: Олехнович М.О.
3.
После анализа документации
4.
Оценка модели системы
- Потребность в изменении носит принципиальный характер, если по результатам опроса и анкетирования большая часть персонала организации испытывает недовольство существующей системой мотивации, если используемые стимулы игнорируются работниками, их актуальные потребности не удовлетворяются и наблюдается существенная текучка кадров. В этом случае необходима разработка новой системы стимулирования <*>.
------------------------------
<*>
См.: Олехнович М.О., Бурмистров А.Н.
Разработка системы
- Непринципиальные
изменения заключаются в
Методы оценки мотивационного потенциала
Оценка мотивационного потенциала производится путем проведения оценочных мероприятий, в ходе которых используются различные методики психологической и социально-психологической диагностики, специализированные методы сбора и анализа информации. Результаты диагностики могут служить основой для:
- повышения
эффективности решения
- прогнозирования
трудового поведения
- принятия решений о выборе форм и методов обучения и повышения квалификации персонала;
- определения
карьерной ориентации
- планирования мероприятий по осуществлению стимулирующих воздействий;
- оптимизации взаимодействий внутри и между подразделениями.
При
проведении мотивационного аудита мы
столкнулись с проблемой
Еще одна трудность заключалась в большом разнообразии мотивационных воздействий руководителя, которые необходимо классифицировать. Для облегчения данной задачи мы разработали специальный классификатор. В соответствии с ним мы быстро распределяем воздействия руководителя по группам и дальше анализируем только статистические показатели. Группы методов представлены в таблице.
Таблица 1
Формы воздействия на мотивационную сферу сотрудников
Этап |
Описание |
Применение |
С |
Предлагая работнику |
Создание обогащенной |
М |
Предлагая работнику организационные |
Создание условий для |
О |
Предоставляя или ограничивая |
Поддержка связана с предоставлением |
П о |
Сообщая работнику о приближении |
Отслеживание, фиксация и отображение |
П |
Акцентируя внимание подчиненного |
Закрепление в памяти работника |
Как оценить эффективность мотивационного аудита
Зачастую сложно определить эффект от управления мотивацией, так как многие изменения в этой сфере проводятся параллельно с внедрением новой техники, ростом спроса на рынке и т.д. Но правильно подобранные условия могут продемонстрировать наличие эффекта воочию.
Пример N 1
Ситуация:
После
покупки промышленного
Решение:
На предприятии распространили слух, что повышения заработной платы в этом году не предвидится. И когда соседнее предприятие объявило набор работников на более высокую оплату, большинство зачинщиков подали заявление об уходе. Среди них были и ключевые работники, но их всех отпустили. А затем сняли объявления обо всех вакансиях, повысили заработную плату на 20%, ввели обширный социальный пакет, включающий продуктовый набор, медицинскую страховку и др.
Результаты:
Прекратились анонимки и саботаж, оставшиеся зачинщики притихли, руководство смогло поменять многих руководителей, сократились объемы оплаты сверхурочных часов работы.
Пример N 2
Ситуация:
Руководитель ночного клуба решил поменять всех официанток, набрать новых и быстро обучить их правильно обслуживать клиентов. Так в клубе появились консультанты, которые порекомендовали не персонал менять, а поработать с ним.
Решение:
Консультанты дали руководителю только три рекомендации: 1) ввести звание лучшей официантки ночной и дневной смены; 2) публично хвалить лучших за успехи; 3) вывесить график выполнения плана на видном месте.
Результаты, которые были получены менее чем через 3 месяца: 1) у нескольких средних официанток сильно выросли результаты; 2) после публичной похвалы одной из них та повысила результаты на 30%; 3) план был перевыполнен на 10%.
Применение результатов мотивационного аудита
Результаты мотивационного аудита могут быть использованы в различных сферах управления персоналом:
1.
Для улучшения действующей или
разработки новой системы
- адаптация
действующей системы мотивации
к изменениям, происшедшим на
рынке труда или в области
стратегических целей
- дополнение
эффективной системы стимулиров
- разработка
программ по обучению
- разработка
новой системы мотивации
2.
Для совершенствования
- повышение эффективности решения вопросов найма, расстановки и внутрифирменных перемещений, формирования рабочих команд;
- прогнозирование
трудового поведения
- принятие решений о выборе форм и методов обучения и повышение квалификации персонала;
- определение карьерной ориентации различных групп персонала, разработка и организация выполнения индивидуальных планов карьерного развития;
- оптимизация взаимодействий внутри и между подразделениями.
Выводы
Подводя итоги, хочется кратко суммировать основные преимущества разработанной нами технологии мотивационного аудита:
1.
Мотивационный аудит
2.
Подготовленная процедура мотив
3. При проведении мотивационного
аудита важно учитывать, что
его структура и
4. Получаемые результаты могут
быть представлены в виде
5. При проведении мотивационного
аудита лучше придерживаться
каскадного принципа: уточнение
методов, применяемых
Информация о работе Мотивационный аудит как технология повышения эффективности управления персоналом