Мотивационный аудит как технология повышения эффективности управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:17, доклад

Описание работы

На данном этапе развития экономики в нашей стране каждый руководитель организации старается максимально эффективно использовать все ее ресурсы для достижения высокого уровня конкурентоспособности производимой продукции или услуг. На российских предприятиях наиболее широко используется денежное стимулирование (повышение заработной платы, премии и т.д.). Но в условиях развивающихся рыночных отношений и повышения конкуренции использование только материальных методов стимулирования приводит к снижению конкурентоспособности продукции и неудовлетворенности нематериальных потребностей персонала.

Файлы: 1 файл

131.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Последовательность  применения методов:

1. Установочные интервью с руководителями, в ходе которых уточняются принципы системы стимулирования, лица и подразделения, ответственные за процесс мотивации персонала, стратегические цели организации, документация, доступная для анализа и оценки. Результатом установочных интервью является план-график проведения мероприятий по мотивационному аудиту.

2. Анализ документов. Основным источником  информации являются распорядительные, нормативные и организационные  документы предприятия: приказы,  положения, распоряжения, инструкции, планы, а также все виды корпоративной периодики (журналы, брошюры, листовки, информационные листки, корпоративные сайты и доски почета и иные виды, и способы распространения и получения внутрифирменной информации всеми ее работниками).

В случае отсутствия нормального документационного  обеспечения системы мотивации проводятся интервьюирование и анкетирование руководителей подразделений и ключевых специалистов, в ходе которых уточняется, каким образом на предприятии в целом и конкретно по подразделениям применяются различные методы мотивации сотрудников <*>, а также используемые для этого методы.

--------------------------------

<*> См. подробнее: Олехнович М.О. Модель  побуждения к деятельности // Ананьевские  чтения: Б.Г. Ананьев и комплексные  исследования человека в психологии (Материалы научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2003") / Под общ. ред. Л.А. Цветковой, Л.А. Головей. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. С. 154 - 156.

 

3. После анализа документации проводятся  опрос и анкетирование персонала  организации, в ходе которого  происходит выявление его мотивационного  потенциала, областей демотивации,  мотивационного профиля, ведущих  ценностей, актуальных и базовых  потребностей, отношения к действующей в организации системы мотивации и потребностей в ее изменении.

4. Оценка модели системы мотивации  на соответствие стратегическим  целям организации. В результате  выявляются недостатки в процедурах  мотивации на следующих уровнях:  наличие процедур для эффективной мотивации персонала, соответствие системы мотивации используемым методам, мотивационному профилю и потребностям работников. Результатом такого анализа является перечень потребностей в изменении системы стимулирования.

- Потребность в изменении носит принципиальный характер, если по результатам опроса и анкетирования большая часть персонала организации испытывает недовольство существующей системой мотивации, если используемые стимулы игнорируются работниками, их актуальные потребности не удовлетворяются и наблюдается существенная текучка кадров. В этом случае необходима разработка новой системы стимулирования <*>.

--------------------------------

<*> См.: Олехнович М.О., Бурмистров А.Н.  Разработка системы нематериального  стимулирования: Учебно-методическое пособие. СПб: Решение: учебное видео, 2003. С. 126.

 

- Непринципиальные  изменения заключаются в оптимизации  отдельных аспектов системы мотивации,  направленных на ее улучшение.

 

Методы  оценки мотивационного потенциала

 

Оценка  мотивационного потенциала производится путем проведения оценочных мероприятий, в ходе которых используются различные методики психологической и социально-психологической диагностики, специализированные методы сбора и анализа информации. Результаты диагностики могут служить основой для:

- повышения  эффективности решения вопросов  найма, расстановки и внутрифирменных  перемещений, формирования рабочих  команд;

- прогнозирования  трудового поведения сотрудников;

- принятия  решений о выборе форм и  методов обучения и повышения квалификации персонала;

- определения  карьерной ориентации различных  групп персонала, разработки и  организации выполнения индивидуальных  планов карьерного развития;

- планирования  мероприятий по осуществлению  стимулирующих воздействий;

- оптимизации взаимодействий внутри и между подразделениями.

При проведении мотивационного аудита мы столкнулись с проблемой получения  необходимой информации от работников и руководителей. С одной стороны, на вопросы об используемых методах  управления мотивацией трудно отвечать. С другой стороны, есть приемы и методы, которые являются не вполне законными. Например, руководители понимают, что работники заинтересованы в том, чтобы руководитель помогал им решать различные нерабочие задачи, в то время как работники во всех опросах показывают самую низкую заинтересованность именно в этом. Для решения этой проблемы мы подготовили перечень ситуаций, в которых работникам необходима мотивационная поддержка руководителя.

Еще одна трудность заключалась в  большом разнообразии мотивационных воздействий руководителя, которые необходимо классифицировать. Для облегчения данной задачи мы разработали специальный классификатор. В соответствии с ним мы быстро распределяем воздействия руководителя по группам и дальше анализируем только статистические показатели. Группы методов представлены в таблице.

 

Таблица 1

Формы воздействия на мотивационную сферу  сотрудников

 

Этап

Описание                

Применение               

С   
т   
и   
м   
у   
л   
и   
р   
о   
в   
а   
н   
и   
е 

Предлагая работнику                  
"искусственные предметы" -              
стимулы, руководитель может             
воздействовать на потребности.          
Специфически организационные            
стимулы формируют трудовые мотивы,      
что позволяет руководителю полностью    
сформировать деятельность такой,        
какой она должна быть с точки           
зрения организации. Стимулирование      
носит коллективный характер.          

Создание обогащенной стимулами  и     
возможностями среды, в которой          
человек актуализирует мотивы,           
полезные для предприятия. Например,     
руководитель может опредметить          
потребность самовыражения и творчества  
путем создания корпоративной дизайн-    
студии или команды КВН.               

М   
о   
т   
и   
в   
и   
р   
о   
в   
а   
н   
и   
е 

Предлагая работнику организационные  
цели в качестве направлений             
реализации мотива, руководитель         
может воздействовать на мотивы.         
Руководитель делает это посредством     
придания мотивам той или иной           
значимости. При этом руководитель       
способствует актуализации наиболее      
важных мотивов с точки зрения           
организации. Мотивирование имеет        
индивидуальный характер.              

Создание условий для проведения         
собственных мотивов человека.           
Например, воздействие на мотивы         
признания и карьерного роста с целью    
повышения производительности труда      
может выглядеть следующим образом:      
"Если за месяц вы это выполните, то     
я поставлю перед генеральным            
директором вопрос о расширении ваших    
полномочий".                          

О    
б п  
е о  
с д  
п д  
е е  
ч р  
е ж  
н к  
и и  
е  

Предоставляя или ограничивая         
доступ к нематериальным ресурсам,       
руководитель может воздействовать       
на средства деятельности, которые       
работник избирает, а тем самым может    
тормозить или ускорять его              
деятельность. Обеспечение ресурсами     
чаще всего связано с предоставлением    
информации, контактов, полномочий.    

Поддержка связана с предоставлением  
полномочий, доступа к дополнительной    
информации и социальным контактам.      
Например: "Я предупрежу его, что вы     
подойдете, и попрошу ответить на        
ваши вопросы".                        

П о  
р б  
е р  
д а  
о т  
с н  
т о  
а й  
в    
л с  
е в  
н я  
и з  
е и

Сообщая работнику о приближении      
к результатам, руководитель может       
корректировать деятельность             
работника по их достижению. Варьируя    
положительной и отрицательной           
обратной связью, руководитель           
сообщает сотруднику о том, в правильном 
или неправильном направлении тот идет   
с точки зрения организации.           

Отслеживание, фиксация и отображение 
результатов (отчеты, графики            
достижений).                            
Например: "Проанализируем            
результаты бригады за прошлую неделю".

П    
о    
д п  
к о  
р в  
е е  
п д  
л е  
е н  
н и  
и я  
е  

Акцентируя внимание подчиненного     
на тех или иных результатах             
деятельности, руководитель делает       
их более значимыми. Подкрепление нужных 
или ненужных реакций сотрудника         
приводит к их ассоциации с              
удовольствием или неудовольствием,      
что способствует закреплению полезных   
или неполезных для организации          
реакций.                              

Закрепление в памяти работника       
тех или иных результатов как наиболее   
важных. Например, ежедневно формировать 
позитивное отношение к работе на        
утреннем совещании, время от времени    
интересоваться успехами новичка.      


 

Как оценить  эффективность мотивационного аудита

 

Зачастую  сложно определить эффект от управления мотивацией, так как многие изменения  в этой сфере проводятся параллельно  с внедрением новой техники, ростом спроса на рынке и т.д. Но правильно  подобранные условия могут продемонстрировать наличие эффекта воочию.

Пример N 1

Ситуация:

После покупки промышленного предприятия  западной компанией новый менеджмент столкнулся с целым рядом проблем: анонимки с угрозами трудовой инспекции, саботаж, приводящий к поломкам и простою оборудования, банальное воровство из-за сговора работников с руководителями. На протяжении года высший менеджмент пытался справиться с этими проблемами, подвижки происходили, но медленно. Работники требовали повышения заработной платы, а руководство не собиралось идти им навстречу в таких обстоятельствах.

Решение:

На  предприятии распространили слух, что  повышения заработной платы в  этом году не предвидится. И когда  соседнее предприятие объявило набор  работников на более высокую оплату, большинство зачинщиков подали заявление об уходе. Среди них были и ключевые работники, но их всех отпустили. А затем сняли объявления обо всех вакансиях, повысили заработную плату на 20%, ввели обширный социальный пакет, включающий продуктовый набор, медицинскую страховку и др.

Результаты:

Прекратились  анонимки и саботаж, оставшиеся зачинщики  притихли, руководство смогло поменять многих руководителей, сократились  объемы оплаты сверхурочных часов работы.

Пример N 2

Ситуация:

Руководитель  ночного клуба решил поменять всех официанток, набрать новых и быстро обучить их правильно обслуживать клиентов. Так в клубе появились консультанты, которые порекомендовали не персонал менять, а поработать с ним.

Решение:

Консультанты  дали руководителю только три рекомендации: 1) ввести звание лучшей официантки ночной и дневной смены; 2) публично хвалить лучших за успехи; 3) вывесить график выполнения плана на видном месте.

Результаты, которые были получены менее чем  через 3 месяца: 1) у нескольких средних  официанток сильно выросли результаты; 2) после публичной похвалы одной из них та повысила результаты на 30%; 3) план был перевыполнен на 10%.

 

Применение  результатов мотивационного аудита

 

Результаты  мотивационного аудита могут быть использованы в различных сферах управления персоналом:

1. Для улучшения действующей или  разработки новой системы мотивации  персонала:

- адаптация  действующей системы мотивации  к изменениям, происшедшим на  рынке труда или в области  стратегических целей предприятия;

- дополнение  эффективной системы стимулирования системой мотивирования, направленной на применение индивидуального подхода к работникам;

- разработка  программ по обучению руководителей  приемам стимулирования, мотивирования,  ресурсообеспечения, предоставления  обратной связи и подкрепления  результатов;

- разработка  новой системы мотивации персонала  и программы ее внедрения с  целью получения ожидаемого эффекта  в установленные сроки.

2. Для совершенствования отдельных  областей политики управления  персоналом:

- повышение  эффективности решения вопросов найма, расстановки и внутрифирменных перемещений, формирования рабочих команд;

- прогнозирование  трудового поведения сотрудников;

- принятие  решений о выборе форм и  методов обучения и повышение  квалификации персонала;

- определение  карьерной ориентации различных групп персонала, разработка и организация выполнения индивидуальных планов карьерного развития;

- оптимизация  взаимодействий внутри и между  подразделениями.

 

Выводы

 

Подводя итоги, хочется кратко суммировать  основные преимущества разработанной нами технологии мотивационного аудита:

1. Мотивационный аудит отличается  от обычной диагностики мотивации  работников своей направленностью  на оценку соответствия различных  аспектов работы организации  в области мотивации.

2. Подготовленная процедура мотивационного аудита была апробирована и показала свою эффективность как в сбытовых компаниях и подразделениях, так и в рамках производственных предприятий.

3. При проведении мотивационного  аудита важно учитывать, что  его структура и продолжительность  сильно меняются в зависимости от целей, которые ставит перед собой организация, и запроса высшего руководителя.

4. Получаемые результаты могут  быть представлены в виде среза  по всему персоналу одновременно, если различия несущественны,  например для небольшой организации, или по категориям работников и руководителей.

5. При проведении мотивационного  аудита лучше придерживаться  каскадного принципа: уточнение  методов, применяемых руководителями  к своим подчиненным, и сравнение  с тем, чего ожидают и что  получают работники.

Информация о работе Мотивационный аудит как технология повышения эффективности управления персоналом