Мотивационный менеджмент. История и современные подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Проблема мотивации людей к труду всегда была актуальной. Попытки найти способы повышения продуктивности работы людей посредством их мотивации предпринимались с древних времен. Еще около 2 тыс. лет до н. э. царь Вавилона Хаммурапи законодательно установил для некоторых подданных уровень заработной платы. А возможность стимулирования с помощью заработной платы работников спустя тысячу лет доказал правивший там же Навуходоносор II. За 400 лет до н. э. персидский царь Кир выдвигал идеи о необходимости исследования причин мотивации людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….........……..3
ГлаваI. «Теоретические основы мотивационного менеджмента».
1.1.Понятия «мотивации» и мотива.......................................................................5
1.2.Виды мотивации. Стимулирование.................................................................6
Глава II.»Теоритические основы управления мотивации».
2.1.Содержательные теории мотивации.
2.1.1.Теория мотивации А. Маслоу……………….............…………......... …10
2.1.2.Теория потребностей Дэвида Мак Келланда……...……. ……..... ..10
2.1.3.Теория мотивации Фредерика Херцберга(теория 2ух факторов)............13
2.2.Процессуальные теории мотивации.
2.2.1.Мотивационная теория ожидания В.Врума……………........…… ..15
2.2.2.Теория справедливости в трудовой мотивации……….………… ..16
2.2.3.Теория мотивации Л.Портера — Э.Лоулера………….………… …17
2.2.4.Теория мотивации Л.С.Выготского............................................................18
ГлаваIII. Анализ мотивационно деятельности ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз».
3.1.Мотивационная деятельность на предприятии............................................20
Заключение………………………………………………………….........… ..22
Список литературы………………………………………….........………… 24

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Государственный Университет  Управления»

 

Институт национальной и мировой  экономики

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

на тему:

«Мотивационный менеджмент.

История и  современные подходы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: Габуева А.А.

Дневной формы обучения

Группа, курс:2-1/подпись/ _________

Руководитель: Семилетенко А.В.

 

 

 

 

МОСКВА 2010 

  • Содержание.

    • Введение…………………………………………………………….........……..3

    • ГлаваI. «Теоретические основы мотивационного менеджмента».

    1.1.Понятия «мотивации» и мотива.......................................................................5

    1.2.Виды мотивации. Стимулирование.................................................................6

    • Глава II.»Теоритические основы управления мотивации».

    2.1.Содержательные теории мотивации.

    2.1.1.Теория мотивации А. Маслоу……………….............………….........   …10

    • 2.1.2.Теория потребностей Дэвида Мак Келланда……...…….       …….....  ..10

    2.1.3.Теория мотивации Фредерика  Херцберга(теория 2ух факторов)............13

    • 2.2.Процессуальные теории мотивации.

    • 2.2.1.Мотивационная теория ожидания В.Врума……………........……        ..15

    • 2.2.2.Теория справедливости в трудовой мотивации……….…………        ..16

    • 2.2.3.Теория мотивации Л.Портера — Э.Лоулера………….…………       …17

    2.2.4.Теория мотивации Л.С.Выготского............................................................18

     

    ГлаваIII. Анализ мотивационно деятельности ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз».

    3.1.Мотивационная деятельность  на предприятии............................................20

    •  Заключение………………………………………………………….........…     ..22

    •  Список литературы………………………………………….........…………      24

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение.

     

    Проблема мотивации людей к труду всегда была актуальной. Попытки найти способы повышения продуктивности работы людей посредством их мотивации предпринимались с древних времен. Еще около 2 тыс. лет до н. э. царь Вавилона Хаммурапи законодательно установил для некоторых подданных уровень заработной платы. А возможность стимулирования с помощью заработной платы работников спустя тысячу лет доказал правивший там же Навуходоносор II. За 400 лет до н. э. персидский царь Кир выдвигал идеи о необходимости исследования причин мотивации людей.

    Как мы  видим, руководители, в том  числе высшие, осознанно или неосознанно  пытались осуществлять функцию мотивации  работников. В древние времена  для этого служили наказания, а для избранных — награды.

    Способы мотивации всегда были связаны  с уровнем развития производства, общественными условиями, потребностями, культурой, традициями, религией.

    Актуальность данной темы заключается  в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; а получив представление о том что же такое мотивация и каковы наш истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

    Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей.

    Современные теории мотивации деятельности персонала и использование их на практике доказывают, что далеко не всегда материальные стимулы побуждают человека трудиться усерднее.

    Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание  его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

    При всей широте методов, с помощью  которых можно мотивировать работников, руководитель должен сам выбирать, каким образом стимулировать  каждого работника для выполнения главной задачи - выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе. Если этот выбор сделан удачно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы людей, коллектива на благо процветания организации и общества в целом.

    Объектом  исследования  моей курсовой  работы  является   ОАО   «Роснефть - Краснодарнефтегаз».  Предметом   исследования    является    -    анализ

      мотивационной  деятельности на предприятии.

      Целью курсовой работы – разработать рекомендации по  совершенствованию и развитию мотивационной деятельности  для ОАО  «Роснефть — Краснодарнефтегаз».

    Для решения поставленно цели необходимо решить ряд задач таких как:

    1. Изучить теоретические  основы мотивационного менеджмента.

    2.Проанализировать мотивационную деятельность  компании.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава I.

    « Теоретические  основы мотивационного менеджмента».

    1.1.Понятие  « мотивации» и мотива.

    Для того, чтобы  понять как влияет мотивация работников на общий успех организации, я  считаю, каждый руководитель должен для начала осознать сущность этого понятия. 
    Если рассматривать мотивацию человека к какой-либо деятельности в общем виде, то тогда она понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осознанному или неосознанному осуществлению определенных действий. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием. 
    Таким образом, я могу обозначить понятие мотивация, как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. 
    Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления: 
    • что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного воздействия. 
    • каково соотношение внутренних и внешних сил; 
    • как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

    Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, остановимся на уяснении смысла основных понятий, которые будут  использованы в дальнейшем.

    Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.[1] Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. 
    Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека. 
    Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. 
    Мотив находится “внутри” человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.[1] Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. в частности если мотив вызывает действия по устранению потребности то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию- человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

    Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. 
    Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. 
    Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

    1.2. Виды мотивации. Стимулирование.

    Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. 
    Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. 
    Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. 
    В зависимости от того что преследует мотивирование, какие,задачи оно решает можно выделить два основных типа мотивирования.

    Первый тип состоит в том. что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо Знать то какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе что ты хочешь, а ты даешь мне что я хочу”.Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия то и процесс мотивирования не сможет состояться.

     Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действии человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективном управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членами.

    Первый и второй типы мотивирования  не следует противопоставлять, так  как в современной практике управления прогрессивно управляемыми организации  стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

    Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.[2] 
    Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.

    Процесс использования различных  стимулов для мотивирования людей  называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование.

    Роль данного процесса стимулирования исключительно велика. 
    Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

    Стимулирование принципиально  отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование.

    Информация о работе Мотивационный менеджмент. История и современные подходы