Действенным
стимулирующим средством экономической
мотивации является также дополнение
заработной платы системой итогового
вознаграждения - премией.
Кроме заработной
платы и премий, получает распространение
еще один вид денежного вознаграждения
- участие в прибылях. При регулярном
осуществлении таких выплат люди
видят конкретные результаты своей работы.
Удовлетворенность материальным вознаграждением,
его справедливым уровнем стимулирует
инициативу людей, формирует у них приверженность
к организации, привлекает к ней новых
членов. Косвенная экономическая мотивация
основана на мотивации свободным временем.
Она выражается в следующих формах: сокращенном
рабочем дне, увеличенном отпуске, призванных
компенсировать повышенные физические
или нервно-эмоциональные затраты; скользящем
или гибком графике, делающем режим работы
более удобным для человека, что позволяет
ему заниматься другими делами; предоставление
отгулов за часть сэкономленного при выполнении
работы времени. [4]
2.2 Неэкономические
способы мотивации
К неэкономическим
способам мотивации относятся организационные
и моральные.
Организационные
способы включают в себя мотивацию целями,
привлечением к участию в делах организации,
обогащением труда.
Мотивация
целями должна побудить в сотруднике
сознание того, что достижение этих
целей принесет всему коллективу
организации или подразделения
определенные блага. В достижении цели,
которую работник себе поставил или
в формулировании которой он принял
участие, он проявит больше энергии.
Мотивация участием в делах организации
предполагает, что работникам предоставлено
право голоса при решении ряда
проблем и прежде всего социального
характера; они вовлекаются в
процесс коллективного творчества,
консультирования по специальным вопросам;
им делегируются определенные права и
ответственность.
Мотивация
обогащением труда заключается
в предоставлении работникам более
содержательной, важной, интересной, социально
значимой работы с широкими перспективами
должностного и профессионального
роста, дающей возможность осуществлять
контроль над ресурсами и условиями
труда.
К моральным
методам мотивации относится, прежде всего,
признание, которое бывает личным и публичным.
Смысл личного
признания состоит в том, что
особо отличившиеся работники упоминаются
в докладах высшему руководству
организации, представляются ему, получают
право подписывать документы, в
разработке которых они принимали
участие, предоставляется право
постановки личного клейма, персонально
поздравляются администрацией по случаю
праздников и семейных дат. Публичное
признание состоит в широком
распространении информации о достижениях
работников через различные средства
пропаганды, награждения и внесение
их в специальные книги. Специфическими
моральными методами мотивации являются
похвала и критика.
Похвала
должна следовать за любыми достойными
действиями исполнителей. К ней предъявляются
такие требования, как дозированность,
последовательность, регулярность, контрастность
(необходимы перерывы). Отсутствие похвалы,
особенно за хорошую работу, неискренняя
похвала - демотивируют. Поэтому необходимо
разрабатывать объективные критерии.
Критика тоже должна быть неотвратимой,
т.е. следовать за допущенными ошибками.
Она должна быть конструктивной, стимулировать
действия работника, направленные на устранение
ошибок, и указывать на их возможные варианты.
К правилам
критики относятся: конфиденциальность,
доброжелательность, создаваемая за
счет снижения обвинительного акцента,
внесения элементов похвалы, уважительного
отношения к личности критикуемого,
сопереживания ему, высказывания замечаний
иносказательно, в косвенной форме;
аргументированность; подчеркивание
возможности устранения недостатков
и демонстрация готовности прийти на
помощь. Любая критика должна восприниматься
как форма помощи в деле устранения
недостатков.
Комплексным показателем
мотивации может служить повышение
по службе, так как дает:
- более высокую заработную
плату (экономический мотив);
- более интересную работу (организационный
мотив);
- признание заслуг и авторитета
личности (моральный мотив).
Однако этот способ
имеет естественные ограничения, связанные
как с самим субъектом, так
и с возможностями организации,
в которой он работает.
В заключение можно
отметить, что человек осуществляет
определенные действия в соответствии
с давлением на него совокупности
внутренних и внешних сил. Совокупность
этих сил, называемая мотивацией, вызывает
у людей далеко не одинаковую реакцию.
В то же время на основе эмпирических
исследований было разработано несколько
концепций, описывающих факторы, влияющие
на мотивацию, и содержание процесса
мотивации, которые дают менеджерам
ключ к построению действенной системы
мотивирования людей. [4]
- Содержательные теории мотивации
- . Иерархия потребностей по А. Маслоу
Во
введении упоминалось имя Абрахама
Маслоу как одного из известнейших представителей
бихевиористского направления в ряду
учений об управлении. Широко известная
и широко признаваемая концепция иерархии
потребностей, разработанная Маслоу, включает
в себя следующие основные идеи и предпосылки.
•
Люди постоянно ощущают какие-то
потребности.
•
Люди испытывают определенный набор
сильно выраженных потребностей, которые
могут быть объединены в отдельные
группы.
•
Группы потребностей находятся в
иерархическом расположении по отношению
друг к другу.
•
Потребности, если они не удовлетворены,
побуждают человека к действиям.
Удовлетворенные потребности не
мотивируют людей.
• Если одна потребность удовлетворяется,
то на ее место выходит другая неудовлетворенная
потребность.
•
Обычно человек ощущает одновременно
несколько различных потребностей,
находящихся между собой в
комплексном взаимодействии.
•
Потребности, находящиеся ближе
к основанию «пирамиды», требуют
первостепенного удовлетворения.
•
Потребности более высокого уровня
начинают активно действовать на
человека после того, как в общем удовлетворены
потребности более низкого уровня.
•
Потребности более высокого уровня
могут быть удовлетворены большим
числом способов, нежели потребности
нижнего уровня.
В
соответствии с теорией Маслоу существует
пять групп потребностей.
- Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.
- Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избегать волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховаться в прямом и переносном смысле от возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности, за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.
- Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Все эти стремления составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на принадлежность к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо создавать условия для общения на работе. Хороший результат дают групповая форма организации труда, групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе.
- Потребности признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении данными людьми надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград и т.п.
- Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.
Основная
задача этой теории, похоже, состоит
в стремлении показать, как те или
иные потребности могут воздействовать
на мотивацию человека к деятельности
и как, зная об определенной динамике
действия потребностей на мотивацию
человека, воздействовать на человека,
предоставляя ему возможности удовлетворять
свои потребности определенным образом.
Концепция
Маслоу оказала большое влияние на развитие
теории и практики современного управления
Практика
показывает, что и потребность
признания и самовыражения также
может оказывать усиливающее
воздействие на мотивацию в процессе
ее удовлетворения (рис. 1).
На основе систематизации и объединения
в определенную совокупность потребностей,
форм их прояёвления в поведении человека
и возможных средств удовлетворения потребностей
может быть составлена таблица, показывающая
связь отдельных средств мотивирования
с пирамидой потребностей Маслоу (табл.
1). [5]
- Теория мотивации Д. Мак-Клелланда
Широко распространенной концепцией
потребностей, определяющих мотивацию
человека к деятельности, является
концепция МакКлелланда, связанная
с изучением и описанием влияния соучастия
и потребности властвования. В соответствии с идеями
МакКлелланда, эти потребности, если они
достаточно сильно присутствуют у человека,
оказывают заметное воздействие на поведение
человека, заставляя его предпринимать
усилия и осуществлять действия, которые
Должны привести к удовлетворению этих
потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает
эти потребности как приобретенные под
влиянием жизненных обстоятельств, опыта
и обучения.
- Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны делать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Им нравится принимать решения и отвечать за решение задачи, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность.
Исходя из вышеперечисленных характеристик,
можно сказать, что члены организации,
имеющие высокую потребность достижения,
готовы браться за работу, несущую в себе
элементы вызова, что позволяет им самостоятельно
ставить цели. Однако при этом им очень
трудно заниматься той работой, у которой
нет ясного и ощутимого результата, наступающего
достаточно быстро. Важно отметить, что
качество результата, а также качество
их работы не обязательно являются наивысшими.
Люди с данной потребностью много и охотно
работают, но не очень любят делиться работой
с другими. Совместно полученный результат
их устраивает гораздо меньше, чем если
бы они сами этот результат получили в
одиночку.
- Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.
Индивиды с высокой потребностью
соучастия предпочитают занимать в
организации такие позиции и
выполнять такую работу, которые
позволяют им находиться в активном
взаимодействии с людьми, как со своими
коллегами, так и с клиентами. Для успешной
организации работы таких членов коллектива
необходимо создавать условия, позволяющие
им регулярно получать информацию о реакции
окружающих на их действия, а также предоставляющие
им возможность активного взаимодействия
с достаточно широким кругом людей. Руководство
организации должно регулярно оценивать
уровень данной потребности у подчиненных
им сотрудников, чтобы правильно и своевременно
вносить корректировки в организацию
их работы с учетом возможного изменения
у отдельных сотрудников уровня потребности
соучастия. Естественно, анализ уровня
потребности соучастия должен оцениваться
и при приеме человека в организацию.
- Потребность властвовать является третьей крупной потребностью, влияние на поведение человека которой было изучено и описано МакКлелландом. Данная потребность также, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Потребность властвования имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на власть, желание полностью избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции.
Лица с высокой мотивацией властвования
могут быть подразделены на две, в
принципе взаимоисключающие друг друга,
группы.
- Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради властвования. В первую очередь их привлекает сама возможность командовать другими. Интересы организации для них часто отходят на второй план и даже теряют смысл, так как они концентрируют первостепенное внимание на своей руководящей позиции в организации, на своих возможностях властвовать, на своей силе в организации.
- Ко второй группе относятся те лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей. При этом очень важно отметить, что они ищут возможности мотивирования людей на достижение этих целей и работают вместе с коллективом как над определением целей, так и над их достижением. То есть потребность властвования для этих людей — это не стремление к властному самоутверждению ради удовлетворения своего тщеславия, а стремление к выполнению ответственной руководящей работы, связанной с решением организационных задач, что, кстати, также является стремлением к властному самоутверждению.