Мотивация и стимулы в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы состоит в том, чтобы раскрыть сущности мотивационной деятельности и применения мотивации.
Основные задачи данной курсовой работы:
1. рассмотрение основных понятий мотивации ;
2. рассмотрение основных теорий мотивации;
3. рассмотрение различных способов мотивации и стимулирования (материальные и нематериальные);
4. рассмотреть систему стимулирования ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания»

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………….…3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы мотивации и стимулирования……..5
1.1 Основные понятия……………………………………………….5
1.2 Основные теории мотивации…………………………………...7
Экономические и неэкономические способы мотивации человека………..7
2.1. Экономические способы мотивации…………………………..7
2.2. Неэкономические способы мотивации………………………..9
Содержательные теории мотивации………………………………………...11
Иерархия потребностей по А. Маслоу…………………….11
Теория мотивации Д. МакКлелланда………………………15
Двухфакторная мотивация Ф. Герцберга………………….19
ERG-теория К. Альдерфера……………………………..….21
Процессуальные теории мотивации………………………………………..24
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...25
Вывод…………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document (4).docx

— 132.71 Кб (Скачать файл)

МакКлелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потребностей (достижение, соучастие и властвование) для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа. Поэтому исключительно важно, чтобы работа руководителя, с одной стороны, давала возможность менеджерам удовлетворять эту потребность, а с другой — способствовала развитию этой потребности. []

Потребности достижения, соучастия  и властвования в концепции МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, как это было представлено в концепциях Маслоу и Альдерфера. Более того, проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния.. По-видимому, нельзя делать однозначно жестких выводов о том, в каком направлении воздействуют друг на друга три рассматриваемых потребности. Однако совершенно очевидно, что необходимо принимать во внимание их взаимовлияние при анализе мотивации человека, при анализе поведения и выработке методов управления человеком. [5]

 

      1. Двухфакторная мотивация Ф. Герцберга

Обычно считается, что удовлетворенность  человека своими действиями, своим  состоянием, окружением и неудовлетворенность  всем этим являются двумя полюсами, противоположностями, между которыми может находиться состояние и  настроение человека. В зависимости  от того, как осуществляется воздействие, мотивирование человека, его настроение может переходить из одного состояния  в другое, человек может становиться  то более удовлетворенным, то более  неудовлетворенным. Но, оказывается, не все выглядит так однозначно.

На стыке 50—60-х гг. Фредерик Герцберг совместно с рядом его коллег провел исследование, касающееся выяснения того, какие факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или же неудовлетворенность. Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих их факторов, являются двумя различными процессами, т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность (рис. 2).

  • Процесс «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т.е. с внутренними по отношению к работе факторами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Если эти факторы не присутствуют, то их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворенности. Герцберг называл эти факторы «удовлетворителями». Это название не получило широкого хождения. Обычно эти факторы называются мотивирующими.

Мотивирующие факторы рассматриваются  как самостоятельная группа потребностей, обобщенно которую можно назвать  группой потребностей в росте. К  этой группе относятся такие потребности  или факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста. Если данные потребности удовлетворяются, то и человек испытывает удовлетворение. А так как они могут приводить к удовлетворению, то они играют мотивирующую роль.

  • Процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности. В то же время наличие факторов этой группы не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. То есть данные факторы не играют мотивирующей роли, они как бы связаны с устранением «боли», «страдания». В литературе по управлению обычно их называют факторами «здоровья», как бы подчеркивая этим, что данные факторы создают нормальные, здоровые условия труда.

Факторы «здоровья» могут быть рассмотрены  как группа потребностей человека в  устранении трудностей, желаний и  проблем. Эти факторы помогают человеку устранить «боль», которую он переживает в их отсутствие. Но они не являются мотивирующими, так как обеспечивают нормальные условия и фактически не приводят к удовлетворенности. К факторам здоровья относятся заработная плата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте (шум, освещенность, комфорт и т.п.), статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Одним из самых парадоксальных выводов, который был сделан Герцбергом из анализа факторов здоровья, явился вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. []

На основе разработанной им концепции  двух факторов Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. После того как достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, пытаться мотивировать работников с помощью факторов здоровья — практически бесполезное дело. Поэтому после этого менеджер должен сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов и пытаться добиваться высоких результатов труда через механизм достижения работниками состояния удовлетворенности. [5]

 

      1. ERG-теория К. Альдерфера

 

Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:

• потребности  существования;

• потребности  связи;

• потребности  роста.

Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с  группами потребностей теории Маслоу.

  • Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности.
  • Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Мас-лоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью.
  • Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п (рис. 3).

Эти три группы потребностей, так  же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если неудовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.

Процесс движения вверх по уровням  потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает  дополнительные возможности в мотивировании  людей в организации. Например, если у организации нет достаточных  возможностей для удовлетворения потребности  человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом  переключиться на потребность связи. И в данном случае организация  сможет предоставлять ему возможности  для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал  мотивирования данного человека.

Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет достаточно небольшое количество эмпирических подтверждений ее правильности. Однако тем не менее знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня (рис. 4). [5]

 

 

 

 

  1. Процессуальные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации  исходят из того, что люди оценивают различные виды поведения через полученные результаты. Истоком теории ожидания являются исследования К. Левина и его школы (теория поля). Основными разработчиками концепции ожидания можно назвать В. Врума и Д. Аткинсона. В модель В. Врума включены три переменные: ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты, ожидание того, что результаты повлекут за собой вознаграждение, и ожидаемая ценность вознаграждения (валентность). Д. Аткинсон (модель выбора риска) ввел еще одну переменную — достижение успеха (неуспеха). Результирующей в его формуле является тенденция успеха (неуспеха). В целом исследователей теории ожидания интересовало только произведение переменных в конкретной ситуации, и им все равно какая валентность больше: заработной

платы или продвижения по службе. Синтетическую модель мотивации, включающую элементы ранее рассмотренных теорий мотивации, разработали Лайман  Портер и Эдвард Лоулер. Согласно их теории мотивация есть функция потребностей, ожидания и справедливости

вознаграждения. Результативность труда  зависит от оценки ценности вознаграждения, приложенных усилий, оценки вероятности связи ≪усилие — вознаграждение≫; от характерных особенностей и потенциальных возможностей работника и самооценки последним своей роли. Они различают внешнее и внутреннее вознаграждения, а также вознаграждение, воспринимаемое как справедливое. [1]

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Современный уровень производства не может развиваться без эффективных  мотивационных систем персонала, которые  должны постоянно совершенствоваться под влиянием экономических и  политических условий. Сегодня на рынке  можно купить конкурентный товар, но купить конкурентоспособность и  стимулы к ней невозможно. Поэтому  отечественным предприятиям приходится самостоятельно искать наиболее подходящие и действенные методы организации  и поощрения труда.

Основная роль в безубыточной работе предприятия принадлежит его  персоналу. Проводимые в последнее  время исследования выявили, что  основные методы стимулирования труда  персонала, действующие на российских предприятиях, сводятся к следующему (рис.5)

В качестве основных рекомендаций по изменению системы  стимулирования труда персонала  с целью повышения производительности труда и снижения текучести кадров следует отметить (рис. 6).

Таким образом, система материальной заинтересованности персонала должна выстраиваться как система инвестирования в качество рабочей силы предприятий.

Вывод

Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению  к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько  концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные  группы потребностей оказывают влияние  на поведение человека. Широко признанными  концепциями этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражет определенную общность в мотивации человека к действиям.

Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие  усилия. Теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей. О.С.Виханский А.И.Наумов  МЕНЕДЖМЕНТ

Информация о работе Мотивация и стимулы в управлении