Мотивация как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является предприятие, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Цель данной работы изучить мотивацию как функцию управления, ее основу, современные теории, применяемые в торговых организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ 4
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ 13
2.1. Содержательные теории мотивации. 13
2.1.1.Теория иерархии потребностей А. Маслоу 13
2.2. Теория мотивационных потребностей Д. Мак-Клелланда [21, c, 204]. 13
2.3. Теория двух факторов Ф. Герцберга [5, c. 300]. 15
2.2. Процессуальные теории. 16
2.2.1. Теория ожидания В. Врума [5, c. 400]. 17
2.2.2. Теория справедливости С. Адамса (рис.4. Приложение 3). 18
2.2.3. Комплексную теорию Портера – Лоулера [5, c. 402]. 19
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

Файлы: 1 файл

Мотивация как функция управления.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)




Рис.3. Модель Врума [5, c. 400].

1. Ожидания в отношении «затраты труда - результатов» - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Чем сильнее ожидание, что усилия приведут к желаемому результату, тем больше вероятность, что этот человек качественно выполнит поставленную перед ним задачу.

2. Ожидания в отношении  «результатов-вознаграждений» - эти  ожидания определённого вознаграждения  или поощрения в ответ на  достигнутый уровень результатов. Чем крепче уверенность рабочего в том, что менеджер выплатит обещанное им вознаграждение, тем выше вероятность того, что рабочий станет усердно выполнять задание, данное им менеджером.

3. Ценность полученного  поощрения или вознаграждения. Даже если служащие уверены в том, что они могут выполнять ту работу, которую от них ждёт менеджер, и что они получат обещанное им вознаграждение, они всё равно задают себе, возможно, наиболее трудный вопрос: «Если я получу то вознаграждение, которое хочу получить, будет ли оно достаточно ценным для меня и смогу ли я с его помощью удовлетворить свои основные потребности?».

2.2.2. Теория справедливости  С. Адамса (рис.4. Приложение 3).

Теория справедливости изучает пре9дставления сотрудников организации о том, насколько объективно менеджмент оценивает внесенный ими трудовой вклад в сравнении с остальными работниками. Теория предполагает, что, оценивая индивидуально вознаграждение за достигнутые в процессе труда результаты, сотрудники организации стремятся к социальному равенству.

В соответствии с теорией  справедливости, в том случае, когда  индивид оценивает получаемое им вознаграждение как приблизительно равное оплате труда других сотрудников, достигших аналогичных результатов, он воспринимает отношение менеджмента  к нему лично как честное и беспристрастное. Равенство вознаграждения оценивается по соотношению «входа» и «выхода». Трудовой выход — это зарплата, признание, продвижение по службе, иные выгоды, а вход — образование, опыт, прилагаемые усилия и способности. Индивидуальное соотношение входа и выхода сравнивается с аналогичными пропорциями других членов рабочей группы или неким средним по группе. Ощущение справедливости возникает тогда, когда соотношение индивидуального выхода и входа примерно равно пропорции выходов и входов коллег.

Если баланс соотношений  вход/выход нарушается, у сотрудника возникает ощущение несправедливости. Возможно, индивид примет решение о необходимости увеличения вознаграждения (потребует увеличения зарплаты или предоставления ему более просторного офиса). Аналогично может поступить и целый профсоюз, настаивающий, чтобы оплата и условия труда его членов соответствовали средним по промышленности.

• Изменение входа. Человек  может выбрать и другой путь, уменьшая прилагаемые в процессе труда усилия. Например, работник, воспринимающий зарплату как несоразмерно маленькую, начинает работать с прохладцей или «опускается» до прогулов. Если работник считает, что ему переплачивают, он может повысить интенсивность труда.

• Изменение представлений. Исследования показывают, что в том случае, когда индивиду не удается воздействовать на вход или выход, возможна корректировка его представлений о справедливости. Он может искусственно завысить статус своей работы или как-то повлиять на представления других людей о своем заработке, что позволяет восстановить внутреннее равновесие.

• Уход с работы. Если человек чувствует, что к нему относятся несправедливо, он может  принять решение об уходе с  работы, рассчитывая найти новую, с более благоприятным балансом входа и выхода.

2.2.3. Комплексную теорию  Портера – Лоулера [5, c. 402].

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную  процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.

В их модели (рис.5 Приложение 4), фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.

Для того чтобы лучше  понять, как Портер и Лоулер объяснили  механизм мотивации, давайте последовательно  разберем их модель элемент за элементом. Согласно модели Портера-Лоулера результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей человека (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (76), такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.

Пунктирная линия между  результативностью и внешним  вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Дело в том, что эти вознаграждения отражают возможности вознаграждения, определяемые руководителем для данного сотрудника и организации в целом. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое (8), использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение (9) — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций [5, c. 403].

Особенностью вышеперечисленных  подходов является то, что они пытаются рассмотреть мотивационный процесс  изнутри, не учитывая того факта, что  сама мотивация, в качестве части  организационного климата, – это довольно сложная и относительно самостоятельная система человеческих отношений. Поэтому будет вполне правомерным признать наличие у этой системы определенных функций, т.е. тех продуктов своей деятельности, которые она поставляет в иную, вышестоящую по отношению к ней систему – организацию в целом. Рассмотрение мотивации именно в таком ракурсе можно условно назвать системно-функциональным подходом или даже особой теорией мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ  ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Мы решили показать использование  современных теорий мотивации практическое на примере магазина  «Panasonic». Магазин «Panasonic» занимается продажей аудио- видео- и бытовой техники. Покупателям предоставляется широкий спектр услуг по доставке, установке техники, разъяснению функциональных возможностей и особенностей, а также гарантийному обслуживанию. Магазин «Panasonic» является структурным подразделением ЦМПО МГТИ, осуществляющим коммерческую деятельность.

Практическое применение теорий ожидания

Предположим, что администратор  предложил продавцам  отделов  предоставить к концу месяца информацию о посещаемости магазина и спроса на тот или иной товар. Требуемые данные могут основываться на чисто визуальных, интуитивных ощущениях продавцов или быть получены эмпирическим путем. Для того, чтобы данные были точными и наиболее полно отражали действительность, необходимы постоянные наблюдения и четкая фиксация количества посетителей и проданного товара по номенклатурному перечню. Дополнительные усилия будут прилагаться продавцами лишь в том случае, если продавцы будут уверены, что наращивание усилий может увеличить вероятность получения вознаграждения.

Усилия должны вознаграждаться  лишь тогда, когда приводят к повышению показателей выполнения работы. Следует поощрять не сами усилия, направляемые на сбор информации, а хорошее выполнение работы.

В нашем примере это  предоставление хорошего адекватного  действительности отчета. Связь между усилиями и показателями выполнения работы показана на рисунке 6.

 


 

 

 


 


 

          Результаты только в том случае будут заметно влиять на поведение человека, если он стремится к этому результату или старается его избежать.

Если связи, указанные не рисунке 6, ясные и прочные, то результаты будут оказывать сильное мотивирующее воздействие. Мотивация будет низкой, если слаба связь между сбором информации и качеством отчета. Можно выделить основные факторы, влияющие на силу этой связи:

  1. способности. Когда выдается задание, требующее столь кропотливой работы, нужно быть уверенным, что продавец дисциплинирован и может справиться с ним.
  2. четкая постановка цели. Необходимо объяснить, что от работника требуется подробный отчет и подсказать методы выполнения работы.
  3. оценка. Нужно найти формы выражения признания высоких показателей выполнения работы или осуждения низких.
  4. ресурсы. Необходимо обеспечить наличие требуемых ресурсов. В данном случае ресурсом является время. Очень важно, чтобы выполнение задания не повлияло на качество выполнения основной работы. В противном случае может снизиться заработная плата, и результат окажется бесполезным.

Не менее важно, чтобы  продавец верил в наличие связей между высоким качеством предоставленного отчета и вознаграждения. Поэтому  необходимо заранее определить вид  вознаграждения за выполненную работу. Но нельзя знать какие результаты представляются наиболее ценными для исполнителей,

Внутренние

Внешние

  • чувство достижения;
  • ощущение, что сделал что-то ценное;
  • ощущение, что сделал что-то 
    необходимое компании.
  • дополнительные выплаты;
  • разнообразие;
  • похвала.



не изучив самих исполнителей и особенностей ситуации.

Результатами от выполнения задания в данном примере могут служить:

 

        Теперь необходимо пояснить, почему могут быть достигнуты результаты, указанные в категории «внутренние». Информация о посещаемости будет основой для принятия решений о расширении рекламной кампании, а знание спроса на различные товары поможет руководству эффективно планировать их структуру. Результат может быть причиной удовлетворения от работы только в том случае, если вознаграждение воспринимается справедливым (в соответствии с ожиданиями). Связь между факторами, влияющими на мотивацию представлены на рисунке 7.









 


 

В своих действиях  как менеджера, администратор должен будет предусмотреть два момента:

  • определить, какой результат может быть достигнут продавцом в ходе 
    выполнения задания;
  • выбрать именно того продавца, для которого этот результат будет наиболее значимым.

Чтобы достичь этого  необходимо построить мотивационный  профиль каждого из своих подчиненных, затратив определенное время на общение с каждым из работников, вовлекая его в разговоры, не связанные с текущей работой, выяснение его индивидуальных особенностей. Затем, сопоставив полученные мотивационные профили с возможными результатами, администратор сможет принять решение о выдаче задания тому или иному работнику, естественно, не забывая о необходимости обеспечения факторами мотивации.

Я делаю акцент на необходимости  составления мотивационного профиля  работника не случайно. Ведь разные люди ценят различные вознаграждения или результаты работы. Это обусловлено тем, что потребности у разных людей разные и то, что является наградой для одного, может иметь совершенно иное значение для другого.

Применение  функции менеджмента Дж. Адера и теории Танненбаума и Шмидта для руководства разработкой рекламной кампании магазина «Panasonic»

Адер строит свою функциональную модель руководства на основе предположения о существовании трех видов потребностей: потребностей индивидуума, потребностей группы и потребностей задания. Модель Адера синергетическая, то есть основана на предположении, что главная задача руководителя заключается в том, чтобы согласовать потребности индивидуума, группы и задания так, чтобы их взаимодействие способствовало повышению продуктивности работы. Адер составил список из восьми главных практических функций, которые должен выполнять менеджер:

Информация о работе Мотивация как функция управления