Мотивация как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является предприятие, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Цель данной работы изучить мотивацию как функцию управления, ее основу, современные теории, применяемые в торговых организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ 4
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ 13
2.1. Содержательные теории мотивации. 13
2.1.1.Теория иерархии потребностей А. Маслоу 13
2.2. Теория мотивационных потребностей Д. Мак-Клелланда [21, c, 204]. 13
2.3. Теория двух факторов Ф. Герцберга [5, c. 300]. 15
2.2. Процессуальные теории. 16
2.2.1. Теория ожидания В. Врума [5, c. 400]. 17
2.2.2. Теория справедливости С. Адамса (рис.4. Приложение 3). 18
2.2.3. Комплексную теорию Портера – Лоулера [5, c. 402]. 19
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

Файлы: 1 файл

Мотивация как функция управления.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

1. Постановка задания. Необходимо сформулировать команде задачу, то есть поставить цели и способствовать тому, чтобы все члены команды воспринимали эту задачу как общее дело. Цели – это то, что помогает нам определить, выполнили мы задание или нет. Формулируя цели полезно задать себе вопрос: «Как мы узнаем, что успешно выполнили задание?» Цели должны быть осязаемые и достижимые.

2. Планирование. Метод планирования выбирается исходя из:

  • временных ограничений (располагает ли менеджер временем, чтобы проконсультироваться со всеми членами команды);
  • ресурсов (кто должен консультировать вас);
  • положения менеджера в команде (новый лидер, назначенный лидер или    

     избранный лидер);

  • какими полномочиями обладает менеджер.

3. Инструктаж. Целью инструктажа является достижение полной ясности у всех членов команды относительно того, что от них требуется. Каждый член команды должен иметь возможность задавать вопросы и получать необходимые разъяснения.

4. Контроль. В обязанности руководителя команды входит осуществление контроля за ходом работы, контроль самого себя. При условии успешного проведения этапов планирования и инструктажа необходимости в жестком контроле команды не будет. «Секрет контроля заключается в ясном представлении о том, что и когда должно быть сделано, кто это должен сделать и 
каким образом» (Адер, 1983). Контроль включает в себя установление норм, 
с которыми должны регулярно сравниваться результаты достигнутого 
прогресса.

5. Оценка. Для составления правильного суждения о выполненном задании необходимо оценить:

  • последствия;
  • результаты работы команды;
  • людей.

6. Мотивация. Чтобы мотивировать команду менеджер должен:

  • выявить наиболее ценимые членами команды вознаграждения;
  • увязать получение этих вознаграждений в качеством выполнения работы;
  • убедить членов команды в том, что они получат эти вознаграждения, если заслужат.

7. Организация. Создание такой структуры, в рамках которой команда или рабочая группа сможет эффективно выполнить свое задание. Менеджер должен взять на себя ответственность, по крайней мере на начальном этапе, за организацию работы команды, распределение заданий и мониторинг прогресса.

8. Личный пример. Менеджер является объектом внимательного наблюдения со стороны подчиненных и от его поведения во многом зависит, установится ли в организации климат доверия. Если менеджер привык говорить открыто, честно и отвечать за свои ошибки, то подчиненные последуют его примеру.

Выполнение каждой функции менеджером в реальной жизни можно проиллюстрировать таким примером. Руководство магазина «Panasonic» приняло решение о необходимости разработки рекламной кампании. Для этого была сформирована группа из продавцов, представителя рекламного агентства «Гранит» (г. Майкоп) и бухгалтера ЦМПО МГТИ. Целями команды были сбор идей и информации, обработка информации, принятие решений. Руководство выполнением задания может быть эффективным только в случае согласования трех видов потребностей: индивидуумов, группы и задания. Поэтому для начала нужно выделить эти потребности.

Требования  задания. Рекламная кампания должна быть максимально эффективной, то есть обеспечить увеличение объема продаж при минимальных затратах.

Потребности индивидуумов. Руководителя – в самоактуализации; бухгалтера – в социальных потребностях; продавцов – мощным мотиватором для них служат деньги (деньги способны удовлетворять разные потребности, поэтому здесь мы выделили результат, который будет цениться больше всего); представителя рекламного агентства – потребность самоактуализации и удовлетворение от работы.

Потребности группы: четкие указания, ресурсы, размеренный ход выполнения работы, поддержка.

Как видно, потребности  индивидуумов, группы и задания пока не согласуются. Чтобы обеспечить требуемое согласование нужно выполнить функции менеджмента Дж. Адера.

  1. Постановка задания. Стратегические цели – увеличение объема реализации на 10%. Тактический подход – разработка рекламной кампании с минимальными затратами (в пределах 7000 руб.).
  2. Планирование разработки кампании производилось всеми членами группы.
  3. Инструктаж производился на совещании, в ходе которого все получили ясное представление о том, что от них требуется. Продавцы ведут наблюдение и предоставляют отчет. Форма отчета согласуется менеджером с представителем рекламного агентства. Определение методов работы, составление анкет для опроса клиентов находятся в компетенции продавцов. На основании полученных данных представитель рекламного агентства предлагает формы рекламы, оценивает возможные затраты, которые согласовываются с запланированным бюджетом. Бухгалтер оплачивает услуги рекламного агентства.
  4. Контроль каждого этапа осуществляется в сроки запланированные ранее, проверяется соответствие выполненной работы выданному заданию.
  5. Оценка
  • последствий: желательные последствия – увеличение объема продаж, прибыли и заработной платы продавцов; нежелательные – затраты не окупятся; ясные – желаемый результат будет несколько ниже запланированного из-за изменений во внешней среде.
  • результатов. Ограниченный успех.
  • людей. Сформированы суждения о членах группы как о дисциплинированных и исполнительных работниках.
  1. Мотивация. При качественном выполнении всех этапов, детальном анализе круга потребителей, большинство целей было достигнуто, следовательно потребности руководителя и представителя рекламного агентства  в самоактуализации были удовлетворены. Бухгалтер, большее время проводящий за рутинной работой с цифрами, участвовал в принятии решений и совещаниях, следовательно его социальные потребности были удовлетворены. Увеличение объема реализации повлекло увеличение заработной платы продавцов.
  1. Организация. Менеджер создал структуру, в рамках которой рабочая группа смогла выполнить свое задание.

 



 

 



 


 

8. Личный пример. Чтобы сфокусировать внимание подчиненных на важности рекламы, менеджер привлекал к управлению представителя рекламного агентства, проявлял к нему должное внимание.

Выполнение  этих восьми функций (последовательно  или параллельно) помогло согласовать  потребности задания, индивидуума и группы и добиться эффективного выполнения задания.

Не менее важным фактором был здесь и стиль руководства, обоснованно выбранный исходя из ситуационной теории руководства Танненбаума  и Шмидта. Согласно этой теории подходящий стиль руководства будет зависеть от четырех переменных:

руководитель – его  личные качества и предпочитаемый стиль  руководства;

  • подчиненные – их потребности, устремления и навыки;
  • задание – требования и цели работы, которая должна быть выполнена;
  • контекст – организация, ее ценности и традиции.

Танненбаум и Шмидт  предложили рассматривать непрерывный  континуум стилей руководства, различающихся по способам использования своей власти менеджера и степенью свободы предоставляемой менеджером своим подчиненным.

В данной ситуации руководитель в силу своих представлений о том, как следует обращаться с людьми, был сторонников демократического подхода. Он доверяет своим подчиненным и коллегам, на что имеет все основания. Проект для него было новым, с решением такого рода задач он раннее не сталкивался, поэтому счел возможным предоставить свободу действий своим подчиненным.

Подчиненные охотно принимали участие в выработке решений, так как была велика заинтересованность в увеличении объема продаж, а, как следствие, и заработной платы. Они являются сторонниками демократического стиля управления.

Задание было творческим и нестандартным, требовало принятия множества ответственных решений, а привлечение к управлению большего числа людей способствует снижению вероятности ошибок и повышению качества решений. Времени на выполнение задания было не очень много.

Контекст. ЦМПО МГТИ является организацией с жесткой иерархической структурой. Работу всех структурных подразделений регламентирует много правил и инструкций. Здесь доминирует автократический стиль руководства.

 


 

 

 

 

 

 

 


 

Как видно из диаграммы  «наилучшего согласования», все  переменные 
согласуются с демократическим стилем руководства.

На рис. 10 (Приложение 5) выбранный стиль управления (точка А) характеризует значительную степень свободы подчиненных и ограниченное использование власти менеджером.

Резюмируя, можно сказать, что использование теории менеджмента  в практике управленческой деятельности позволяет добиваться намеченных целей в запланированные сроки, исключая нерациональные затраты времени, ресурсов и таланта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя исследование по теме: «Мотивации персонала как функции  предприятия» можно сделать ряд выводов.

Мотивация (мотив) происходит от греческого слова motiv и от латинского - movo - двигаю. Это процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия.

Основными задачами мотивации  являются:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  • формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Существует несколько  основных теорий мотивации:

  1. Содержательные теории
    1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Согласно его теории поведение работника определяется иерархической структурой его потребностей. Он выделяет первичные потребности: безопасность, физиологические; вторичные: социальные, уважение, самовыражение.

    1. Теория мотивационных потребностей Д. Мак-Клелланда

Добавил в теорию Маслоу три потребности, а именно потребности  в успехе, власти и соучастии.

    1. Теория двух факторов Ф. Герцберга

Формирует двухфакторную  модель мотивации. Первая модель - гигиенические факторы. Он говорит о том, что эти факторы не являются мотивационными и только обеспечивают безопасное условие деятельности. Вторая модель – мотивирующие факторы.

  1. Процессуальные теории
    1. Теория ожидания В. Врума

Он утверждал, что люди постоянно находятся в состоянии  мотивации. Согласно Вруму, для того, чтобы быть успешным менеджером, необходимо показывать подчинённым, что направление их усилий на достижение целей организации приведёт к скорейшему достижению их личных целей. Согласно теории ожидания Врума, подчинённые работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в трёх областях:

1. Ожидания в отношении  «затраты труда - результатов».

2. Ожидания в отношении  «результатов-вознаграждений».

3. Ценность полученного  поощрения или вознаграждения.

    1. Теория справедливости  С. Адамса

Теория справедливости изучает представления сотрудников  организации о том, насколько  объективно менеджмент оценивает внесенный ими трудовой вклад в сравнении с остальными работниками. Теория предполагает, что, оценивая индивидуально вознаграждение за достигнутые в процессе труда результаты, сотрудники организации стремятся к социальному равенству.

    1. Комплексную теорию Портера - Лоулера.

В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Бодди А.Д., Пэйтон Р.A. Основы менеджмента/пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 1999. – 816 с.
  2. Буслинский В.А. Диалектика превращения труда в первую жизненную потребность. - Киев: Наукова Думка, 1987. - 320с.
  3. Васильев И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991. -144с.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Проспект, 2000.

Информация о работе Мотивация как функция управления