Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является предприятие, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Цель данной работы изучить мотивацию как функцию управления, ее основу, современные теории, применяемые в торговых организациях.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ 4
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ 13
2.1. Содержательные теории мотивации. 13
2.1.1.Теория иерархии потребностей А. Маслоу 13
2.2. Теория мотивационных потребностей Д. Мак-Клелланда [21, c, 204]. 13
2.3. Теория двух факторов Ф. Герцберга [5, c. 300]. 15
2.2. Процессуальные теории. 16
2.2.1. Теория ожидания В. Врума [5, c. 400]. 17
2.2.2. Теория справедливости С. Адамса (рис.4. Приложение 3). 18
2.2.3. Комплексную теорию Портера – Лоулера [5, c. 402]. 19
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
1. Постановка задания. Необходимо сформулировать команде задачу, то есть поставить цели и способствовать тому, чтобы все члены команды воспринимали эту задачу как общее дело. Цели – это то, что помогает нам определить, выполнили мы задание или нет. Формулируя цели полезно задать себе вопрос: «Как мы узнаем, что успешно выполнили задание?» Цели должны быть осязаемые и достижимые.
2. Планирование. Метод планирования выбирается исходя из:
избранный лидер);
3. Инструктаж. Целью инструктажа является достижение полной ясности у всех членов команды относительно того, что от них требуется. Каждый член команды должен иметь возможность задавать вопросы и получать необходимые разъяснения.
4. Контроль. В обязанности руководителя команды
входит осуществление контроля за ходом
работы, контроль самого себя. При условии
успешного проведения этапов планирования
и инструктажа необходимости в жестком
контроле команды не будет. «Секрет контроля
заключается в ясном представлении о том,
что и когда должно быть сделано, кто это
должен сделать и
каким образом» (Адер, 1983). Контроль включает
в себя установление норм,
с которыми должны регулярно сравниваться
результаты достигнутого
прогресса.
5. Оценка. Для составления правильного суждения о выполненном задании необходимо оценить:
6. Мотивация. Чтобы мотивировать команду менеджер должен:
7. Организация. Создание такой структуры, в рамках которой команда или рабочая группа сможет эффективно выполнить свое задание. Менеджер должен взять на себя ответственность, по крайней мере на начальном этапе, за организацию работы команды, распределение заданий и мониторинг прогресса.
8. Личный пример. Менеджер является объектом внимательного наблюдения со стороны подчиненных и от его поведения во многом зависит, установится ли в организации климат доверия. Если менеджер привык говорить открыто, честно и отвечать за свои ошибки, то подчиненные последуют его примеру.
Выполнение каждой функции менеджером в реальной жизни можно проиллюстрировать таким примером. Руководство магазина «Panasonic» приняло решение о необходимости разработки рекламной кампании. Для этого была сформирована группа из продавцов, представителя рекламного агентства «Гранит» (г. Майкоп) и бухгалтера ЦМПО МГТИ. Целями команды были сбор идей и информации, обработка информации, принятие решений. Руководство выполнением задания может быть эффективным только в случае согласования трех видов потребностей: индивидуумов, группы и задания. Поэтому для начала нужно выделить эти потребности.
Требования задания. Рекламная кампания должна быть максимально эффективной, то есть обеспечить увеличение объема продаж при минимальных затратах.
Потребности индивидуумов. Руководителя – в самоактуализации; бухгалтера – в социальных потребностях; продавцов – мощным мотиватором для них служат деньги (деньги способны удовлетворять разные потребности, поэтому здесь мы выделили результат, который будет цениться больше всего); представителя рекламного агентства – потребность самоактуализации и удовлетворение от работы.
Потребности группы: четкие указания, ресурсы, размеренный ход выполнения работы, поддержка.
Как видно, потребности индивидуумов, группы и задания пока не согласуются. Чтобы обеспечить требуемое согласование нужно выполнить функции менеджмента Дж. Адера.
8. Личный пример. Чтобы сфокусировать внимание подчиненных на важности рекламы, менеджер привлекал к управлению представителя рекламного агентства, проявлял к нему должное внимание.
Не менее важным фактором был здесь и стиль руководства, обоснованно выбранный исходя из ситуационной теории руководства Танненбаума и Шмидта. Согласно этой теории подходящий стиль руководства будет зависеть от четырех переменных:
руководитель – его личные качества и предпочитаемый стиль руководства;
Танненбаум и Шмидт предложили рассматривать непрерывный континуум стилей руководства, различающихся по способам использования своей власти менеджера и степенью свободы предоставляемой менеджером своим подчиненным.
В данной ситуации руководитель в силу своих представлений о том, как следует обращаться с людьми, был сторонников демократического подхода. Он доверяет своим подчиненным и коллегам, на что имеет все основания. Проект для него было новым, с решением такого рода задач он раннее не сталкивался, поэтому счел возможным предоставить свободу действий своим подчиненным.
Подчиненные охотно принимали участие в выработке решений, так как была велика заинтересованность в увеличении объема продаж, а, как следствие, и заработной платы. Они являются сторонниками демократического стиля управления.
Задание было творческим и нестандартным, требовало принятия множества ответственных решений, а привлечение к управлению большего числа людей способствует снижению вероятности ошибок и повышению качества решений. Времени на выполнение задания было не очень много.
Контекст. ЦМПО МГТИ является организацией с жесткой иерархической структурой. Работу всех структурных подразделений регламентирует много правил и инструкций. Здесь доминирует автократический стиль руководства.
Как видно из диаграммы
«наилучшего согласования», все
переменные
согласуются с демократическим стилем руководства.
На рис. 10 (Приложение 5) выбранный стиль управления (точка А) характеризует значительную степень свободы подчиненных и ограниченное использование власти менеджером.
Резюмируя, можно сказать, что использование теории менеджмента в практике управленческой деятельности позволяет добиваться намеченных целей в запланированные сроки, исключая нерациональные затраты времени, ресурсов и таланта.
Проведя исследование по теме: «Мотивации персонала как функции предприятия» можно сделать ряд выводов.
Мотивация (мотив) происходит от греческого слова motiv и от латинского - movo - двигаю. Это процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия.
Основными задачами мотивации являются:
Существует несколько основных теорий мотивации:
Согласно его теории
поведение работника
Добавил в теорию Маслоу три потребности, а именно потребности в успехе, власти и соучастии.
Формирует двухфакторную модель мотивации. Первая модель - гигиенические факторы. Он говорит о том, что эти факторы не являются мотивационными и только обеспечивают безопасное условие деятельности. Вторая модель – мотивирующие факторы.
Он утверждал, что люди
постоянно находятся в
1. Ожидания в отношении «затраты труда - результатов».
2. Ожидания в отношении «результатов-вознаграждений».
3. Ценность полученного поощрения или вознаграждения.
Теория справедливости
изучает представления
В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли.