Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 05:07, контрольная работа
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивации эффективности деятельности персонала .
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие мотивации.
Изучить влияние мотивирующих факторов на работу персонала организации.
Проиллюстрировать мотивацию эффективности деятельности персонала предприятия на примере МУП «Котельные и тепловые сети».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теории мотивации 5
2. Мотивация эффективности работы персонала Муниципального унитарного предприятия «Котельные и тепловые сети г. Междуреченска. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5
Список использованной литературы. 5
Приложение 1 5
Приложение 2 5
Приложение 3 5
Приложение 4 5
Социальные потребности (или потребности в причастности) - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему - или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Если для человека данная потребность является ведущей, то он смотрит на свою работу как на принадлежность к коллективу, на возможность установления хороших и дружеских отношений со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководитель должен осуществлять дружеское партнерство, создавать условия для общения на работе и вне работы. Хороший результат дает групповая форма организации труда, групповые мероприятия и напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе.
Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, уважении со стороны окружающих, признании, потребности в компетентности и личных достижениях. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению или к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении такими людьми надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть освещение в печати, упоминание руководителем в публичных выступлениях их заслуг, привлечение их к формулировке целей и выработке решений, делегирование дополнительных прав и полномочий, продвижение по служебной лестнице.
Потребность самовыражения - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Эти потребности, в отличие от потребностей других групп, носят индивидуальный характер. Люди с данными потребностями открыты к восприятию окружения, созидательны и независимы. При управлении такими людьми надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие реализовать их творческие способности, создавать условия для обучения и развития их как личностей.
Недостатки теории Маслоу:
• не обязательно
наблюдается жесткое
• потребности носят индивидуальный характер и зависят от предпочтения человека на основе своего жизненного опыта (у каждого своя пирамида);
• удовлетворение верхней группы потребностей необязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.
Таким образом, руководитель должен постоянно изучать потребности своих подчиненных (они меняются) и использовать их в мотивации деятельности для достижения целей организации.
Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда
В этой теории рассматриваются три категории потребностей: власти, успеха и причастности. Эти потребности приобретаются в результате обучения и опыта работы. Считается, что первичные потребности уже удовлетворены. Они, в отличие от теории Маслоу, действуют параллельно.
Потребности власти и успеха в «пирамиде» Мак Клелланда находятся между потребностями уважения и самовыражения; потребность причастности совпадает с социальной потребностью.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Это, как правило, энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы, требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку это дает возможность проявить и реализовать ее.
Люди с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две взаимоисключающие группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради властвования, цели организации при этом отходят на второй план или даже теряют смысл. Вторую группу составляют лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей. Такие люди стремятся к выполнению ответственной руководящей работы. Для менеджера наибольшее значение имеет потребность властвования второго типа.
Потребность успеха - это процесс доведения работы до успешного завершения, а далее - провозглашение успеха этого человека. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. У таких людей качество работы и качество результата обязательно являются наивысшими. Люди с данной потребностью много и охотно работают, но не очень любят делиться работой с другими. Совместно полученный результат их устраивает гораздо меньше, чем если бы они получили этот результат в одиночку.
Для руководителя важно учитывать эту потребность при продвижении по службе, она может быть использована для приведения характера и содержания работы в соответствие с потребностями успеха работников.
Теория потребностей Альдерфера
По аналогии с теорией Маслоу эта теория рассматривает все потребности (первичные и вторичные) и объединяет их в три группы: потребности существования; потребности связи; потребности роста (см. рис. 3)4.
Потребности существования включают физиологические потребности безопасности и зашиты (кроме групповой безопасности) по Маслоу. Потребности связи корреспондируют с социальными потребностями, групповой безопасностью и частично - с потребностью уважения. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения.
Три рассмотренных группы потребностей, также как в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако, между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что по теории Маслоу происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Процесс движения вверх называется процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз - процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации людей в организации.
потребность в росте:
|
потребности в принадлежности:
|
жизненно необходимые потребности:
|
Рис. 3 . Иерархия потребностей по К. Алдерферу.
Двухфакторная теория Герцберга
Все факторы, влияющие на человека в процессе работы, Герцберг разделил на две группы: факторы мотивации и факторы здоровья (гигиенические факторы) к ним он отнес:
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, мотивационпые - с самим характером и сущностью работы. От гигиенических факторов может наступить неудовлетворение, если они отсутствуют.
Мотивационные факторы вызывают удовлетворение или неудовлетворение. К их числу относятся:
Руководитель на практике в соответствии с этой теорией должен обеспечить удовлетворение гигиенических факторов и далее работать мотивационными факторами. На основе этой теории многие фирмы разработали программы «обогащения» труда. «Обогащение» труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций.
Недостатки теории Герцберга в основном связаны с методами изучения факторов, которые получены методом опроса специалистов и рабочих. Результаты опроса во многом зависят от их постановки, а также от ряда психологических моментов. Люди чаще благоприятные факторы связывают с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют, а неблагоприятные факторы — с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят. Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение у одного человека и неудовлетворение - у другого. В теории не учитывается ситуационный подход, т. к. факторы могут быть различны в различных ситуациях.
Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди. При этом учитываются такие факторы, как восприятие человеком ситуации, его способность к обучению и познанию окружающей действительности.
Теория ожиданий
При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей5:
1. Затраты труда (3) - результаты (Р).
2. Результаты (Р) - вознаграждение (В).
3. Валентность (
Если нет прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то согласно теории ожидания мотивация ослабевает. Отсутствие этой взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за недостаточной квалификации, неправильного обучения, если работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.
Работник ожидает
Валентность представляет собой ценность поощрения или вознаграждения. Если валентность низка, то мотивация ослабевает. Различные люди имеют различную валентность. Например, для менеджера это может быть прибавка к жалованью, более интересная работа, продвижение по службе, уважение и признание заслуг.
Согласно теории ожидании между тремя рассмотренными зависимостями существует следующая связь: Мотивация = (3 - Р) • (Р - В) • валентность.
На практике руководство должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие; должно четко установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением (давать вознаграждение только за эффективную работу). Следует также иметь в виду, что работник будет стремиться к высокому результату, если нужно приложить разумные затраты сил и у него имеются достаточные для этого профессиональные навыки и полномочия.
Теория справедливости
С. Адамса
Разработанная
Стейси Адамсом «теория
В этом случае у работника может возникнуть психологическое напряжение: работник может прийти к выводу, что ему недоплачивают или переплачивают. В результате у работника может возникнуть стремление снять напряжение и для восстановления справедливости устранить дисбаланс.
Таблица 1
Варианты ситуаций, которые возникают с точки зрения справедливости вознаграждения для работника по С.Адамсу.
Вознаграждение А Вклад А |
< |
Вознаграждение Б Вклад Б |
Несправедливость (недоплата) |
Вознаграждение А Вклад А |
= |
Вознаграждение Б Вклад Б |
Справедливость |
Вознаграждение А Вклад А |
> |
Вознаграждение Б Вклад Б |
Несправедливость (переплата) |