Мотивация персонала: виды и значения для деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Основной элемент материального стимулирования – заработная плата. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника. Нематериальная мотивация существует для того, чтобы привлечь сотрудников к работе, при этом их желание трудиться для достижения определенной цели не должно основываться на получении материальной выгоды. Принимая во внимание положение с уровнем зарплат в стране, получается, что нематериальная мотивация не оправдывает саму себя.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Мотивация персонала …………………………………………. 4
1.1 Мотивация: понятие, виды и сущность…………………………… 4
1.2 Мотивационный механизм………………………………………….. 7
1.3 Способы стимулирования…………………………………………... 9
1.4 Теории мотивации…………………………………………………… 10
1.4.1 Теории содержания мотивации…………………………………… 11
1.4.2 Процессуальные теории мотивации……………………………… 15
Глава II. Материальное и нематериальное стимулирование
в системе мотивации…………………………………………………….. 24
2.1 Материальное стимулирование в системе мотивации……………. 24
2.2 Нематериальное стимулирование в системе мотивации…………. 30
Заключение………………………………………………………………. 35
Список использованных источников…………………………………... 36

Файлы: 1 файл

Мотивация персонала виды и значения для деятельности фирмы.docx

— 130.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание ………………………………………………………………

2

Введение ………………………………………………………………….

3

Глава I. Мотивация персонала ………………………………………….

4

1.1 Мотивация: понятие, виды  и сущность……………………………

4

1.2 Мотивационный механизм…………………………………………..

7

1.3 Способы стимулирования…………………………………………...

9

1.4 Теории мотивации……………………………………………………

10

1.4.1 Теории содержания  мотивации……………………………………

11

1.4.2 Процессуальные теории  мотивации………………………………

15

Глава II. Материальное и нематериальное стимулирование

 

в системе мотивации……………………………………………………..

24

2.1  Материальное стимулирование в системе мотивации…………….

24

2.2 Нематериальное стимулирование  в системе мотивации………….

30

Заключение……………………………………………………………….

35

Список использованных источников…………………………………...

36

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации.

Мотивация персонала — это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также способ привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их.

Основной элемент материального стимулирования – заработная плата. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника.

Нематериальная мотивация существует для того, чтобы привлечь сотрудников к работе, при этом их желание трудиться для достижения определенной цели не должно основываться на получении материальной выгоды. Принимая во внимание положение с уровнем зарплат в стране, получается, что нематериальная мотивация не оправдывает саму себя.

 

 

 

 

Глава I. Мотивация персонала

1.1 Мотивация: понятие, виды и сущность

Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия [1].

Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую лишь в определенной ситуации.

Нужно иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует одна какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, но и многими другими, которые порой трудно идентифицировать.

По происхождению потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания; по характеру бывают естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания — материальными и нематериальными.

Выделяют три уровня удовлетворения потребностей:

  1. минимальный обеспечивает выживание;
  2. нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);
  3. уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения [2].

Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т. е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение; именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.

Выделяют следующие основные типы мотивов:

  1. мотив как внутренне осознанная потребность (интерес), побуждающая к действиям (чувство долга), связанным с ее удовлетворением;
  2. мотив как неосознанная потребность (желание);
  3. мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;
  4. мотив как намерение, побуждающее поведение;
  5. мотив как комплекс перечисленных факторов.

Исследования показали, что при условии обладания достаточными средствами 20% людей не желают работать ни при каких обстоятельствах. Из остальных 36 % готовы работать в случае интересной работы, 36 % – чтобы избежать скуки и одиночества, 14 %  – из-за боязни потерять себя, 9 % – потому, что работа приносит радость. Лишь 12 % людей в качестве основного мотива деятельности имеют исключительно деньги, в то время как до 45 % предпочитают им славу, 35 % –  удовлетворенность содержанием работы, а около 15 % – власть [3].

В менеджменте большое значение уделяется также учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Для тех работников, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, что приносит награды и удовлетворение. Исследования показали, что сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а выкладываются лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены. Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов (Рис. 1):

  1. Первый этап - возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.
  2. Второй этап - поиск путей устранения потребностей, определение направлений действий, как именно и какими средствами можно удовлетворить потребность.
  3. Третий этап – определение целей (направлений) действия. В соответствии с направленностью и силой проявления мотивов человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, для того чтобы удовлетворить потребность.
  4. Четвертый этап – осуществление действия, т.е. затрата усилий для осуществления действия, позволяющего осуществить потребность. При этом может происходить корректировка целей, поскольку цели и потребности могут претерпеть изменение в процессе осуществления действий.
  5. Пятый этап - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для удовлетворения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к деятельности.
  6. Шестой этап - устранение потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема мотивационного процесса

 

Знание логики процесса мотивации полностью не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их “вычленить” трудно. Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека в конкретных условиях [4].

 

1.2 Мотивационный механизм

Мотивационный механизм предприятия – это комплексная система  применяемых  инструментов  и  способов  воздействия  на рабочий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики. Мотивационный  механизм  должен  строиться  с  учетом  особенностей персонала,  учитывать  существующую  структуру  управления, факторы, воздействующие на организацию внутри и извне, а  также сложившиеся на фирме традиции и исторический опыт работы [5]. 

В целом мотивировать людей можно, используя внутреннее побуждение; внешнее побуждение; внешнее принуждение. С учетом этого можно говорить о нескольких стратегиях мотивации людей:

  1. стратегии, основанной, с одной стороны, на внутреннем побуждении (предрасположенности, желании) к определенным действиям, а с другой – на внешнем побуждении и принуждении. Она характерна, например, для Германии и современной России;
  2. стратегии, основанной на внешних побуждении и принуждении, т. е. использовании только стимулирования в обеих его формах (положительной и отрицательной). Она была характерна для большинства западных стран первой половины XX столетия;
  3. стратегии, основанной исключительно на принуждении (внешний отрицательный механизм мотивации). Эта модель характерна для подневольного труда;
  4. стратегии, основанной исключительно на внутреннем и внешнем побуждении, использующей положительный механизм мотивации. Такая стратегия характерна для фирм Японии;
  5. стратегии, основанной на внутреннем побуждении и принуждении, когда применялся внутренний положительный и внешний отрицательный мотивационный механизм. Это было свойственно экономике СССР.

Стимулирование (стимулирующее воздействие) представляет собой процесс применения стимулов, которые призваны обеспечивать либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения. Это достигается путем ограничения или, наоборот, улучшения возможностей удовлетворения его потребностей.

Опыт показывает, что чем чаще имеет место стимулирование, тем чаще будут повторяться нужные действия, а влияние стимулов тем сильнее, чем короче период времени их действия, чем больше человек нуждается в соответствующих благах.

 Выделяют два варианта стимулирования — мягкий и жесткий.

  1. Жесткое стимулирование предполагает принуждение людей к определенным действиям и основывается на некоем ценностном минимуме (страхе). Его примером служат сдельная заработная плата или оплата за конечный результат (его можно не получить), отсутствие социальной защиты (ее наличие ослабляет стимулирующий механизм). Подобное стимулирование не заменяет административно-правовых методов воздействия, а дополняет их. Его цель — не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено стандартными заданиями.
  2. Мягкое стимулирование основано на побуждении к деятельности в соответствии с ценностным максимумом. Его инструментом является, например, социальный пакет (благ, гарантий), который в России зачастую сегодня значит больше, чем денежная заработная плата.

Идеальный вариант мотивационного механизма предполагает, что внутренние побуждения (желания) должны первенствовать по отношению к внешним положительным мотивам (побуждению), а те, в свою очередь, иметь приоритет перед внешними отрицательными мотивами (принуждением) [6].

 

1.3 Способы стимулирования

К основным способам стимулирования на предприятии относятся экономические и неэкономические стимулы.

Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые человек получает в результате выполнения предъявляемых ему требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте).

К неэкономическим стимулам относят организационные и морально-психологические способы стимулирования, например:

  • привлечение работников к участию в делах фирмы и предоставление им права голоса при решении ряда проблем социального характера;
  • облегчение возможности приобрести новые знания и навыки, что делает людей более  независимыми и самостоятельными, придает им уверенность в своих силах, позволяет контролировать условия собственной деятельности;
  • обеспечение возможности каждому на своем рабочем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную значимость;
  • публичная оценка, которая предполагает возможность объявления благодарности, наёграждения ценными подарками, почетными грамотами и т.д.

Информация о работе Мотивация персонала: виды и значения для деятельности фирмы