Мотивация персонала: виды и значения для деятельности фирмы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 21:30, курсовая работа
Описание работы
Основной элемент материального стимулирования – заработная плата. Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника. Нематериальная мотивация существует для того, чтобы привлечь сотрудников к работе, при этом их желание трудиться для достижения определенной цели не должно основываться на получении материальной выгоды. Принимая во внимание положение с уровнем зарплат в стране, получается, что нематериальная мотивация не оправдывает саму себя.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………. 3 Глава I. Мотивация персонала …………………………………………. 4 1.1 Мотивация: понятие, виды и сущность…………………………… 4 1.2 Мотивационный механизм………………………………………….. 7 1.3 Способы стимулирования…………………………………………... 9 1.4 Теории мотивации…………………………………………………… 10 1.4.1 Теории содержания мотивации…………………………………… 11 1.4.2 Процессуальные теории мотивации……………………………… 15 Глава II. Материальное и нематериальное стимулирование в системе мотивации…………………………………………………….. 24 2.1 Материальное стимулирование в системе мотивации……………. 24 2.2 Нематериальное стимулирование в системе мотивации…………. 30 Заключение………………………………………………………………. 35 Список использованных источников…………………………………... 36
Один из универсальных способов
стимулирования – продвижение в должности,
которое дает и более высокую заработную
плату (экономический стимул), и интересную
и содержательную работу (организационный
стимул), а также отражает признание заслуг
и авторитета личности путем попадания
в более высокую статусную группу (моральный
стимул) [7].
1.4 Теории мотивации
Существуют два подхода к изучению
теорий мотивации. Содержательные теории
мотивации основываются на идентификации
тех внутренних побуждений (называемых
потребностями), которые заставляют людей
действовать так, а не иначе. В этой связи
будут описаны работы Абрахама Маслоу,
Дэвида Мак Клелланда и Фредерика Гсрцберга.
Более современные процесуальные теории
мотивации основываются в первую очередь
на том, как ведут себя люди с учетом их
восприятия и познания. Важно понять, что
хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов,
они не являются взаимоисключающими. Развитие
теорий мотивации имело явно эволюционный,
а не революционный характер. Они эффективно
используются в решении ежедневно возникающих
задач побуждения людей к эффективному
труду.
1.4.1 Теории содержания
мотивации
Содержательные теории мотивации
в первую очередь стараются определить
потребности и факторы, побуждающие людей
к действию, особенно при определении
объема и содержания работы. При закладке
основ современных концепций мотивации
наибольшим значение имели работы трех
человек: Абрахама Маслоу, Дэвида Мак Клелланда
и Фредерика Герцберга.
Иерархия потребностей по А.
Маслоу
Создавая свою теорию мотивации
в 40-е годы ХХ века, Абрахам Маслоу признавал,
что люди имеют множество различных потребностей,
но полагал также, что эти потребности
можно разделить на пять основных категорий:
Физиологические потребности
являются необходимыми для выживания.
Они включают потребности в еде, воде,
убежище, отдыхе и другие подобные потребности.
Например, человек хочет оплатить кредит
за машину или регулярно вносит квартирную
плату.
Потребности в безопасности
и уверенности в будущем включают потребности
в защите от физических и психологических
опасностей со стороны окружающего мира
и уверенность в том, что физиологические
потребности будут удовлетворены в будущем.
Проявлением потребностей уверенности
в будущем является покупка страхового
полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию. Например,
человек работает, чтобы обеспечить себе
и своему ребенку медицинские и страховые
льготы.
Социальные потребности, иногда
называемые потребностями в причастности,
— это понятие, включающее чувство принадлежности
к чему или кому-либо, чувство, что тебя
принимают другие, чувства социального
взаимодействия, привязанности и поддержки.
Например, общительный человек, работающий
в каком-либо отделе, строит дружеские
отношения со своими коллегами.
Потребности в уважении включают
потребности в самоуважении, личных достижений,
компетентности, уважении со стороны окружающих,
признания. Например, менеджер среднего
звена работает 70 часов в неделю, чтобы
добиться повышения по службе.
Потребности самовыражения
— потребность в реализации своих потенциальных
возможностей и росте как личности. Наверняка
найдется человек, который трудится не
за деньги, не ради общения с коллегами
или карьерного роста, но потому, что это
соответствует его системе ценностей:
именно работа делает его жизнь осмысленной.
По теории Маслоу все эти потребности
можно расположить в виде строгой иерархической
структуры, показанной на рисунке 2. Этим
он хотел показать, что потребности нижних
уровней требуют удовлетворения и, следовательно,
влияют на поведение человека прежде,
чем на мотивации начнут сказываться потребности
более высоких уровней. В каждый конкретный
момент времени человек будет стремиться
к удовлетворению той потребности, которая
для него является более важной или сильной.
Прежде, чем потребность следующего уровня
станет наиболее мощным определяющим
фактором в поведении человека, должна
быть удовлетворена потребность более
низкого уровня.
Рис.1. Пирамида потребностей
по А. Маслоу
Смысл такого иерархического
построения заключается в том, что приоритетны
для человека потребности более низких
уровней и это сказывается на его мотивации.
Другими словами, в поведении человека
более определяющим является удовлетворение
потребностей сначала низких уровней,
а затем, по мере удовлетворения этих потребностей,
становятся стимулирующим фактором и
потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность
– потребность самовыражения и роста
человека как личности – никогда не может
быть удовлетворена полностью, поэтому
процесс мотивации человека через потребности
бесконечен.
Долг руководителя заключается
в том, чтобы тщательно наблюдать за своими
подчиненными, своевременно выяснять,
какие активные потребности движут каждым
из них, и принимать решения по их реализации
с целью повышения эффективности работы
сотрудников [8].
Теория потребностей Дэвида
Мак Клелланда
Другой моделью мотивации, делавшей
основной упор на потребности высших уровней,
была теория Дэвида Мак Клелланда. Согласно
его утверждению структура потребностей
высшего уровня сводится к трем факторам:
стремлению к успеху, стремлению к власти,
к признанию.
При таком утверждении успех
расценивается не как похвала или признание
со стороны коллег, а как личные достижения
в результате активной деятельности, как
готовность участвовать в принятии сложных
решений и нести за них персональную ответственность.
Стремление к власти должно не только
говорить о честолюбии, но и показывать
умение человека успешно работать на разных
уровнях управления в организациях, а
стремление к признанию - его способность
быть неформальным лидером, иметь свое
собственное мнение и уметь убеждать окружающих
в его правильности [8].
Двухфакторная теория Фредерика
Герцберга
Во второй половине 50-х годов
ХХ века Фредерик Герцберг с сотрудниками
разработал еще одну модель мотивации,
основанную на потребностях. Эта группа
исследователей попросила ответить 200
инженеров и конторских служащих одной
крупной лакокрасочной фирмы на следующие
вопросы: «Можете ли вы описать подробно,
когда после выполнения служебных обязанностей
чувствовали себя особенно хорошо?» и
«Можете ли вы описать подробно, когда
после выполнения служебных обязанностей
чувствовали себя особенно плохо?».
Согласно выводам Герцберга,
полученные ответы можно подразделить
на две большие категории, которые он назвал
«гигиеническими факторами» и «мотивацией»
(табл.1).
Мотивация
Гигиенические факторы
Достижения (успех);
Признание и одобрение результата;
Работа сама по себе;
Высокая степень ответственности;
Продвижение по карьерной лестнице
(творческий и деловой рост).
Политика компании и администрации;
Инспекции и непосредственный
контроль за работой;
Заработная плата;
Межличностные отношения;
Условия работы.
Таблица 1. Факторы, влияющие
на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы связаны
с самовыражением личности, ее внутренними
потребностями, а также с окружающей средой,
в которой осуществляется сама работа.
Они соответствуют физиологическим потребностям,
потребности в безопасности и уверенности
в будущем. Вторая группа факторов мотивации
связана с самим характером и сущностью
работы. Руководитель здесь должен помнить
о необходимости обобщения содержательной
части работы. «Гигиеническая» внешняя
среда и построенная на принципах справедливости
политика менеджмента могут предотвратить
недовольство и неудовлетворенность,
но сами по себе не будут мотивировать
работников. Для того чтобы добиться мотивации,
руководитель должен обеспечить наличие
не только гигиенических, но и мотивирующих
факторов.
Разница в рассмотренных теориях
следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации
рабочий обязательно начинает лучше работать,
по мнению Ф. Герцберга, рабочий начинает
лучше работать только после того, как
решит, что мотивация неадекватна [8].
1.4.2 Процессуальные
теории мотивации
Содержательные теории мотивации
базируются на потребностях и связанных
с ними факторах, определяющих поведение
людей. Процессуальные теории рассматривают
мотивацию в ином плане. В них анализируется
то, как человек распределяет усилия для
достижения различных целей и как выбирает
конкретный вид поведения. Процессуальные
теории не оспаривают существования потребностей,
но считают, что поведение людей определяется
не только ими. Согласно процессуальным
теориям поведение личности является
также функцией его восприятия и ожиданий,
связанных с данной ситуацией, и возможных
последствий выбранного им типа поведения.
Имеется три основные процессуальные
теории мотивации:
теория ожиданий,
теория справедливости
модель Портера-Лоулера [9].
Теория ожиданий
Теория ожиданий Виктора Врума,
базируется на положении о том, что наличие
активной потребности не является необходимым
единственным условием мотивации человека
на достижение определенной цели. Человек
должен также надеяться на то, что выбранный
им тип поведения действительно приведет
к удовлетворению или приобретению желаемого.
Ожидания можно рассматривать
как оценку данной личностью вероятности
определенного события.
Процессуальные теории ожидания
устанавливают, что поведение сотрудников
определяется поведением:
руководителя, который при определенных
условиях стимулирует работу сотрудника;
сотрудника, который уверен,
что при определенных условиях ему будет
выдано вознаграждение;
сотрудника и руководителя,
допускающих, что при определенном улучшении
качества работы ему будет выдано определенное
вознаграждение;
сотрудника, который сопоставляет
размер вознаграждения с суммой, которая
необходима ему для удовлетворения определенной
потребности [9].
Сказанное означает, что в теории
ожидания подчеркивается необходимость
в преобладании повышения качества труда
и уверенности в том, что это будет отмечено
руководителем, что позволяет ему реально
удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий,
можно сделать вывод, что работник должен
иметь такие потребности, которые могут
быть в значительной степени удовлетворены
в результате предполагаемых вознаграждений.
А руководитель должен давать такие поощрения,
которые могут удовлетворить ожидаемую
потребность работника.
Менеджерам, которые стремятся
усилить мотивацию рабочей силы, теория
ожиданий предоставляет для этого различные
возможности.
Для эффективной мотивации
менеджер должен установить твердое соотношение
между достигнутыми результатами и вознаграждением.
В связи с этим необходимо давать вознаграждение
только за эффективную работу.
Менеджеры должны сформировать
высокий, но реалистичный уровень результатов,
ожидаемых от подчиненных, и внушить им,
что они могут их добиться, если приложат
силы. То, как работники оценивают свои
силы, во многом зависит от того, чего ожидает
от них руководство.
Следует помнить, что работники
сумеют достичь уровня результативности,
требуемого для получения ценного вознаграждения,
если делегированный им уровень полномочий,
их профессиональные навыки достаточны
для выполнения поставленной задачи.
Теория справедливости
Другое объяснение того, как
люди распределяют и направляют свои усилия
на достижение поставленных целей, дает
теория справедливости. Теория справедливости
постулирует, что люди субъективно определяют
отношение полученного вознаграждения
к затраченным усилиям и затем соотносят
его с вознаграждением других людей, выполняющих
аналогичную работу. Если сравнение показывает
дисбаланс и несправедливость, т.е. человек
считает, что его коллега получил за такую
же работу большее вознаграждение, то
у него возникает психологическое напряжение.
В результате необходимо мотивировать
этого сотрудника, снять напряжение и
для восстановления справедливости исправить
дисбаланс.
Люди могут восстановить баланс
или чувство справедливости, либо, изменив
уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь
изменить уровень получаемого вознаграждения.
Таким образом, те сотрудники, которые
считают, что им не доплачивают по сравнению
с другими, могут либо начать работать
менее интенсивно, либо стремиться повысить
вознаграждение. Те же сотрудники, которые
считают, что им переплачивают, будут стремиться
поддерживать интенсивность труда на
прежнем уровне или даже увеличивать ее.
Исследования показывают, что обычно,
когда люди считают, что им недоплачивают,
они начинают работать менее интенсивно.
Если же они считают, что им переплачивают,
они менее склонны изменять свое поведение
и деятельность.