Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия произошли крупные перемены в управлении бизнесом. В частности, на первое место по влиянию на долгосрочный успех организации выходит так называемый "человеческий фактор". Хорошо обученный, правильно организованный персонал определяет судьбу любой организации. Сегодня невозможно эффективно управлять организацией, не добившись вовлеченности всего персонала , которая, в свою очередь недостижима без мотивации . Это осознано и в США, и в Европе, и в Японии. Успех предприятия напрямую зависит от качества работы каждого отдельного сотрудника.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности персонала…….4
1.1 Понятие мотивации трудовой деятельности……………………………….4
1.2 Основные этапы мотивации трудовой деятельности……………………...10
1.3 Теории мотивации Маслоу, Макклеланда, Герцберга…………………….13
2. Мотивация трудовой деятельности персонала на примере ООО«Макдоналдс»……………………………………………………………...16
2.1 Основные сведения об организации «Макдоналдс»………………………16
2.2 Мотивация персонала в «Макдоналдс»…………………………………….18
2.3 Рекомендации по улучшению мотивации трудовой деятельности в организации………………………………………………………………………19
3. Расчетная часть………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

КурсоваяПоташник.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

Третья  характеристика деятельности, на которую  влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Это очень важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости сказывается также негативно на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями.

Добросовестность  при исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих работ является важнейшим условием их успешного выполнения. Человек может обладать хорошей квалификацией и знанием, быть способным и созидательным, много работать. Но при этом он может относиться к своим обязанностям “спустя рукава” , безответственно. И это может сводить на нет все положительные результаты его деятельности. Руководство организации должно хорошо представлять себе это и стараться таким образом строить систему мотивирования, чтобы она развивала у сотрудников эту характеристику их поведения.

Направленность  как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу потому что она приносит ему  определенное удовлетворение (моральное или материальное) , а может делать ее потому, что он стремиться помочь своей организации добиться ее целей. Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении определенных целей.

1.2. Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести  следующих одна за другой стадии.

Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Первая стадия - возникновение потребностей.

Потребность проявляется в виде того, что человек  начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в  конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие- то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно можно разбить на три группы:

1.Физиологические

2. Психологические

3. Социальные

Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.

Раз потребность возникла и создает  проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия - определение целей (направления) действия.

Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что  получить для того, чтобы устранить  потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

что я должен получить, чтобы устранить  потребность;

что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

в какой  мере я могу добиться того, чего желаю;

насколько то, что я могу получить, может  устранить потребность.

Четвертая стадия - осуществление действия.

На  этой стадии человек затрачивает  усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия.

Проделав  определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что  он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может  обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия - устранение потребности.

В зависимости  от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, называет устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Знание  логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют  и делают неясным процесс практического  развертывания мотивации. Важным факторы является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей - при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Еще одним фактором, делающим мотивационный  процесс каждого конкретного  человека уникальным и не на сто  процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

Процесс мотивации  очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.

 

1.3 Теории мотивации А. Маслоу, Д. Макклеланда, Ф.Герцберга

Теория мотивации А. Маслоу 
Теория мотивации А. Маслоу - теория мотивации работников, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей (по убыванию уровня иерархии): 
1.     потребность в самовыражении, самореализации, личной власти; 
2.     потребность в уважении; 
3.     потребность в принадлежности к определенной социальной группе; 
4.     потребность в безопасности; 
5.     физиологические потребности. 
По А.Маслоу потребность становится мотиватором только после того, как будут удовлетворены потребности низшие в иерархии потребностей.

 

При разработке системы мотивации необходимо диагностировать какие потребности являются для работников актуальными. Если первичная, то можно повышать производительность труда заработной платой, гарантиями занятости, страховками, различными материальными благами, в случае вторичных потребностей предоставляется возможность участия в формальных (неформальных) группах карьерного роста, самореализации.

 

Теория мотивации  Д. Макклеланда

Теория мотивации Д. Макклеланда -теория мотивации, согласно которой мотивация трудовой деятельности персонала обусловливается тремя потребностями высшего уровня:

  • потребность власти - потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, желание управлять другими, хороший оратор;
  • потребность достижения (успеха) - потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий, умеренная степень риска, достаточные полномочия, вознаграждение за достижение результата;
  • потребность в признании - потребность в установлении и поддержании межличностных отношений, желание быть неформальным лидером, заинтересованность в широком общении;

 
Работник, имеющий потребность во власти, хочет обладать возможностью влиять на других и поэтому ищет такие задания и должности, где у него был бы соответствующий статус, дающий возможность использовать власть и авторитет. 
Работник, имеющий значительную потребность в достижении цели, ставит себе высокие, но реальные цели. Для него важны хорошие достижения. Дэвид Макклелланд утверждал, что сила потребности в достижении зависит от трех факторов: ожидании успеха, ценности получаемых результатов (награды и поощрения), чувства личной ответственности за достижение.

 

Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга 
Теория двух факторов по Ф. Герцбергу - теория мотивации трудовой деятельности персонала, согласно которой потребности можно разделить на две части:

  • мотивирующие потребности, определяющие удовлетворенность работой (эти факторы Герцберг назвал “мотиваторами”);
  • потребности, направленные на устранение негативных условий работы (эти внешние факторы получили название “факторов контекста”, или “гигиенических” факторов).

 
В теории двух факторов иерархия потребностей состоит из:

  • высших потребностей: удовлетворенность работой, творчество, признание, продвижение по службе;
  • десяти низших потребностей.

 
На удовлетворенность работой  влияют (мотивирующие факторы):

  • достижения (квалификация) и признание успеха,
  • работа как таковая (интерес к работе и заданию),
  • ответственность,
  • продвижение по службе,
  • возможность профессионального роста,
  • возможности личностной самореализации.

 
Мотиваторы непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий  уровень мотивации сотрудников  и трудовых достижений. Они выступают стимуляторами эффективного труда. 
На неудовлетворенность работой влияют (факторы, направленные на устранение негативных условий работы):

  • политика фирмы и администрации, нравственный климат в организации,
  • условия работы,
  • заработок (в случае фиксированной зарплаты),
  • межличностные отношения c начальниками, коллегами и подчиненными,
  • степень непосредственного контроля за работой.

 
Сами по себе гигиенические факторы  не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом.  
При улучшении гигиенических факторов неудовлетворенность не ощущается, но когда такое улучшение воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовлетворенности. 
 
Теория Герцберга тесно связана с иерархией потребностей Маслоу. Гигиенические факторы соответствуют первичным (потребность в безопасности и физиологические потребности) и социальным потребностям по Маслоу. Они устраняют неудовлетворенность, но не приводят к удовлетворению. Сами по себе гигиенические факторы не создают мотивации. Только мотиваторы побуждают людей к деятельности. Мотиваторы соответствуют двум высшим уровням потребностей Маслоу. 
Гигиенические факторы влияют на желание персонала работать в конкретной фирме, но слабо связанны с производительностью. Мотиваторы влияют на производительность, но их недостаточное проявление часто не приводит к уходу сотрудников.

Если необходимо снизить  текучесть персонала, повысить дисциплину, изменяют гигиенические факторы, если повысит производительность труда, изменяют мотиваторы.

2. Мотивация  трудовой деятельности персонала на примере ООО«Макдоналдс»

2.1 Основные сведения об организации «Макдоналдс»

«Макдоналдс» – крупнейшая сеть ресторанов быстрого обслуживания в мире. Первый ресторан «Макдоналдс» в России открылся в 1990 году на Пушкинской площади в городе Москве. Соглашение об открытии Ресторанов в Москве, подписанное в 1988 году, завершило 12 лет упорных переговоров, начатых Джорджем А. Кохоном – старшим председателем правления компании «Макдоналдс Ресторантс оф Канада Лимитед», старшим председателем компании «Макдоналдс» в России и председателем совета директоров ЗАО «Москва-Макдоналдс».

В настоящее время  рестораны «Макдоналдс» открыты  в таких российских городах, как  Москва, Мытищи, Реутов, Люберцы, Одинцово, Троицк, Дмитров, Клин, Красногорск, Балашиха, Химки, Сергиев Посад и другие всего работают 213 ресторанов. Рестораны «Макдоналдс» развиваются как отдельно стоящие предприятия в оживлённых местах и на больших магистралях города, а также в торговых центрах. Ежедневно рестораны «Макдоналдс» в России обслуживают более 600 000 посетителей.

Для приготовления всех блюд используются продукты только высшего  качества, отвечающие всем стандартам «Макдоналдс». На всех этапах производственного  процесса компания «Макдоналдс», ее поставщики и независимые эксперты осуществляют серию проверок качества, чтобы быть уверенными в соблюдении всех санитарно-гигиенических норм и правил, установленных РФ, а также в высочайшем качестве выпускаемой продукции. В 1990 году компания «Макдоналдс» инвестировала 45 миллионов долларов США в строительство и оборудование пищеперерабатывающего и распределительного центра, расположенного в Москве, – «Маккомплекс». «Маккомплекс» расположен в одном из московских районов, Солнцево. Из него ведутся поставки необходимых продуктов во все рестораны компании «Макдоналдс» в России. На заводе имеются собственные линии по производству мясных булочек, лаборатория контроля качества продукции и отдел сбыта. За 15 лет своей работы «Маккомплекс» внес значительный вклад в развитие отечественной пищеперерабатывающей промышленности, системы общественного питания, сельского хозяйства и деловых отношений в России. Начиная с 1989 года «Макдоналдс» делился своими знаниями в области технологии и деловых отношений с представителями всех стран СНГ. Сырье и материалы для «Маккомплекса» закупаются более чем у 100 российских поставщиков, которые строго следуют стандартам РФ и стандартам «Макдоналдс». Более того, в результате децентрализации переработки пищевых продуктов, при участии специалистов и технической помощи компании «Макдоналдс» было налажено производство готовой продукции уже на предприятиях российских поставщиков (салат, маринованные огурцы и т.д.). На «Маккомплексе» осуществляется жесткий контроль за переработкой продукции в соответствии со строгими требованиями и стандартами "Макдоналдс". Компания «Макдоналдс» ставит перед собой одну цель – полностью удовлетворить потребности посетителей. Все инициативы компании измеряются этим единственным критерием.

Информация о работе Мотивация персонала