Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:16, дипломная работа
В данной дипломной работе рассмотрены методы мотивации и пути их совершенствования работников, занятых в ресторанном бизнесе, а если точнее, — в ресторане «Охотников» отеля «Звезда».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНО - РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность организационной деятельности по мотивации труда работников……………………………………………………………………….4
1.2 Теории мотивации…………………………………………………………...8
1.3. Особенности мотивационной деятельности в ресторанном бизнесе…..18
1.4. Зарубежный опыт мотивации в ресторанном бизнесе………………….22
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО ОТЕЛЯ «ЗВЕЗДА» НА УРОВНЕ РЕСТОРАНА………………………..27
2.1 Структура гостинично – ресторанного комплекса………………………..27
2.2. Анализ системы управления персоналом ресторана……………………..32
2.3 Анализ кадров ресторана……………………………………………………37
2.4 Оценка работы профессионального торгового персонала ресторана…...41
2.5. Аттестация и обучение персонала…………………………………………45
2.6.Анализ системы мотивации………………………………………………...48
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА РЕСТОРАНА «ОХОТНИКОВ»…………………………………………………………………52
3.1. Предлагаемая система мотивации…………………………………………52
3.1.1 Стимулы, не требующие инвестиций со стороны ресторана………….52
3.1.2. Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые безадресно……..56
3.1.3. Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые адресно………...57
3.2. Разработка должностных инструкций……………………………………..63
3.3. Совершенствование стиля и корпоративной культуры «Ресторана «Охотников»»……………………………………………………………………73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….79
Учет в процессе руководства
действий общего механизма мотивации
способствует более компетентному
выбору руководителем форм стимулирования,
правильному определению
1.2. Теории мотивации
К первой группе относятся содержательные теории мотивации.
Теория мотивации по А. Маслоу. Данная теория рассматривается как иерархия потребностей. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп [29]:
Первые две группы потребностей
первичные, а следующие три вторичные.
Согласно теории Маслоу, все эти
потребности можно расположить
в строгой иерархической
САМОУВАЖЕНИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИЩЕННОСТИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Рисунок 1.2. Мотивация по Маслоу
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становится стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней [4, c. 123].
Самая высокая потребность – потребность самовыражения и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу [29].
Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Теория мотивации Дэвида Мак-Клелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак-Клелланд, который в сущности дополнил теорию Маслоу. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трём факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При этом утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию – его способность быть неформальным лидером, иметь своё собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
Согласно теории Мак-Клелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворять эту свою потребность и могут это сделать при занятии определённых должностей в организации.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направление на курсы повышения квалификации и т. д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому [29].
Теория мотивации Фредерика Герцберга. Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворённость работой (табл.1.1).
Факторы, влияющие на удовлетворительность в работе
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Продвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результата |
Межличностные отношение |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой |
Возможность творческого и делового роста |
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, её внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Герцберг пришёл к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника), всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворённости работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов – таких как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей [7, c. 154].
Теория мотивации Герцберга
имеет много общего с теорией
Маслоу. Гигиенические факторы
Согласно теории
Герцберга, наличие
Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают [29].
Хотя эта теория эффективно использовалась в ряде организаций, в ее адрес раздавались и критические замечания. В основном они были связаны с методами исследований. Действительно, когда людей просят описать ситуации, когда им бывало хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют, а неблагоприятные - с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят. Таким образом, результаты, которые получил Герцберг, были, по крайней мере, частично, результатом того, какие он задавал вопросы.
Таблица 1.2
Мотивация или удовлетворение? Как сами работники оценивают различные характеристики своей работы
Факторы повышения производительности |
Заставляют работать интенсивнее,% |
Делают работу более привлекательной, % |
И то, и другое, % |
Хорошие шансы продвижения по службе |
48 |
22 |
19 |
Хороший заработок |
45 |
27 |
22 |
Оплата, связанная с результатами труда |
43 |
31 |
16 |
Признание и одобрение хорошо выполненной работы |
41 |
34 |
17 |
Работа, которая заставляет развивать свои способности |
40 |
27 |
20 |
Работа, позволяющая думать самостоятельно |
37 |
33 |
17 |
Высокая степень ответственности |
36 |
28 |
14 |
Интересная работа |
36 |
35 |
18 |
Работа, требующая творческого подхода |
35 |
31 |
20 |
Удобное расположение |
56 |
12 |
12 |
На рабочем месте нет шума и каких-либо загрязнений среды |
56 |
12 |
12 |
Работа с людьми, которые нравятся |
54 |
17 |
13 |
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
В заключении анализа содержательных
теорий мотивации приведем сравнение
теорий Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда
и Герцберга (табл.1.3)