Мотивация труда, как элемент процесса управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Данная работа охватывает широкий спектр проблем ,связанных с перечисленными выше составляющими персонального менеджмента и, главным образом, с мотивацией подчиненных. Работа представляет собой попытку синтеза нескольких популярных теорий рациональной мотивации. Так же в работе содержится анализ причин низкой эффективности труда, отражена концепция выбора того или иного метода стимулирования деятельности человека.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Менеджмент: сущность и характерные черты
1.1. .Понятие и виды менеджмента
1.2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента........9
2. Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом
2.1. Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы
2.2. Стадии процесса мотивации
2.3. Опыт кадровой политики IBM
2.4. Проблемы мотивации труда на российских предприятиях
3.
Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия
Заключение.........................................................................................................43
Список литературы............................................................................................46

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.docx

— 102.71 Кб (Скачать файл)

Воронежский институт высоких технологий – АНОО ВПО

Факультет среднего профессионального  образования

Специальность менеджмент 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Менеджмент» 

на тему: «Мотивация труда, как элемент процесса управления персоналом». 
 

Выполнил   СПО-010М, 2-курс, Гусев Владислав 

Проверил             Жукова А.Е.                                             

                                               
 
 

                                                  Дата защиты:

                                                   «____»_____________ 2012г.

                                                   

                                                  Оценка: __________________ 
 
 
 

Воронеж 2012

Содержание: 

Введение...............................................................................................................3

  1. Менеджмент: сущность и характерные черты
    1. .Понятие и виды менеджмента
    2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента........9
  1.  Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом
    1.   Стратегия  управления человеческими ресурсами  фирмы 
    2.   Стадии процесса мотивации
    3.   Опыт кадровой политики IBM
    4.   Проблемы мотивации труда на российских предприятиях

    Анализ системы  мотивации и стимулирования труда  работников предприятия 

Заключение.........................................................................................................43

Список литературы............................................................................................46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Среди комплекса проблем менеджмента  особую роль играет проблема совершенствования  управления персоналом фирмы. Задачей  этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и  разумного применения творческих сил  человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

     Управление  персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения  в коллективе ,социально-психологические  аспекты управления. Ключевое же место  занимает определение способов повышения  производительности, путей роста  творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.

     Данная  работа охватывает широкий спектр проблем ,связанных с перечисленными выше составляющими персонального менеджмента  и, главным образом, с мотивацией подчиненных. Работа представляет собой  попытку синтеза нескольких популярных теорий рациональной мотивации. Так  же в работе содержится анализ причин низкой эффективности труда, отражена концепция выбора того или иного  метода стимулирования деятельности человека.

     Управление  организацией в наше динамичное время  представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря  которым ситуации отличаются одна от другой.

     Руководитель - это лицо, наделенное особыми полномочиями принятия решений и управления людьми. Он несет за это полную ответственность, как материальную, так и моральную. Руководителям приходится выполнять множество различных функций, решать разнообразные задачи.

     Как известно, руководители работают с  большим перенапряжением, в последнее  время стресс стал для них настоящей  бедой. Зачастую руководители, управляющие  большим количеством людей, выдерживают  на должности два-три года, а потом  уходят в тень. Для того, чтобы  эффективно работать на занимаемом посту, требуются обширные теоретические  знания, высокая квалификация и многолетний  опыт работы. Когда Вы заполняете анкету при приеме на работу менеджером, в  ней обязательно будут эти  три параметра.

     В конце ХХ века управленец - это не призвание, это профессия. Менеджер должен постоянно увеличивать и  обновлять запас своих знаний, добиваться уважения коллектива, заботиться о снижении затрат на персонал. Сегодня  менеджер все больше смещает акцент с управления производством на работу с персоналом. В этом аспекте вопрос мотивации как одной из функций  менеджера для меня - очень интересная и актуальная тема для исследования. На мой взгляд, при постоянно увеличивающемся  рынке спроса на труд и повышении  требований со стороны работников к  организации их труда, именно менеджер, уделивший больше остальных внимания проблеме мотивации персонала, добьется лучших результатов.

     Мотивация - это то, что заставляет людей действовать. Говоря иначе - это то, что заставляет их вкладывать усилия и энергию в то, что они делают. Позитивная мотивация возникает тогда, когда к человеку обращаются  с просьбой, но она исчезает, когда людей "принуждают" подчиниться требованию. По своей природе и проявлению мотивация сугубо индивидуальна для каждого человека, и все зависит от "совокупности" обстоятельств на данный момент.

  1. Менеджмент: сущность и характерные черты
    1. Понятие и виды менеджмента
 

     Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными  словами, общество состоит из огромного  количества различных организаций, и большинство людей почти  всю свою сознательную жизнь связаны  с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

     Основными составляющими любой организации  являются:

  1. люди, входящие в данную организацию;
  2. задачи, для решения которых данная организация существует;
  3. управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Люди, специально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами, а их занятие менеджментом.

     Первоначально слово «менеджмент» означало «умение  объезжать лошадей». Оно произошло  от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - «руководство людьми». На родине менеджмента - США - менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. У американцев термин «менеджмент» обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, менеджмент это - теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка. [1, С.18]

     Необходимо  отметить, что употребляя понятие  «менеджмент», мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую  трактовку. Так в фундаментальном  Оксфордском словаре английского  языка менеджмент определяется как: «способ, манера обращения с людьми; властью и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица».

     В словаре иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как  управление производством и как  совокупность принципов, методов, средств  и форм управления производством  с целью повышения эффективности  производства и его прибыльности.

     В учебном пособии «Менеджмент организаций» под редакцией профессора З.П.Румянцевой и профессора Н.А.Соломатина дается следующее понятие. «Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации мотиваций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям». [2, С.26],

     Сегодняшнее понятие менеджмент, отмечает доктор экономических наук, профессор В.Р.Веснин имеет ряд значений.

     «Во-первых, это хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка  в «автономном плавании», связанное  с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных  решений по любым, самым неожиданным  и сложным вопросам. Исходя из такого подхода управление предприятиями, существовавшее в Советском Союзе  в условиях командно - административной системы, не может считаться менеджментом, ибо оно свободным не было, а направлялось государственной властью.

     Во-вторых, под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной сферой хозяйственной деятельности. Так, в  настоящее время широкое распространение  получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов деятельности, связанных  с управлением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п.

     В-третьих, понятием «менеджмент» в настоящее  время характеризуется группа лиц, осуществляющих в рамках организации  управленческие функции. В русском  языке ему соответствует термин «руководство».

     В-четвертых, менеджмент - учебная дисциплина, преподавание которой в колледже одного из городов США начал в 1881 году, некий Джозеф Вартон и которая сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.

     В-пятых, наконец, менеджмент, представляет собой  совокупность научных знаний и практического  опыта в области управления, имеющих  междисциплинарный характер. Здесь  используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими  законы». [3, С.37]

     На  мой взгляд - это наиболее полное определение понятия «менеджмент». Следует обратить внимание на то, что русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

     Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

     Тем ни менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей  при минимуме затрат. С учетом изложенного  в работе, термин «управление» в  дальнейшем будет употребляться  с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».

     Вышеизложенные  определения понятия менеджмент, дают основания полагать, что менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает  практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно  достаточно четко определить границы  деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его  отдельные виды:

  1. Производственный менеджмент - это эффективное и рациональное управление любыми производственными процессами, связанными с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей.
  2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.
  3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом. [3,С.45]

Информация о работе Мотивация труда, как элемент процесса управления персоналом