Мотивация труда, как элемент процесса управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Данная работа охватывает широкий спектр проблем ,связанных с перечисленными выше составляющими персонального менеджмента и, главным образом, с мотивацией подчиненных. Работа представляет собой попытку синтеза нескольких популярных теорий рациональной мотивации. Так же в работе содержится анализ причин низкой эффективности труда, отражена концепция выбора того или иного метода стимулирования деятельности человека.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Менеджмент: сущность и характерные черты
1.1. .Понятие и виды менеджмента
1.2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента........9
2. Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом
2.1. Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы
2.2. Стадии процесса мотивации
2.3. Опыт кадровой политики IBM
2.4. Проблемы мотивации труда на российских предприятиях
3.
Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия
Заключение.........................................................................................................43
Список литературы............................................................................................46

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.docx

— 102.71 Кб (Скачать файл)

     Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

     Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

     Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы  в организациях имеют разомкнутую  обратную связь, так как руководящий  работник, являющийся по отношению  к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

     Люди  являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры  контроля менеджер должен принимать  во внимание поведение людей. [6,С.19]

     Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает  сильное и непосредственное воздействие  на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно  делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации.

     К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс  контроля может быть использован  для оказания положительного воздействия  на поведение сотрудников, некоторые  забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении  людей. Эти негативные явления часто  являются побочными результатами наглядности  действия системы контроля.

     Контроль  часто оказывает сильное влияние  на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать  поведение работников ориентированным  на них, т.е. люди будут стремиться к  удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также  привести к выдаче неверной информации.

     Проблем, возникающих вследствие воздействия  системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего  контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля. [6,С.25]

     Координация является центральной функцией менеджмента. Ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организовывания, мотивации и контроля), а так же действие руководителей.

     В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации.

     Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены  друг с другом, проникают друг в  друга так, что порой их трудно разделить.

     Необходимо  отметить, что функции менеджмента  реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких методов, а именно: организационные, административные, экономические, социально-психологические. Коротко  ознакомимся с ними.

     Методы  менеджмента:

  1. Суть организационных методов состоит в том, что прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть соответствующим образом организована - спроектирована, сориентирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правилами поведения для персонала. Другими словами, необходимо сначала создать фирму, расставить по местам людей, дать им задания, показать как действовать и уже после этого руководить их действиями. Таким образом организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными, составляют базу трех остальных -активных групп методов. [7,С.14]
  2. Административные методы исторически появились раньше других. По-другому они называются методами властной мотивации и сводятся прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности. Наиболее широкое распространение в настоящее время они имеют в армии и других подобного рода структурах. Условием применение этих методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. На практике эти методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения. [7,С.17]

     Однако, в результате значительного усложнения форм деятельности, потребовавшего от людей оперативного решения многих возникающих проблем, административные методы перестали отвечать реальным потребностям управления. Возникла необходимость  использования других методов, которые  позволяли бы исполнителям самим  проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и отвечать за принятые решения. И такие методы появились  в начале ХХ века, благодаря усилиям  основоположника научного менеджмента, американского инженера Фредерика  Тейлора. Они получили название экономических.

  1. Экономические методы - в их основе лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда. Исполнителю устанавливается только цель и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее выгодные для него пути их достижения. Проявленная им инициатива, выгодная не только для него, но и для фирмы, своевременное и качественное выполнение (а в иных случаях и перевыполнение) заданий каждый раз вознаграждаются, прежде всего, с помощью денежных выплат. [7,С.21]

     Но  экономические методы тоже быстро показали свою ограниченность, особенно при  управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых деньги не самый главный стимул работы. И  тут на помощь (в 20-х годах ХХ века) пришли социально-психологические  методы. Они сводятся к двум направлениям: во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата  в коллективе, способствующего большей  отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющему обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.

     Вышеизложенные  методы реализуются в соответствии с определенными принципами, то есть правилами. Принципов может быть много, но мы рассмотрим лишь наиболее важные.

     Принципы  менеджмента:

     Главным принципом в международной практике считается принцип - научность, в сочетании с элементами искусства. Следуя этому принципу, менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук и в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации и к людям, что помимо знаний предполагает владение искусством межличностного общения, умением найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. [4,С.52]

     Управленческий  процесс должен подчиняться принципу целенаправленности, то есть быть всегда ориентированным на решение конкретных проблем, осуществляться не «просто  так», а ради чего-то определенного.

     Другим  принципом менеджмента должна быть функциональная специализация в  сочетании с универсальностью. Суть его состоит в том, что к  каждому объекту управления имеется  свой подход, учитывающий его специфику. Так группой ученых нельзя руководить так же, как сотрудниками ресторана, а группой спортсменов по аналогии с воинским подразделением. Но поскольку во всех этих случаях имеет место руководство людьми как таковыми, то должен существовать некий универсальный подход к ним, безразлично - кто они, солдаты или академики, спортсмены или чиновники.

     Любой управленческий процесс строится в  соответствии с принципом последовательности. Согласно ему элементы или стадии управленческого процесса должны следовать  друг за другом в определенном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоряжение, а затем уже обдумывать его  правомерность. [2,С.17]

     Одним из важнейших принципов управления считается обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности  каждого звена системы управления. Избыток прав по сравнению с обязанностями  приводит к управленческому произволу, а их недостаток парализует деловую  инициативу, так как проявление излишней активности может грозить крупными неприятностями.

     К принципам менеджмента относится  обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой, путем  материального и морального поощрения  отличившихся работников, а так же максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений  на самых ранних стадиях работы над  ними. Это так же один из основополагающих принципов менеджмента, базирующийся на том, что решения, в которые  вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей  заинтересованностью, чем спущенные  сверху.

     Нельзя  не отметить и такой принцип менеджмента  как всемерное обеспечение состязательности участников. Речь идет не только о стремлении выполнить лучше других, порученное дело, что должно всячески стимулировать  поощрения конкуренции при замещении  должностей в сфере управления.

  1. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
    1. Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы
 

     Одна  из главных задач для предприятий  различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

     Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования».

     Трудовая  мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

     Это определение показывает тесную взаимосвязь  управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том  обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие  от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и, в конечном итоге, определенный результат трудовой деятельности.

     Дуглас  Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте  и выявил, что управляющий может  контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

    - задания, которые получает подчиненный;

    - качество выполнения задания;

    - время получения задания;

    - ожидаемое время выполнения задачи;

    - средства, имеющиеся для выполнения задачи;

    - коллектив, в котором работает подчиненный;

    - инструкции, полученные подчиненным;

    - убеждение подчиненного в посильности задачи;

    - убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

    - размер вознаграждения за проведенную работу;

    - уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

     Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его  труда. Дуглас Макгрегор пришел к  выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных  подхода к управлению, которые  он назвал «Теория X» и «Теория Y».

Информация о работе Мотивация труда, как элемент процесса управления персоналом