Мотивация труда, как элемент процесса управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Данная работа охватывает широкий спектр проблем ,связанных с перечисленными выше составляющими персонального менеджмента и, главным образом, с мотивацией подчиненных. Работа представляет собой попытку синтеза нескольких популярных теорий рациональной мотивации. Так же в работе содержится анализ причин низкой эффективности труда, отражена концепция выбора того или иного метода стимулирования деятельности человека.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Менеджмент: сущность и характерные черты
1.1. .Понятие и виды менеджмента
1.2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента........9
2. Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом
2.1. Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы
2.2. Стадии процесса мотивации
2.3. Опыт кадровой политики IBM
2.4. Проблемы мотивации труда на российских предприятиях
3.
Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия
Заключение.........................................................................................................43
Список литературы............................................................................................46

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.docx

— 102.71 Кб (Скачать файл)

 
 
    1.   Проблемы мотивации  труда на российских  предприятиях
 

     Отсутствие  приемлемого механизма мотивации  труда сотрудников ведет к  утечке квалифицированных кадров во многих компаниях. Материальное вознаграждение за профессиональные успехи должно носить систематический характер и основываться на ясных объективных критериях. Даже благополучные компании постоянно испытывают трудности, связанные с уходом грамотных и инициативных специалистов. Это свидетельствует о недостаточной проработке методики мотивации их профессионализма. Если для компаний с низким уровнем специализации труда данная проблема не актуальна, так как замена ушедшему специалисту может быть подготовлена в короткие сроки, то для инновационных и других организаций с высоким уровнем специализации решение этой проблемы имеет жизненно важное значение. Утечка квалифицированных кадров для них оборачивается настоящей катастрофой.

     Так, уход из компании «Вессо-Линк» значительной части менеджеров в ноябре 1996 г. на несколько недель парализовал ее деятельность. Кроме того, компания понесла значительные дополнительные расходы, связанные с поспешным набором новых сотрудников и предоставлением клиентам бесплатного обслуживания в течение месяца в качестве компенсации временных неудобств. Собственник не учел, что в высокоинтеллектуальном бизнесе менеджер, как и владелец, становится едва ли не основным производственным ресурсом.

     В целом же, по оценке, около 80 % западных корпораций, действующих на российском рынке, и до 50% местных лидирующих компаний теряют своих менеджеров в связи с переходом их к конкурентам.

     Было  проведено исследование эффективности  методов стимулирования работников. Используемые компаниями формы поощрения  можно разделить на несколько групп.

     Первая  группа:

  • ценные подарки;
  • моральные поощрения (благодарности, почетные грамоты и т.п.);
  • отгулы и дополнительные отпуска.

     Вторая  группа менее распространена:

  • внесение имени сотрудника в анналы истории;
  • вывешивание портрета наиболее отличившихся на доску почета;
  • награждение памятными значками.

     Третья  группа выглядит несколько экзотично:

  • компания в качестве поощрения берет у сотрудников в долг под проценты;
  • предлагается сотрудникам участие в прибыли;
  • компания продает сотрудникам акции.

     Если  применить комплексную оценку по признаку «эффективно – дешево», то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание и выдача ссуд. На втором - оплата проезда. Далее, в порядке убывания, - страхование, питание, обучение и др.

     Обращает  на себя внимание и то, что оценка эффективности и затратности компенсационных пакетов вызвала затруднения у весьма значительной части респондентов (от 39 до 67 %). Доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала гораздо ниже (от 17 до 33 %).

     Снова применив комплексную оценку по признаку «эффективно – дешево», получим следующий рейтинг.

     Самое сильное мотивирующее воздействие  оказывают (в порядке убывания):

  • привлечение средств персонала под проценты;
  • моральные поощрения;
  • занесение в книгу истории организации или на доску почета,
  • награждение туристическими путевками, памятными значками и др.;
  • отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки.

     Особого комментария требуют случаи долевого участия персонала в прибыли  и продажи сотрудникам акций  компании.

     Количество  компаний, реализующих подобные программы  невелико, и использование этих форм поощрения и мотивации только апробируется. Как следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот счет.

     Можно прогнозировать успешность этих программ и их распространение, если они будут подкреплены реальным участием персонала в управлении, или будут направлены на закрепление персонала в компании, реструктуризацию доходов персонала и т.п.

     Не  существует единых методов мотивации  персонала, эффективных во все времена  и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма. 

  1. Анализ  мотивации труда  персонала в Отделении №8606 Сбербанка России по Рязанской области
 

     Необходимо  отметить, что общие принципы формирования и управления мотивацией в организации  зависит от типа отношений между  руководящим звеном и подчиненными (сложившегося либо сознательно сформированного). Охарактеризуем тип отношений в системе «руководитель – подчиненный», сложившийся в рассматриваемой организации.

     При первом типе отношений руководители строят свои отношения с персоналом на основе недоверия и неуважения, подчиненные слабо вовлечены  в любой аспект принятия решений. Практически все решения и  постановка целей осуществляются руководством, откуда все это доводится до персонала с помощью цепочки команд. Персонал побуждается к труду, преимущественно с помощью страха, угроз. Персонал в такой системе ориентирован на удовлетворение в основном только физиологических потребностей и потребителей в безопасности. Минимальные взаимодействия между руководителями и подчиненными также определяются страхом и недоверием.

     При втором типе отношений руководящее  звено предпринимает первые попытки  ввести в деловой оборот основы доверия  и уважения. Несмотря на то, что основная доля решений принимается руководством, установлением части второстепенных целей делегировано нижестоящим  сотрудникам, при этом в точно установленном порядке. Сотрудники мотивированы потенциальной угрозой наказания и вознаграждением. Взаимодействие между руководством и подчиненными строится на основании снисходительности со стороны руководителя, страха и осторожности – со стороны подчиненных.

     Третий  тип отношений характеризуется  существенным, но не полным уважением  и доверием к руководящему звену  со стороны персонала. Основные решения  по-прежнему являются сферой ответственности  высшего звена управления, однако нижестоящим сотрудникам разрешено  принимать серьезные решения на своих уровнях. Коммуникация идет сверху - вниз, и обратно – по уровням иерархии. Вознаграждения, редкие наказания некоторая причастность составляют основу мотивации. При этом взаимодействия между руководящим звеном и персоналом характеризуются значительной интенсивностью и определенным уровнем доверия и уважения. Важные аспекты контроля делегированы под ответственность и высшему и низшему уровням. Четвертый тип характеризуется полным уважением и доверием к подчиненным. Принятие решений происходит на всех уровнях организации и носит взаимосвязанный характер. Сотрудники мотивируются включенностью в достижения организации, в принятие решений, в изменение технологии и т. д. Представлены дружественные отношения между управлением и персоналом. Существует широкая ответственность за процесс контроля, в который включено даже самое небольшое подразделение.

     На  основании личных наблюдений, можно  сделать вывод, что в Отделения  № 8606 Сбербанка России по Рязанской  области сложился смешанный тип  отношений между руководящим  звеном и подчиненными (между первой и второй моделями отношений).

     Одним из подтверждений этого является детальная регламентация норм поведения, требуемого от персонала при работе в Отделения № 8606 Сбербанка России по Рязанской области. Например, работник Отделения № 8606 Сбербанка России по Рязанской области должен проявлять профессиональную компетентность, стремление постоянно повышать ее. Таким образом, работнику в директивном порядке вменяется «Стремление к повышению квалификации», вне зависимости от сложившейся ситуации, реальных потребностей и мотивации сотрудника.

     Среди других норм:

  • личные интересы и ориентации, отрицательно сказывающиеся на работе, не допускаются,
  • отношения с коллегами строятся преимущественно на основе сотрудничества и компромисса, а в выполнении заказов, инструкций и других нормативных актов, своих должностных обязанностей предъявляется высокая требовательность к себе и другим,
  • нормой делового общения с коллегами, руководителями является вежливое обращение «Вы», по имени, отчеству,
  • в общении с клиентами, посетителями работник действует в пределах своей компетенции и должностных обязанностей точно в соответствии с законами и инструментами, при этом в решении даже самых сложных проблем проявляет выдержку и такт,
  • не допускаются неприличные выражения, небрежные и неадекватные жесты по отношению к коллегам, клиентам, посетителям,
  • каждый руководитель считает своим долгом быть примером соблюдения «Норм служебной этики»,
  • работник Отделения № 8606 Сбербанка России по Рязанской области отличается высокой культурой поведения, аккуратным внешним видом,
  • считает неприемлемым для рабочей обстановки спортивную одежду, экстравагантные особенности одежды и макияжа, особое внимание уделяет своей прическе,
  • работник стремится ограничить курение в рабочее время,
  • работник воздерживается от любых свой и действий, подрывающих авторитет организации,
  • категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и делает все возможное, чтобы не допустить его и т. д.

     На  основании выше изложенного, можно  сделать вывод, что, в организации  оказался установленным принцип  недоверия к персоналу, неверия  в возможности работников соблюдать  нормы этики без детальной  регламентации и директивного установления принципов поведения. Следовательно, руководством организации сознательно формируется мотив безопасности в поведении работников – постоянная оглядка на правила и распорядок, свой внешний вид и поведение, слова и жесты на предмет соответствия установленным правилам. Особо можно отметить правило игнорирования «личных интересов и ориентаций» работников.

     Такая структура факторов мотивации подтверждает общую направленность руководящего звена на бюрократическую систему  ценностей, на контроль и принуждение к достижению целей организации.

     Таким образом, принципами бюрократической  системы ценностей являются:

  • важнейшие человеческие отношения формируются и реализуются при достижении целей организации,
  • эффективность взаимодействия увеличивается при более рациональном, логически понятном поведении, детальной регламентации,
  • человеческие отношения эффективнее мотивируются четко определенным управлением и контролем, равно как и соответствующими санкциями.

     Для реализации данной системы ценностей более всего подходит, задействована низшая мотивация, так как она ориентирована на:

  • упрощенные формы взаимодействия с сотрудниками («приказ – выполнение», «регламент – соединение», «соблюдение – поощрение» (санкции)),
  • традиционные виды мотивации (гигиенические факторы, низшие мотивы),
  • директивность и стандартизированные процедуры общения.
  • Каждый из работников может получать премию в определенном размере согласно положению о премировании работников. Основанием для выделения премий являются:
  • юбилеи, праздничные даты,
  • безупречный с различных точек зрения труд (отсутствие выговоров, замечаний, добросовестное выполнение обязанностей).
  • Формы поощрения работников включают:
  • материальное поощрение,
  • награждение Почетной грамотой,
  • объявление благодарности,
  • награждение государственными наградами Российской Федерации,
  • выдача премии.

Информация о работе Мотивация труда, как элемент процесса управления персоналом