Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Данная работа охватывает широкий спектр проблем ,связанных с перечисленными выше составляющими персонального менеджмента и, главным образом, с мотивацией подчиненных. Работа представляет собой попытку синтеза нескольких популярных теорий рациональной мотивации. Так же в работе содержится анализ причин низкой эффективности труда, отражена концепция выбора того или иного метода стимулирования деятельности человека.
Введение...............................................................................................................3
1. Менеджмент: сущность и характерные черты
1.1. .Понятие и виды менеджмента
1.2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента........9
2. Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом
2.1. Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы
2.2. Стадии процесса мотивации
2.3. Опыт кадровой политики IBM
2.4. Проблемы мотивации труда на российских предприятиях
3.
Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия
Заключение.........................................................................................................43
Список литературы............................................................................................46
Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды:
Сущность любого явления - это главное, существенное, что характеризует это явление с качественной стороны. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.
Задачами
менеджмента как науки являются
разработка, экспериментальная проверка
и применение на практике научных
подходов, принципов и методов, обеспечивающих
устойчивую, надежную, перспективную
и эффективную работу коллектива
(индивидуума) путем выпуска
Безусловно, конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые, намеченные цели оцениваются на рынке.
Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:
Рассмотрим содержание каждой функции менеджмента.
Функцией
менеджмента «номер один» общепризнано
считается планирование. Реализуя ее,
предприниматель или
План становится основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность работающих на предприятии.
Сам
процесс планирования позволяет
более четко формулировать
Органической
составной частью планирования при
этом становиться составление
Реализацию планов берут на себя другие функции и, прежде всего, функция организовывание. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.
В
любом плане, составляемом в организации,
всегда имеется стадия организовывания,
то есть создания реальных условий
для достижения запланированных
целей, часто это требует перестройки
структуры производства и управления
с тем, чтобы повысить их гибкость
и приспособляемость к
Для
многих организаций и (прежде всего
государственных) эта задача является
новой, так как в прежних условиях
хозяйствования использовались типовые
структуры управления, разрабатываемые
централизованно для различных
отраслей. Поскольку они были жестко
связаны со штатным расписанием,
то не стремились к их изменению, которое
могло привести к сокращению штата.
В настоящее время организации
формируют структуру управления
в соответствии собственными потребностями.
Анализ изменений показывает, что
многие организации отходят от функционального
принципа построения структур, сокращают
так называемую вертикаль (иерархию)
управления, делегируют полномочия сверху
вниз. В структуру вводятся новые
звенья, в том числе связанные
с необходимостью изучения рынка
и разработкой стратегии
Второй,
не менее важной задачей данной функции
является создание условий для формирования
такой культуры внутри организации,
которая характеризуется
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.
Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. [5,С.27]
Систематическое
изучение мотивации с психологической
точки зрения не позволяет определить
точно, что же побуждает человека
к труду. Однако исследование поведения
человека в труде дает некоторые
общие объяснения мотивации и
позволяет создать
Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные.
Однако,
чтобы понять смысл теории содержательной
и процессуальной мотивации, нужно
сначала усвоить смысл
Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. [4,С.36]
Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.
Потребности
можно удовлетворить
Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Содержательные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда. [6,С.25]
Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой. [6,С.31]
Полагая,
что классификация
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.
Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Важнейшей функцией менеджмента является контроль.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. [7,С.10]
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. [7,С.12]
Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Информация о работе Мотивация труда, как элемент процесса управления персоналом