Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе анализа сущности и методов мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала разработать рекомендации по совершенствованию мотивирования сотрудников ООО «Стройоптторг".
Задачи работы: дать характеристику современного состояния проблем мотивации и стимулирования персонала и путей ее решения; охарактеризовать методы мотивации и стимулирования персонала; дать общую характеристику ООО «Стройоптторг»; проанализировать состояние системы мотивации персонала ООО «Стройоптторг»; разработать предложения по совершенствованию мотивации персонала ООО «Стройоптторг».
Глава 3.Основные
направления создания и обеспечения
эффективности мотивации
3.1Оценка
системы мотивации трудовой
Система стимулирования персонала ООО «Стройоптторг» сформирована в рамках действующей системы управления персоналом и, соответственно, линейно-функциональной организационной структуры. Их характер и содержание позволяют говорить о том, что основой управления торговым персоналом предприятия являются методы администрирования. Это означает, что руководство предприятия, следуя этой ключевой линии управления, строит свою работу с персоналом на основании требований к четкому выполнению каждым работником его должностных обязанностей, соблюдению трудовой дисциплины, всех руководящих указаний директора и руководителей структурных подразделений.
В рамках такой системы
управления ключевым принципом действующей
на предприятии системы
На сегодняшний день в торговом предприятии действует "Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников". Это - инициативный локальный нормативный акт организации, основное назначение которого - установить порядок и определить условия и правила оплаты труда персонала. В его рамках, согласно ст.135 Трудового кодекса РФ, определены и закреплены вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат работникам, а также соотношение их размеров между отдельными категориями персонала.
Как установлено в данной
статье Трудового кодекса РФ, заработная
плата работнику
В торговом предприятии действует коллективный договор. В соответствии с ним с каждым работником заключается трудовой договор (контракт).
Важнейшим элементом системы материального стимулирования персонала торгового предприятия является организация заработной платы. Она основывается на следующих общих принципах:
а) оплата труда (включая все премиальные составляющие) осуществляется с учетом дифференциации труда в зависимости от сложности и ответственности выполняемой работы, уровня общих и специальных знаний работника, значимости его профессии (специальности), занимаемой им должности, степени самостоятельности и ответственности работника при выполнении поставленных задач;
б) за равный труд производится равная оплата.
Размер заработной платы
работников предприятия определяется
трудовым договором в зависимости
от достижений запланированных продаж
и личного участия каждого
работника в выполнении коллективных
бизнес-планов торгового предприятия.
При этом размер месячной заработной
платы без учета премиальных
и иных поощрительных выплат любого,
в том числе
В торговом предприятии действует тарифная система оплаты труда, форма оплаты труда - простая повременная. Размер заработной платы работников зависит от фактически отработанного времени, учет которого организован с применением документов учета рабочего времени (табелей). Норма времени понимается как величина затрат рабочего времени работником соответствующей квалификации для выполнения единицы работы с учетом ее содержания, установленного трудовым договором (контрактом), а также заданных руководителем технических и прочих условий. За основу, в соответствии с трудовым законодательством, на предприятии учитывается норма времени 8 час.в день (или 40 час. в неделю) на каждого работника.
Все работники предприятия
имеют должностной оклад, то есть
фиксированный размер оплаты труда
за выполнение нормы труда или
трудовых обязанностей определенной сложности
за календарный месяц, без учета
компенсационных, стимулирующих и
социальных выплат. Оклады утверждаются
штатным расписанием
Размеры должностных окладов работников предприятия представлены в таблице
Таблица. Размеры должностных окладов работников в 2012г.
Наименованиедолжностей |
Размероклада, тыс. руб. |
|
Директор |
50 |
|
Гл. бухгалтер |
35 |
|
Руководительотделапродаж |
30 |
|
Заведующийскладом |
30 |
|
Работникибухгалтерии |
15 |
|
Товаровед |
12 |
|
Специалистыпоэлектроннойторгов |
20 |
|
Специалистпоинформационнымтехн |
20 |
|
Офис-менеджер |
12 |
|
Продавцымагазина |
6 |
|
Специалистпоремонтуобслуживани |
6 |
|
Складскиеработники |
7 |
|
Как видно из представленных
данных, уровень должностных окладов,
установленных на предприятии, находится
в прямой зависимости от должности,
занимаемой работником и, соответственно,
от значимости работника для достижения
результатов деятельности предприятия,
включая уровень
Выплаты заработной платы
персоналу производятся на предприятии
в конце каждой отработанной недели.
При совпадении дней выдачи заработной
платы с выходными или
Следует также отметить, что если офисный персонал торгового предприятия находится только на должностном окладе, не считая премирования и иных доплат, то складской персонал получает систематические доплаты за переработку рабочего времени, учтенного в должностном окладе (после 17 час.). Каждый час переработки оплачивается данной категории персонала по 70 руб., в том числе за каждый 6-й рабочий день недели.
В системе стимулирования
труда персонала торгового
На сегодняшний день на
предприятии установлены
Так, по итогам отчетного года при хороших результатах деятельности предприятия возможны премиальные в размере 100 % оклада. Однако чаще всего премии выплачиваются либо в размере 10 % от размера оклада работника, либо в фиксированной сумме, размер которой определяется директором по согласованию с бухгалтером. Последнее обычно практикуется для выплаты премий к 23 февраля, 8 Марта и дням рождения. По общему правилу, все работники получают одинаковые премии, и дифференциация происходит лишь по месту работы: офисный, торговый и складской персонал. Две последние категории работников получают премии в меньших размерах.
Из сказанного следует, что система премирования, действующая в торговом предприятии, ориентирована на стимулирование разных категорий персонала, в соответствии с тем вкладом, который они вносят, обеспечивая результаты деятельности предприятия.
Источником материального стимулирования персонала предприятия в целом, включая заработную плату и премирование, является фонд заработной платы, размеры которого, в свою очередь, определяются экономической эффективностью деятельности предприятия и не являются постоянной категорией. Но при этом расходы предприятия на стимулирование персонала в течение трех последних лет стабильно увеличиваются. Таким образом, система стимулирования труда персонала в торговом предприятии складывается из затрат на заработную плату и премирование персонала. В основе этой системы лежит дифференцированный подход к оплате труда работников разных категорий и должностей, согласно служебной иерархии, сообразно вкладу работников разных групп (офисный, торговый и складской персонал) в достижение результатов деятельности предприятия и уровня ответственности. Затраты предпринимателя по данной статье затрат в течение трех последних лет стабильно увеличиваются.
Особенности мотивации персонала предприятия
Система мотивации персонала складывается из нескольких составляющих (блоков):
а) материальная форма мотивации;
б) нематериальная форма мотивации;
в) социальная форма мотивации;
г) самомотивация.
В рамках материальной мотивации персонала на предприятии используется повышение должностных окладов. По сложившейся традиции, такое повышение происходит ежегодно и составляет 10 % к окладам каждой группы работников.
В системе нематериальной мотивации в практике управления персоналом торгового предприятия используется более широкий перечень способов мотивации:
испытательный срок (оплачиваемый);
продвижение по службе;
возможность профессионального обучения за счет предприятия;
корпоративные мероприятия.
Так, в ходе испытательного
срока, длящегося месяц, кандидат на
конкретную должность в торговом
предприятии проходит стажировку под
руководством опытного работника. После
успешного окончания
Все это позволяет работнику осознать значимость работы на данном предприятии, стабильность этой работы, ожидаемый в будущем приличный оклад, премирование и т.д., а также формирует в нем внутреннюю лояльность и привязанность к данной организации, стремление работать с полной отдачей.
Продвижение по службе также
является весьма значимым мотивирующим
фактором. Еще при поступлении
на работу в торговом предприятии
каждого кандидата знакомят с
историей предприятия, его успехами
на потребительском рынке, перспективами
развития и т.д. Поскольку торговое
предприятие уже
Соответственно, каждый работник предприятия знает, что в случае успешной работы, повышения своего профессионального уровня он имеет шанс получить новую должность, а с ней - и более высокий должностной оклад. Это обстоятельство выступает серьезным мотивирующим фактором, побуждая работника выполнять качественно свои функциональные обязанности, увеличивая свой вклад в общие результаты деятельности предприятия.
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности на примере ООО «Стройоптторг»