Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:17, курсовая работа
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента.
1. Введение………………………………………………………………………………… 3
2. Теоретические основы……………………………………………………………….. 5
3. Практическое применение …………………………………………………………23
4. Современное отношение к системам мотивации персонала ………………34
5. Частная практика: идеи и приемы (ИК «Тройка Диалог»)…………………37
6. Заключение…………………………………………………………………………… 40
7. Список литературы …………………………………………………………………42
Он выделил 10 факторов условий работы: политика компании, технический надзор, отношения с руководителем, отношения с коллегами, отношения с подчиненными, заработок, безопасность и гарантия работы, личная и семейная жизнь, условия труда, статус. Эти факторы соответствуют трем низшим потребностям Маслоу. Высшие потребности Маслоу – соответствуют 6 мотивационным факторам Герцберга: достижение, признание, работа, возможность творческого роста, ответственность. В отличие от Маслоу у Герцберга 10 низших факторов не являются мотивациями, определяющими поведение человека.
Хорошие условия труда (гигиенические факторы) закрепляют работников на предприятии, но не побуждают повышать производительность труда. Мотиваторы относятся к содержанию труда. От них зависит повышение производительности и удовлетворенность работой.Про практическое применение двухфакторной модели Вы можете узнать из последующих разделов.
Сравнение теорий мотивации
Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Оба располагали потребности в виде иерархии. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям в безопасности, общении, участия в совместной деятельности. Мотивирующие факторы соответствуют потребностям высшего уровня Маслоу. Но если Маслоу считал, что гигиенические факторы вызывают соответствующую линию поведения работника, то Герцберг считает, что работник обращает внимание на гигиенические факторы тогда, когда будет считать их неприемлемыми и несправедливыми. Мы говорили о Клейтоне Альдерфере и его трех различных потребностях. Если идти снизу вверх, то это потребность жить, потребность в отношениях с другими людьми, потребность расти и развиваться, в признании и уважении. Они как бы накладываются и оказываются, конечно, очень схожими с потребностями Маслоу. Справа мы добавили «теорию двух факторов» Герцберга. Внизу то, что он называет «факторы гигиены» и что большинство авторов называет «внешние потребности» или «внешние факторы». Они называются внешними, потому что находятся вне тела человека и соответствуют нижним уровням иерархии потребностей Маслоу. Есть и верхняя часть, или стимулы Герцберга, которые также называют внутренними факторами. Это – достижение результата, наличие интересной работы, признание, ответственность и продвижение по службе. Вы заслужили их, потому что вы упорно трудились и внутренне развивались, это вы выросли и сами себе сделали все.
Изложенные выше теории имеют и определенные различия. Так у Маслоу движение по иерархии потребностей идет снизу вверх, а в иерархии Альдерфера движение может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз, если не удовлетворяются потребности высшего уровня.
Каждая из рассмотренных теорий мотивации имеет свои особенности, но и много общего. Так, все они излагают взгляды на мотивацию, подтвержденные исследованиями и практикой управления.
Теории процесса мотивации
Теория справедливости
Эта теория связана с именем Дж. Стейси Адамсом. Здесь речь идет о том, как работники определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и вознаграждению, полученному другими людьми, выполнявшими аналогичную работу.
Сравниваются две оценки:
• что я даю организации? Какие затрачиваю усилия с учетом моего опыта, навыков,образования?
• какое вознаграждение я получу по сравнению с другими работниками, выполняющими такую же работу (заработная плата, льготы, премии, условия работы)?
Если при таком сравнении работник чувствует несправедливость, то у него возникает психологическое напряжение. В этом случае менеджер должен мотивированно снять это напряжение и восстановить справедливость. Однако следует иметь в виду, что оценка справедливости носит относительный характер. Работник чувствует, что к нему относятся справедливо, если отношения вознаграждений к затратам равны у всех работающих на аналогичной работе.
Проблемы с подчиненными у менеджера возникают если:
• подчиненные чувствуют, что с ними несправедливо обошлись;
• если менеджер не замечает, что его подчиненные испытывают чувство несправедливого к ним отношения;
• если менеджер предварительно не огласил стандарты измерения вкладов работников;
• если менеджер при распределении награды не учитывает вклад каждого отдельного работника.
Если трудовой
вклад работника превышает
Теория постановки целей
Основным разработчиком теории целей считается Эдвин Лок, который в 1968 г. опубликовал статью «О теории мотивирования и стимулирования целями».
В основе теории постановки целей лежит положение, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как для достижения поставленных целей он и осуществляет определенные действия.
Процесс постановки целей делится на ряд этапов:
• человек осознает и оценивает события, происходящие в его окружении;
• определяет для себя цели, которые он будет стремиться достигнуть;
• исходя из поставленных целей, осуществляет определенные действия;
• достигает результата и получает от этого удовлетворение.
Полнота и качество выполнения работы, объем усилий, которые готов затратить человек для достижения цели, зависят от следующих характеристик целей:
• чем сложнее цели, тем лучших результатов он добивается;
• более конкретные цели ведут к лучшим результатам, чем цели с нечетко определенным содержанием;
• важно, чтобы в представлении работника цель была достижимой, выгодной, справедливой и безопасной;
• готовность затрачивать усилия для достижения целей, если на стадии ее выполнения трудность исполнения работы будет отличаться от трудности на стадии постановки целей.
Большое значение в теории постановки целей придается удовлетворенности работника результатом выполнения работы.
Теория равенства
Основателем теории равенства считают Стейси Адамса. Идея его теории заключается в том, что в процессе работы работник сравнивает, как были оценены его действия по сравнению с другими. Работник определяет свое поведение в зависимости от того, удовлетворен ли он результатами такого сравнения.
Адамс выделил
ряд возможных реакций
• он снижает интенсивность труда и его качество;
• потребует повышения оплаты труда, продвижения по службе, улучшения условий труда или компенсирует это путем хищений или каким-либо другим незаконным действием;
• переоценит свои возможности и потеряет при этом уверенность в себе, что приведет к уменьшению интенсивности труда;
• попытается воздействовать на организацию или сравниваемых с ним работников с целью уменьшения их вознаграждения;
• изменит для себя объект сравнения и выберет более подходящие;
• попытается перейти в другое подразделение или покинуть эту организацию.
Необходимо понимать, что восприятие человека носит субъективный характер, поэтому нужна четкая система оплаты с указанием факторов, влияющих на величину оплаты. Необходимо также учитывать, что оценки деятельности работника носят комплексный характер, и оплата труда занимает в ней важное место, но не всегда определяющее.
Практическое применение.
Приемы мотивации персонала. Стимулирование трудовой деятельности
В ходе трудовой деятельности происходит взаимодействие и взаимовлияние работника и организации. Влияние организации на работника состоит в формировании определенных условий жизнедеятельности экономических субъектов, регулирующих количественные и качественные параметры трудовой деятельности, и направленных на обеспечение роста трудовой активности и заинтересованности работника в эффективном труде, придание действиям работника четкой ориентации на достижение заданных целей.
Влияние работника на организацию осуществляется через количественные и качественные характеристики услуг труда, которые он, как собственник труда, продает работодателю в период найма. Это влияние обеспечено тем, насколько каждый человек, став работником организации, готов содействовать реализации целей этой организации и какой вклад способен внести в результаты общего дела.
Стимулирование - это способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование – это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
Стимулирование труда как способ управления трудовым поведением работника в общем случае может быть признано тактикой решения проблем побуждения персонала организаций к высокопроизводительному труду, в то время как стратегия основана на мотивировании труда. В отличие от мотивирования, механизма, предполагающего изменение структуры ценностей и, соответственно, иерархии мотивов в соответствии с заданными параметрами, стимулирование подразумевает ориентацию на фактическую структуру ценностных ориентаций работника, на более полную реализацию имеющегося у него трудового потенциала.
Стимулирование труда предполагает создание такого механизма, при котором активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее заданные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работников.
Установить взаимосвязь мотивов и стимулов в управлении персоналом организации возможно следующим образом:
Мотивация трудовой деятельности выступает как высшая форма стимулирования труда, которая включает признак индивидуальности, стремление в процессе стимулирования максимально удовлетворить потребности личности
Система материальной мотивации и ее эффективность
Мотивация трудовой деятельности персонала организации представляет собой единство двух процессов - с одной стороны, внутриличностный процесс самостоятельного формирования мотива как основания для трудового поведения каждого работника, а с другой стороны, побуждение себя и других к эффективной трудовой деятельности.
Узловым пунктом, объединяющим оба аспекта мотивации – внутриличностный и организационный – выступает вознаграждение труда.
Стимулами труда могут стать любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. А благо становится стимулом труда тогда, когда формирует мотив труда.
Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому соглашению собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
К финансовым стимулирующим методам относятся:
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности персонала