Мотивация трудовой деятельности в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта заключается в изучение теории и практики управления мотивацией персонала
В связи с поставленной целью, задачами работы являются:
- изучение теоретических аспектов исследования системы мотивации;
- изучение развития мотивации персонала организации;
- разработка программы мероприятий по совершенствованию развития мотивации в организации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда на предприятии 5
1.1 Основные понятия мотивации труда 5
1.2 Современные теории мотивации персонала 8
1.3 Основные методы мотивации труда работников организации 15
Глава 2: Анализ мотивационно деятельности на примере маловишерского кооперативного предприятия. 21
2.1 Характеристика организации 21
2.2 Анализ методов мотивации в организации 23
2.3 Рекомендации по улучшению мотивационной деятельности предприятия 34
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 1. Организационная структура предприятия в 2012 г. 42
Приложения 2. Вопросы для проведения опроса среди сотрудников организации. 43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

 

Мотивация трудовой деятельности в современной организации.

Оглавление

 

 

Введение

 

Одним из основных условий высокой  эффективности деятельности организации  является наличие сознательной трудовой, социальной и творческой активности работников. Более того, наряду с  материальными аспектами заметно возрастает роль морального стимулирования работников в процессе трудовой деятельности.

Проблемы трудовой мотивации актуальны  для большинства предприятий  и организаций в современной  России. Мотивация – сложнейшая научная проблема и одновременно практическая задача, с которой сталкивается любой менеджер, при этом невозможно тиражирование зарубежных и отечественных подходов без тщательной адаптации к особенностям конкретной организации. Еще в социалистическом обществе в качестве основных побудительных мотивов работников авторы выделяли, в том числе и моральные, определяя их как «мотивы, связанные не с личной материальной выгодой, а с бескорыстными побуждениями к труду, с заботой об интересах общества, с моральным долгом трудящихся, с потребностью организма в облагораживающем влиянии труда». Данный подход вполне понятен с учетом специфики времени, однако, на наш взгляд, утратил свою актуальность применительно к определению существа мотивации работников в современный период.

Путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание мотивации трудовой деятельности каждого отдельно взятого работника. Зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы людей и при помощи каких методов они могут быть реализованы на практике.

Объект курсовой работы - «Новоблпотребсоюз», областное потребительское общество, и в частности его филиал «Маловишерское кооперативное предприятие»

Предметом исследования является процесс развития мотивации  персонала и мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению эффективности труда.

Целью курсового проекта заключается в изучение теории и практики управления мотивацией персонала

В связи с поставленной целью, задачами работы являются:

  • изучение теоретических аспектов исследования системы мотивации;
  • изучение развития мотивации персонала организации;
  • разработка программы мероприятий по совершенствованию развития мотивации в организации.

При написании курсовой работы мной были использованы следующие методы научного исследования:

  • Методы опроса (беседа, интервью)
  • Теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений)
  • Индуктивные и дедуктивные методы (Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу)
  • Изучение литературы (возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены) 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  мотивации труда на предприятии

1.1 Основные понятия мотивации труда

 

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей  к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Мотив - это то, вызывает определенные действия человека.

Потребности – ощущение человеком физиологически или психологически недостатка чего-либо (осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию).

Стимул – внешний  фактор, побуждающий к труду (принуждение, материальное и моральное поощрение)

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Можно выделить следующие  особенности внешней и внутренней мотивации:

  • внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества;
  • если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;
  • при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;
  • рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

Положительная и отрицательная  мотивация. Мотивация, основанная на положительных  стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой  работник стремится к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается  его ожидание справедливого вознаграждения (похвалы). Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные (отрицательное подкрепление). Но нередко в работе возникают ситуации, когда просто невозможно избежать применения негативных мер. Здесь следует учитывать, что такие воздействия, применяемые наедине с подчиненным, дают намного больший результат, нежили применяемые в присутствии других работников.1

Мотивацию, анализируемую  как процесс, можно представить  в виде ряда последовательных этапов рассмотренных на рисунке 1 .

Первый — возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.

Второй этап — поиск  путей обеспечение потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.

Третий этап — определение  целей действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно сделать, обеспечить потребность, выявляется также реальность возможности удовлетворения потребности.

Четвертый этап — реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.

Пятый этап — получение  вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат.

Шестой этап — ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой  потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

 


 



 

 


 








 

 

Рис. 1. Этапы мотивации как процесса.

 

Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в  мотивационном процессе конкретного  человека в конкретных условиях. Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является не очевидность мотивов. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их вычленить достаточно трудно.2

1.2 Современные теории мотивации персонала

 

Современные теории мотивации  разделяют на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации.

Они основываются на выявлении  потребности людей и их роли в  мотивации.

Первая из рассматриваемых  теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и А. Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека:

  • физиологические потребности
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем
  • социальные потребности
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
  • потребность самовыражения

Первые две группы потребностей первичные, а следующие  три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что  приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся мотивирующим фактором и потребности более высоких уровней. 3

Обязанность руководителя заключается в том, чтобы тщательно  наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и  принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

С развитием экономических  отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Согласно теории Мак-Клелланда  люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой (Таблица 1).

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями. а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

 

Таблица 1. Модель Фредерика  Гецберга.

Факторы условий труда

Мотивирующие факторы

Политика фирмы

Условия работы

Межличностные отношения  в коллективе

Степень непосредственного  контроля за работой 

Успех

Продвижение по службе

Признание и одобрение

Высокая степень ответственности

Возможность творческого  и делового роста


 

Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывают удовлетворение и мотивируют работников на повышение эффективности деятельности.

Таким образом, содержательные теории мотивации, изучая потребности  человека, выделяли те, которые мотивируют человека к определенному типу поведения. Менеджеры должны строить свою работу так, чтобы она удовлетворяла потребности работников, а значит, наиболее эффективно стимулировала его поведение.4

Процессуальные теории мотивации.

Три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

Ожидания можно рассматривать  как оценку данной личностью вероятности  определенного события. Большинство  людей ожидают, например, что окончание  колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты;

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности в современной организации