Процесс
мотивации труда протекает циклически
(рис.2.5). Каждый цикл
может усиливать или ослаблять мотивы
труда. Если вознаграждение растет, оценка
труда справедлива и работник морально
поощряется, то его мотивация усиливается,
и наоборот.
На
практике в организациях собственники
и менеджеры предлагают персоналу набор
различных благ в надежде на положительную
реакцию последнего, на интенсивный и
инициативный труд. Однако зачастую они
обнаруживают, что работники ведут себя
совсем не так, как предполагалось. В свою
очередь, персонал, получив систему стимулов
от организации, нередко видит, что вознаграждение
можно получить, не утруждая себя интенсивным
трудом, не проявляя творчества и т.д.,
т.е. видит слабую связь стимулов с трудом.
В связи с этим мотивация труда остается
невысокой, трудовой потенциал работников
используется лишь частично, материальные
ресурсы организации используются неэффективно
и т.п. Наши опросы работников в организациях
разных отраслей показывают, что большинство
их трудится не в полную силу, они могут
работать лучше. Все упирается в невыгодность
трудиться много и хорошо в существующей
системе стимулирования труда. Снова и
снова собственники и менеджеры вступают
в отношения с персоналом по поводу
низкой мотивации труда, а «воз и ныне там».
Рис.2.5 - Модель мотивации
труда работника
Таким
образом, по поводу мотивации труда
вступают в отношения два основных субъекта - организация
и ее персонал. Меняя состав стимулов труда (вводя
новые и убирая неэффективные), организация
тем самым оказывает влияние и на состав
мотивов труда персонала.
Заключение
Таким образом,
рассмотрев теоретические аспекты
управления мотивацией персонала предприятия,
можно сделать следующий вывод:
Мотивация труда - это стремление работника
удовлетворить свои потребности,
получить определенные блага посредством
трудовой деятельности. В структуру мотива
труда входят: потребность, которую хочет
удовлетворить работник; благо, способное
удовлетворить эту потребность; трудовое
действие, необходимое для получения блага;
цена - издержки материального и морального
характера, связанные с осуществлением
трудового действия.
Весь персонал
предприятия условно можно подразделить
на определенные группы, в зависимости
основного мотивационного фактора:
- группа –
стремление к деловой карьере;
- группа - материальное
благополучие;
- группа –
социальная защищенность.
Проведя анализ
основных современных теорий мотивации
персонала, необходимо отметить, что
существуют два подхода к изучению теорий мотивации профессиональной
деятельности.
Первый
подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются
на изучении потребностей человека,
которые и являются основным
мотивом их проведения, а следовательно,
и деятельности. К сторонникам такого
подхода можно отнести американских психологов
Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга.
Теория
мотивации Л. Портера - Э. Лоулера
построена на сочетании элементов
теории ожиданий и теории справедливости.
Суть ее в том, что введены соотношения
между вознаграждением и достигнутыми
результатами.
Среди отечественных
ученых наибольших успехов в разработке
теории мотивации достигли
Л.С. Выгодский и его ученики А.Н. Леонтьев
и Б.Ф. Ломов. Они исследовали проблемы
психологии на примере педагогической деятельности, производственные
проблемы они не рассматривали.
Список
литературы
Нормативно
– правовые акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32. –ст. 3301.
- Конституция Российской Федерации, М., 1993. М.: ИНФРА-М, 2007.-48с.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
Литература:
- Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
- Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. – 2002. - № 1. – С. 50-52.
- Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. 2004. № 4. С. 28-31.
- Белкин В.Н., Белкина Н.А. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита. – 2004.-№7. –Прил.:с.44-47
- Белкин В.Н., Белкина Н.А. Экономическая теория труда. М: Издательство «Экономика», 2007.
- Беляцкий Н. П. Менеджмент. — Минск: Новое знание, 2005.-356 с.
- Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг. -2004.-№ 1.-С. 88-101.
- Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества. – 2003.- № 11. – С. 14-19.
- Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 2002.
- Брауде А., Леонова И., Ефременко О. Инвестиционный проект: управление мотивацией // Журнал «Управление компанией».-2004. — №1. — С.27-29.
- Бурмистров А. , Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом. – 2002.- № 7. – С. 48-49.
- Бусыгин А. В. Эффективный менеджмент: Учебник для вузов.—М.: Финпресс, 2005. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом). — 1056 с.
- Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: Издательство МГУ, 2003.
- Верхоглазенко П. Система мотивации персонала // Консультант директора. – 2002. - №4. – С. 23-34
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2005.
- Володин А. , Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда// Банковские технологии. – 2002.- № 10. – С. 29-31.
- Гаврилица О. Платить или не платить?: Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом// Служба кадров. – 2002.- № 5. – С. 33-36.
- Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2002.
- Голубович А.Д., Ситнин А.В., Хенкин Б.А., Самоукина Н.В. Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние коммуникации. – 2-е изд. Испр. Доп. – М.: АО «МЕНАТЕП – ИНФОРМ», 1995.
- Гутгарц Р. Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - №5.С.8
- Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика. – 2005.- № 1. – С. 169-174.
- Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала// Банковские технологии. – 2002.- № 3.-С. 41-44.
- Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления. – 2002.- № 2. – С. 83-88.
- Зайцев Г.Г. Управление персоналом (учебное пособие), М., «Северо-Запад», 2002. с.84
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Каверин С. Б. Мотивация труда. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004.
- Кадровый менеджмент: Практическое руководство для руководителей и специалистов кадровых служб/ О. Ю. Артемов,
Н.И. Архипова, И.Н. Ермакова, Н.В. Овчинникова. -М.: Приор, 2001. — 448 с.
- Казанцев А. К., Малюк В. И., Серова Л. С. Основы менеджмента: практикум: Учеб. Пособие для вузов. -
2-е издание. — М.: Инфра-М, 2002. — (Высшее образование). — 544 с.
- Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика // Человек и труд.- 2004.-№10. –С. 80-83.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2000.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации –М.: Инфра-М, 2005. С.51.
- Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом// Управление персоналом. – 2004.- № 1. – С. 38-41.
- Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность/ Пер.с англ.А. М. Татлыбаева; Науч. ред. Н.Н. Чубарь. — СПб.: Евразия, 2005. — 480 с.
- Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности. //Управление персоналом. — 2006. — №7. — С. 35-37.
- Мескон М., Альберт М., Хедуори. Основы менеджмента: Пер.англ./ Общ. Ред., вступ. Ст. Л. И. Евенко. — М.: Дело, 2002. —701с.
- Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999.
- Психология. Учебник для экономических вузов/Под общ. ред. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000.
- Радаев В.В Экономические интересы при социализме. - М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1971.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Страродубцева Е.Б. Современный
экономический словарь - 3-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2000.
- Сербиновский Б.Ю. и Самыгина С.М. Управление персоналом. М.: «Приор», 2004. с. 343
- Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия:
Учеб. практ. пособие. - 3-е изд. - М.: Дело, 2000.
- Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. –СПб.: Канди, 2005. С.98
- Управление социалистическим производством (Организация. Эко
номика): Словарь/Под ред. О.В.Козловой. - М.: Экономика, 1983.
- Управление персоналом организации: Учебник/Под ред.
А.Я.Кибанова. -М.: ИНФРА -М, 1997.
- Управление персоналом: Энциклопедический словарь /Под ред.
А.<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" fon