Национальные деловые стереотипы в области международного менеджмента народов Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Венгрия, Авс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Заключительным этапом анализа культурной внешней среды является анализ национальных стереотипов поведения, присущих нации в целом и ее бизнесменам, менеджерам и специалистам в частности. Понятно, что заключительным этот этап является просто потому, что, не поняв общую структуру и специфику культурной среды, а также ее коммуникативную составляющую, трудно браться за формирование объективных представлений о тех или иных стереотипах поведения представителей данной культуры. Вместе с тем, изучая эти стереотипы, международный менеджер зачастую должен возвращаться к отдельным культурным константам и пересматривать через призму поведенческого стереотипа отдельные проблемы коммуникации.

Содержание работы

Введение 3
Национальные деловые стереотипы в области менеджмента 5
Польша 5
Чехия 7
Венгрия 9
Австрия 11
Швеция 14
Россия 17
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Национальные деловые стереотипы в области международного менеджмента стран Восточной И Центральной Европы.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования «Белорусский Государственный университет транспорта»

Факультет «Промышленное и гражданское строительство»

 

 

Кафедра «Промышленные и гражданские сооружения»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Менеджмент» на тему:

«Национальные деловые  стереотипы в области международного менеджмента народов Центральной  и Восточной Европы: Польша, Чехия, Венгрия, Австрия, Швеция, Россия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                Проверил:

cт. гр. ПН-31                                                доцент

Беляева Е.В.                                                                          Чирков В. И.       

 

 

 

 

 

 

Гомель,2013

Содержание

 

Введение

Заключительным этапом анализа культурной внешней среды  является анализ национальных стереотипов  поведения, присущих нации в целом  и ее бизнесменам, менеджерам и специалистам в частности. Понятно, что заключительным этот этап является просто потому, что, не поняв общую структуру и специфику культурной среды, а также ее коммуникативную составляющую, трудно браться за формирование объективных представлений о тех или иных стереотипах поведения представителей данной культуры. Вместе с тем, изучая эти стереотипы, международный менеджер зачастую должен возвращаться к отдельным культурным константам и пересматривать через призму поведенческого стереотипа отдельные проблемы коммуникации. 

Следует также иметь  в виду относительный характер такого рода структур и ни в коем случае не абсолютизировать их. Действительно, некоторый усредненный образ  человека данной нации с точки  зрения черт его характера и поведения (а стереотип именно это и имеет в виду) может достаточно существенно видоизменяться применительно к конкретному человеку. Здесь играют роль и местные специфические, и образование, и жизненные особенности, и влияние принадлежности к определенному социальному слою (китайский бизнесмен европеизирован или даже американизирован в гораздо большей мере, чем китайский рабочий и тем более крестьянин) и многие другие отклоняющие факторы. Поэтому приведенный ниже материал — не более чем своего рода направления поиска, которые далее требуют от международного менеджера творчества и аналитико-оценочных способностей, да и просто наблюдательности и такта при практическом использовании этих знаний.

Центральную Европу отличают большое разнообразие и постоянные изменения. Разнообразие проявляется во всем: природе, климате, экономике, политике, культуре. Изменения связаны с тем, что в истории Центральной Европы было много войн. Возникали и распадались великие империи. Появлялись и возникали межгосударственные противостоящие блоки. Восточная Европа представлена, прежде всего, славянскими государствами, которые до 1991 года входили в состав СССР. Самая крупная восточноевропейская страна – Россия, большая часть территории которой вообще находится в Азии. Второй по величине является Украина, третьей- Беларусь. Наиболее трагичным для Центральной и Восточной Европы был двадцатый век. По ней смертоносным катком прокатились две мировые войны. Между ними в Европе бушевала эпидемия чумы, которая унесла больше жизней, чем Первая мировая война. После Второй мировой войны Центральная Европа была искусственно поделена на два блока: демократический и социалистический. Между ними был возведен "железный занавес". Причем последний был не только условным, но и частично физическим – в виде «берменской стены».

После распада социалистического  лагеря входящие в него страны встали на путь политических и экономических  преобразований. Освобождение от коммунистических режимов протекало по-разному: от "бархатной революции" в Чехословакии до кровопролитных войн в Югославии.

Переходные экономики  в государствах бывшего социалистического  блока и балтийских странах –  бывших республиках в составе  СССР развиваются по-разному. Однако есть и общие черты – "родимые  пятна социализма": незаконный передел  собственности, коррупция, социальные напряжения. Все национально-культурное центрально- и восточно-европейское многообразие мы представили пятью странами, сделав выбор в их пользу по наибольшей численности населения. В числе стран бывшего социалистического лагеря рассмотрим Польшу, Чехию и Венгрию. Страны послевоенной демократической ориентации будут представлены Австрией и Швецией. Восточная Европа будет представлена Россией. 
В числе национальных деловых стереотипов мы выделили по три черты национального характера, которые имеют наибольшее влияние на построение деловых и трудовых отношений.

Национальные деловые стереотипы в области менеджмента

Польша

Историю Польши можно  назвать сагой о героизме, катастрофе и возрождении. Соседи в разные периоды  времени пытались буквально стереть эту страну с карты Европы. И в 1795 году они, на время, добились в этом успеха. Страна была разделена на прусское герцогство, русское герцогство и австрийскую Галиссию. В суматохе XIX века польский язык, культура и костел подвергались угнетению, часто поистине жестокому. Во времена нацистской Германии немцы намеревались уничтожить Польшу. В Холокосте погибло 6 миллионов польских граждан, включая евреев. После Второй мировой войны по воле Сталина территория Польши была перемещена на запад. Польше вернули прусские области, зато значительная часть восточных территорий отошла к Литве, Беларуси и Украине. С населением в 39 миллионов человек Польша сегодня является самой крупной из бывших социалистических стран.

Экономика Польши, в качестве переходной, считается наиболее успешной. 65% ВВП страны приходится на частный сектор, в нем занято около 70% трудовых ресурсов. Малые и средние предприятия составляют львиную долю (99%) частного сектора. Польша является лидером среди бывших социалистических стран по объему иностранных инвестиций. В абсолютных цифрах она в этом смысле обогнала даже Венгрию, которая лидирует в объеме инвестиций на душу населения. В Польше сильна аграрная часть экономики. Около четверти населения страны проживают в сельской местности. Они трудятся на небольших, малоэффективных фирмах.

Поляки раньше других социалистических стран освободились от коммунистического режима. За два  с лишним десятилетия они смогли многое сделать по части политических, социальных и экономических реформ. Они этим очень гордятся. Но одновременно они весьма чувствительны к тем недостаткам, которые еще имеют место.

Польские национальные деловые стереотипы таковы:

  • официальность первых встреч;
  • централизация руководства; 
  • нелюбовь к рутинной работе.

Официальность первых встреч связана с польской природной уважительностью и культурой. Формальный характер начала делового общения необходим для присматривания и оценки партнера. 
К малознакомым людям поляки обращаются "пан" и "пани". Это примерно соответствует обращению "господин" и "госпожа", однако несет больше уважительного смысла к личности собеседника. После обращения "пан" следует должность, титул или звание собеседника. Например: "пан директор" или "пани профессор".

Осторожность в делах связана со сложной польской историей, ее нестабильностью. Способствует сохранению такого качества и то, что бизнес в основном представлен малыми и средними предприятиями. Одна грубая ошибка может привести к банкротству фирмы. Осторожность у поляков проявляется в склонности к риторике. Они любят поговорить, но при этом избегают открытого и прямого изложения своей позиции в начале общения. Особенно ярко это проявляется в сложных и проблемных ситуациях, или когда нужно давать негативный ответ. Поляки скорее отложат решение проблемы, чем пойдут на конфронтацию.

У поляков часто присутствует затаенное чувство скептицизма  или иронии. Однако открытый юмор они  позволяют себе только в неофициальной  обстановке, при общении с хорошо знакомыми людьми.

У Польши сильны контакты с США. Во-первых, в этой стране много поляков – переселенцев и эмигрантов, и многие из них занимают высокое положение в политике, бизнесе, искусстве. Во-вторых, США является главным зарубежным инвестором польской экономики. Это сопровождается и существенным влиянием на стиль деловой жизни Польши. Однако американское влияние встречает и сопротивление. У поляков сильно чувство "самости" – самоуважения, самодостаточности. Оно позволяет сохранять свою национальную идентичность на протяжении многовекового иностранного доминирования и притеснения. Оно настраивает поляков против любого западного влияния, особенно если в нем отсутствует их личный интерес.  

Неконфронтационное общение и ведение бизнеса отличает деловой мир Польши. При этом поляки склонны подозревать партнеров в скрытых мотивах, не до конца ясной позиции, подводных течениях. Это еще больше усиливают осторожность. Они присматриваются и внимательно изучают партнеров, как своих, так и иностранных. Поляки предпочитают получше узнать партнеров по бизнесу. Однако близкие и доверительные отношения совсем не обязательны для того, чтобы приступить к деловым контактам. Часто достаточно делового письма или телефонного звонка. Для мелких сделок нет необходимости даже в личном знакомстве.

В Европе нередко подшучивают, что поляк – это не национальность, а профессия. Увлечению и даже страсти по принципу "купи-продай" подвержены многие поляки, в том числе профессионально далекие от бизнеса.

Централизация руководства соответствует польской общей и деловой культуре. Система иерархии и уважение к боссу тщательно культивируется. К "пану директору" обращаются всегда почтительно, даже если собственное отношение этому и не соответствует. В результате активной политической борьбы за два десятилетия власть в Польше менялась многократно. Однако сменялась лишь верхушка, а многочисленная армия чиновников и менеджеров сохраняла свои посты. Иными словами, исторически сложившееся культивирование иерархии сохраняется.  "Спиной хребет" политического и бизнес-класса Польши составляют бывшие партийно-коммунистические боссы. Не сумев построить коммунизм, сегодня они активно строят капитализм.

В деловом мире Польши существует сеть налаженных контактов. Включенному в эту сеть человеку значительно легче вести бизнес. Среди деловых людей сотрудничество часто строится на основе университетской дружбы. Деловое общение в Польше проходит под явным доминированием старшего по должности. У подчиненных не принято брать на себя инициативу или высказывать критические замечания в адрес руководства. Подчеркнутое уважение не только в деловом мире, но и в целом в польском обществе вызывают владельцы и руководители крупных предприятий. Богатство выступает символом жизненного успеха. Чем богаче человек, тем почтительнее относятся к нему окружающие.

Нелюбовь к рутинной работе является существенным деловым стереотипом поляков. Желание что-то делать необходимо в них постоянно поддерживать, поощрять и направлять. Чтобы поляки твердо придерживались обязательств, планов действия и сроков, обычно необходимы напоминания и подкрепления. Им также свойственно природное сопротивление всякого рода ограничениям.

Имея за спиной бурную и противоречивую историю, поляки отразили ее в своем национальном характере. Они научились быстро и без  лишнего невроза  адаптироваться к изменениям. Сегодня поляки спокойно откликаются на перемены и новые обстоятельства, их не смущают неожиданные изменения.

Не слишком усердствуя на работе, поляки предпочитают делать только то, что является их прямыми обязанностями. Проявлять активность, брать на себя инициативу большинство из них не хотят. Это считают они, обязанности руководителей. Сами поляки невесело шутят: "Мы хотим работать как в Польше, а жить, как в США".

Чехия

 

Бывшая Чехословакия получила независимость в 1989 году в  результате "бархатной революции". В 1993 году завершился "бархатный развод" чехов со словаками. Чехия, как и Словакия, стали самостоятельными государствами. Чехия осталась с населением в 10 миллионов человек, более жизнеспособной и производительной частью промышленности. Кроме того, у чехов остался главный культурный и экономический центр – город Прага, а также чувство превосходства под своими соседями. Словакия осталась с 5-миллионным населением и без значимых природных ресурсов.

Чехия весьма однородна  в своем национальном составе. Здесь  фактически нет этнических или лингвистических меньшинств. Это необычно для Центральной Европы.

Чешские национальные деловые  стереотипы таковы:

  • недопущение неопределенности;
  • уважение к иерархии;
  • ценность личных взаимоотношений.

Недопущение неопределенности ярко проявляется в партнерских отношениях. Чехи не любят неясностей и недомолвок. Принятию решений предшествует тщательная подготовка, анализ и дебаты. Их целью является застраховаться от недомолвок и неясностей. После принятия решения оно будет воплощаться в жизнь с тщательностью и упорством. Гибкость и импровизация не приветствуются. Наоборот, предпочтительно жесткое следование процедурам. В этом смысле чехи похожи на французов.

Чехи не относятся  к людям, умеющим сразу ясно и  четко изложить свою позицию. Переговоры с ними обычно идут долго и трудно, условия сделок вырабатываются медленно пункт за пунктом. Зато чехов отличает точное исполнение договоренностей, условия они соблюдают во всех деталях. Предложения о внесении поправок или пересмотре условий может быть воспринято отрицательно. Более того, подобные изменения могут быть оценены как уловки, и даже злоупотребление доверием.

Подобно другим постсоциалистическим странам, обычной практикой в  ведении бизнеса в Чехии являются подарки, подношения, взятки. Вознаграждения вручаются представителям власти и чиновникам за любые решения, разрешения, лицензии и т.д.

Нежелание брать на себя ответственность есть проявление чешской осторожности. Ответственность, по их мнению, должен нести тот, кому это положено по должности. Обычно это представитель топ-менеджмента.

Информация о работе Национальные деловые стереотипы в области международного менеджмента народов Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Венгрия, Авс