Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:39, реферат
Заключительным этапом анализа культурной внешней среды является анализ национальных стереотипов поведения, присущих нации в целом и ее бизнесменам, менеджерам и специалистам в частности. Понятно, что заключительным этот этап является просто потому, что, не поняв общую структуру и специфику культурной среды, а также ее коммуникативную составляющую, трудно браться за формирование объективных представлений о тех или иных стереотипах поведения представителей данной культуры. Вместе с тем, изучая эти стереотипы, международный менеджер зачастую должен возвращаться к отдельным культурным константам и пересматривать через призму поведенческого стереотипа отдельные проблемы коммуникации.
Введение 3
Национальные деловые стереотипы в области менеджмента 5
Польша 5
Чехия 7
Венгрия 9
Австрия 11
Швеция 14
Россия 17
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Чехи предпочитают неравное партнерство. Они хотят, чтобы в деловых отношениях были доминирующие и ведомые. Поэтому часто одна из фирм выступает в качестве головной. Самомотивация или инициатива в корпоративной сфере не приветствуются. Обязанности менеджеров и служащих подробно излагаются в должностных инструкциях. Редко кто выходит за их рамки. Однако, если контроль отсутствует, чешские работники не будут пунктуально придерживаться своих обязанностей. Работа может быть выполнена и не в срок, и не слишком качественно.
Уважение к иерархии у чехов активно культивируются. Они всегда осознают, на какой ступеньке социальной лестницы находится человек. В чешском бизнесе и менеджменте используются звание и фамилии. На визитных карточках неукоснительно перечисляются все титулы и квалификация. На деловых совещаниях происходит своеобразный инструктаж. Старшие дают указания младшим. Советоваться с подчиненными с целью выработки совместных решений у них не принято. Наиболее важные взаимодействия между менеджером и подчиненным осуществляются в обстановке один на один.
Старомодная чешская вежливость иногда может выглядеть как желание установить дистанцию. Им даже как неискренность. Но это не так. Это именно вежливость. Опыт тоталитаризма у более чем нескольких поколений чехов отразился на их национальном характере. Они склонны к сокрытию своих истинных чувств от тех, кому не вполне доверяют.
Поколения выживания, как и государство – вассал иностранной власти, от Габсбургов до Советов, создало у чехов определенную манеру поведения с иностранцами. Внешне она является благоприятной, а внутренне – защитной. Они не стараются взять верх над иностранцами. Но чехи пока еще осторожны в том, чтобы остановить иностранцев, которые берут над ними верх.
Ценность личных отношений связана у чехов с осторожностью и недоверием. Это мотивируется и тем, что коммерческие законы и доверительная деловая практика еще не стали нормой. Поэтому важно быть уверенным в человеке, с которым имеешь дело. Становление рыночных отношений после плановой экономики проходило в Чехии непросто. Имели место махинации, экономические мошенничества и тому подобное. Немало деловых людей стало их жертвами.
Чехов исторически отличает
В Чехии многие деловые вопросы обсуждаются и решаются не в офисе, а, скажем, за обедом в ресторане. Это считается вполне нормальным. Такое гостеприимство чехов способствует развитию делового доверия.
Следует отметить, что молодое поколение чехов, не знавшее тоталитаризма, более инициативно, демократично, ответственно. Оно ориентируется не только на национальные ценности и традиции, но и на западный деловой стиль.
Венгрия
История Венгрии сложна
и тяжела. В XIX веке она вела борьбу
за освобождение от Габсбургской империи.
В 1867 году венгры добились частичной
независимости в составе
После Второй мировой войны Венгрии был навязан коммунистический режим. Приживался он тяжело. В 1956 году произошло восстание. Оно было подавлено военными силами социалистического блока. Тем не менее, в 1968 году Венгрия первой среди социалистических государств провела децентрализацию своей экономики. В результате, после краха коммунистических диктатур, переход венгров к рыночной экономике пришел гораздо легче, чем у соседей.
Современная Венгрия получает активное прямое иностранное инвестирование. Его объемы сравнимы с инвестированием вовсе бывшие социалистические страны, вместе взятые. Основной зарубежный инвестор Венгрии – США (около 35%). Германия инвестирует свыше 30% от общего объема.
Венгрия небогата на природные ресурсы. Здесь добывают бокситы, есть небольшое количество природного газа. В стране преобладает сельскохозяйственное производство. Свыше половины ВВП страны приносит внешняя торговля.
За последние 20 лет власть в Венгрии переходила из одних рук в другие несколько раз. Однако курс на демократизацию и рыночную экономику сохранялся. Поэтому Венгрию этого периода можно считать политически стабильной страной. В национальном отношении этнические венгры называют себя мадьярами. Они происходят от азиатов, которые две тысячи лет назад переселились на берега Дуная. Ни сами венгры, ни их язык не относится к славянам. Венгерский язык входит в финно-угорскую группу, куда входят финский и эстонский языки. Считается, что это трудный в изучении язык.
Венгерские национальные деловые стереотипы состоят в следующем:
Талант импровизации выгодно
отличает деловые отношения венгерских
бизнесменов и менеджеров. Гибкость, "
Однако венгры являются знатоками по части создания всевозможных систем и процедур, причем весьма грамотных. Но в отличие от французов, венгры не боятся отступать от схем. Они с успехом работают и за их пределами.
Венгры ценят деловое сотрудничество без неуместного контроля, невроза, беспокойства. Они ценят системность и рабочую ответственную обстановку. Сами они выполняют свои обязательства без напоминаний. В свою очередь, венгры уважают пунктуальность деловых партнеров.
Сильный менеджмент связан с традиционно высокими требованиями к руководителям всех уровней. Они обязательно должны быть харизматичными, компетентными, ответственными. Вялые руководители венграми просто не воспринимаются. Деловые совещания у венгров проходят при явном доминировании старшего по должности. Он руководит, раздает задания, инструктирует. Подчиненные могут высказаться только по его разрешению.
В деловых отношениях при обращении друг к другу сначала следует фамилия, и лишь потом имя. На визитных карточках деловых венгров сначала указывается фамилия, затем имя. После их указываются титулы и звания, которые здесь весьма почитаемы.
Чувство иерархии весьма сильно у венгров. Это также особенность их исторической памяти, привнесенной из последних столетий. Кроме того, как правило, венгры поднимаются по иерархической лестнице благодаря своим качествам, а не протекции. Поэтому в человеке с высоким статусом венгры, по определению, склонны видеть соответствующие достоинства.
Многие гости Венгрии и специалисты отмечают жесткость и даже высокомерие венгерских чиновников и полицейских, это оборотная сторона национального уважения к должности. Часто самооценка завышается сразу после назначения. Высокий статус личных отношений в бизнесе связан с тем, что становление надежности в деловых взаимодействиях еще не завершено. Наличие риска, мошенничества по-прежнему присутствует. Это явление и его следствие сродни ситуации в бизнесе Чехии.
Деловые беседы и переговоры венгерские бизнесмены и менеджеры часто переносят в неформальную обстановку, стремясь к сближению с партнером. Обычно это обед в ресторане или кафе. Кстати, ужин для этой цели используется редко. Ужин остается прерогативой личной и семейной жизни. Хотя венгры могут поужинать вместе с деловым партнером, но это будет сделано не для делового, а для личного общения, лучшего узнавания друг друга. Ужины и обеды в Венгрии оплачивают исключительно хозяева, то есть те, кто пригласил. Попытка иностранца расплатиться по счету может может быть воспринята как вызов и разрыв отношений.
Кстати, имеется одна очень важная особенность венгерских застолий. У них не принято чокаться и звенеть бокалами во время тостов. Это связано с исторической памятью. Во время восстания 1867 года габсбургские офицеры расстреливали венгерских патриотов. При этом офицеры чокались после каждой команды о залпе.
В современной Венгрии сильно влияние американцев. США, как отмечено выше, главный инвестор страны. Поэтому американские бизнесмены находятся в авторитете в деловом, да и политическом мире Венгрии. Американские принципы деловых отношений и управленческие подходы постепенно изменяют венгерскую сферу деловых отношений.
Австрия
Австрия – это по большей части горная страна, плотно окруженная другими государствами. Сегодня это небольшая по территории и численности населения (8 миллионов человек) страна. Но в ее истории были времена, когда она занимала почти всю Центральную Европу. Так было, например, в XVIII-XIX веках во время Австро-Венгерской империи.
Экономически Австрия является весьма развитой страной. Исторически она обогащалась за счет своего расположения в центре европейских торговых путей. И сегодня международная торговля составляет более трети национального дохода.
Австрия выступает активным инвестором для стран бывшего социалистического лагеря. В общем объеме западных инвестиций доля Австрии составляет 10%. Даже во времена "холодной войны" Австрия исполняла роль коммерческого посредника Запада и Востока. Это достигалось благодаря историческим и личным связям, а также политика нейтралитета.
Что же касается национального австрийского характера, то он отличается вежливостью, индивидуализмом, прагматичностью.
Австрийские национальные деловые стереотипы таковы:
Социальное партнерство
Австрия является страной маленьких городов, этнической и религиозной однородности. Поэтому в австрийском национальном характере присутствует глубокое чувство общности. Оно содержит осознание принадлежности и взаимной ответственности между компаниями и их служащими. Влияние глобализации и международного рынка проникает и в Австрию. Появился избыток рабочей силы. Однако австрийские кампании не выбрасывают людей на улицу. Они стараются переквалифицировать и трудоустроить увольняемых.
В деловых контактах, в том числе внешних, обязательно присутствуют лояльность и консерватизм. Изменить условия партнерского взаимодействия, поставок, отгрузок весьма сложно. Все традиционно, типично, стандартизировано. Любые перемены лишь вызывают свои сложившейся системы.
Практичность делового общения австрийцев перекликается с немецким прагматизмом и точностью. В австрийских коммуникациях используются факты, цифры и прямой подход, образность и намеки здесь не воспринимают.
Откровенность, тем более преподнесенная с шармом, прекрасно воспринимается в обществе равных. Даже если мнение изложено грубовато – это лучше, чем витиевато и непонятно. Если позиции австрийцев расходятся, они не избегают споров и всегда готовы к дискуссиям. Предпочитают "расставить точки над «i», а не уклоняться от выяснения. Спор ведется заинтересованными сторонами самостоятельно. Даже в присутствии начальников к ним никогда не обращаются за разрешением разногласий.
При обращении к партнеру в Австрии так же, как и в других германоязычных странах, используется титул либо должность и фамилия, например: "директор Краузе", "магистр Дитер". Статус университетских степеней и ученых званий очень высок. Это связано с тем, что на получение образования и квалификации у австрийцев уходит порядка десяти лет. Поэтому степени и квалификации указываются на визитных карточках, фирменных бланках и даже на ярлыках багажа.
Дружелюбие и гостеприимство среди деловых партнеров имеют свои границы. В Австрии существует четкое разделение деловой и частной жизни. Постоянное общение после работы или в выходные дни не принято. Партнеров в качестве гостей охотно принимают в ресторане, но дома – редко. Номер домашнего телефона не распространяется. Деловые отношения могут перерасти в личные. Однако это не является необходимой составной частью делового общения.
Исторический опыт и экономическая
необходимость научили