Национальные деловые стереотипы в области международного менеджмента народов Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Венгрия, Авс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Заключительным этапом анализа культурной внешней среды является анализ национальных стереотипов поведения, присущих нации в целом и ее бизнесменам, менеджерам и специалистам в частности. Понятно, что заключительным этот этап является просто потому, что, не поняв общую структуру и специфику культурной среды, а также ее коммуникативную составляющую, трудно браться за формирование объективных представлений о тех или иных стереотипах поведения представителей данной культуры. Вместе с тем, изучая эти стереотипы, международный менеджер зачастую должен возвращаться к отдельным культурным константам и пересматривать через призму поведенческого стереотипа отдельные проблемы коммуникации.

Содержание работы

Введение 3
Национальные деловые стереотипы в области менеджмента 5
Польша 5
Чехия 7
Венгрия 9
Австрия 11
Швеция 14
Россия 17
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Национальные деловые стереотипы в области международного менеджмента стран Восточной И Центральной Европы.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Системность и индивидуальность в управлении успешно сочетаются в австрийском менеджменте. Австрийцы склонны выстраивать целые системы взаимодействия, процедур, контроля, которые затем закрепляются и становятся традиционными. Хотя внутри систем присутствует гибкость и компромисс, однако в целом за рамки лучше не выходить. Это допустимо только по согласованию с руководством. Импровизация и творчество считаются симптомами неадекватности, непродуманности предварительных решений.

Роли и обязанности руководителей и исполнителей четко обрисованы. Обычно их исполнение обеспечивает эффективность работы. Политика делегирования управленческих полномочий не приветствуется. Это может касаться лишь второстепенных функций. Менеджеры обычно не озабочены достижением согласия между подчиненными. Они требуют личной ответственности каждого за свой участок работы. При необходимости менеджеры готовы проявить авторитаризм. Деловые совещания проходят под руководством босса. Повестка дня строго соблюдается. На совещании принято приходить подготовленным, перелистывать бумаги и готовиться по ходу совещания не принято. Сами совещания проводятся редко, так как характер работы в основном индивидуальный, а не командный.

Трудовые коллективы и характер делового общения в  них внешне закрыты. Посторонние внутрь не допускаются.

В столице – Вене –  деловые отношения сохраняют официальность. Здесь принята сдержанность, и даже церемонность. Общеприняты шикарные вечерние костюмы и наряды. В небольших городах распространены костюмы и галстуки сдержанного покроя и приглушенных тонов. На официальных мероприятиях эквивалент смокинга –фланелевый серый пиджак с вышитыми лацканами.

Удобное бытие – это то, что австрийцы больше всего любят дома, в личных отношениях и на работе. Они хотят чувствовать себя беззаботными и наслаждаться жизнью.

Общепринятой является дружественность отношений. Австрийцы всегда обмениваются приветствиями, это относится даже к незнакомым в лифте, коридоре. С коллегами по работе в начале и в конце рабочего дня обязательно рукопожатие, которое стало своего рода ритуалом.

Во многих компаниях, особенно за пределами  столицы, существует обычай делать утренний перерыв в работе. Но не на чашку  кофе, а на кружку пива. Для этого  не надо идти в соседний бар. Пиво подадут  прямо в рабочем буфете.

Юмор уместен только в неофициальной  обстановке. В деловом общении  австрийцев он недопустим.

Австрийские женщины находятся  в атмосфере старомодной учтивости  и внимания. Однако традиция целовать женщинам руки не мешает их дискриминации  в бизнесе и менеджменте. В Австрии сложно найти женщину, занимающую высокий руководящий пост.

В Австрии очень распространено детское страхование. Страховка  оформляется на ребенка с рождения. К 20 годам у молодого человека накапливается  солидная сумма. Соединение двух сумм – жениха и невесты – становится основой для создания материальной базы новой семьи.

Австрийцы любят комфортную жизнь. Они четко разделяют труд и отдых. Сверхурочная работа считается скорее признаком неэффективности, чем трудолюбия. Любые важные процедуры прерываются ради ланча. На обед многие отправляются домой. 

Австрийцы относятся  к категории людей-жаворонков. Большинство  из них начинают работу в 8 часов  утра, а в 16 -16.30 уже заканчивают. В  пятницу после обеда, особенно в  зимний лыжный сезон и летнее время, задержать кого-либо весьма сложно. 
 
Австрийцы своеобразно решают проблему бездомных бродяг – бомжей. Муниципалитеты их просто содержат. Вечером полицейская машина собирает их всех в специальный приют. Здесь их моют, кормят и укладывают спать. Утром одевают в ношенную, но выстиранную и опрятную одежду – чтобы своим видом не оскорбляли чувство граждан. Бомжам выдают небольшую сумму на карманные расходы – чтобы не воровали. Правда, эти карманные расходы обычно тратятся на спиртное. Но вечером бомжей снова собирает полицейская машина, и все начинается сначала.

Австрийцы дорожат своей самобытностью. Они стремятся защитить свою национальную идентичность, даже по отношению к самой близкой нации – немцам. Даже свой язык австрийцы не считают немецким. Смешение с немцами для австрийцев не менее раздражительно, чем канадцы причисление к американцам, чем ирландцам – к британцам. Не теряя своей идентичности и культуры, деловые австрийцы набирают опыт ведения дел со своими немецкими, итальянскими соседями и представителями стран Центральной Европы.

Швеция 

"Шведская модель" социально-экономического устройства  имеет мировую известность. Она  включает высокие налоги, преобладание  государственного сектора в экономике,  социальное равноправие граждан. Оценки этой модели весьма противоречивы. Шведская экономическая мощь несоизмеримо превосходит ее территорию и численность населения (9 млн. чел.). Шведская экономика – седьмая по мощности в Европе, а по доле национального дохода на одного человека – четвертая в мире. Тем не менее, оппоненты из числа либералов и свободных торговцев активно нападают на "шведскую модель", требуя резкого снижения налогов.

Важную социальную ценность в Швеции представляет защита окружающей среды. Этим активно занимаются политики, менеджеры, предприниматели. В Швеции нет закона о нарушении частной собственности. Право общедоступности позволяет людям гулять в лесу или на открытой местности там, где им нравится. Повсюду можно собирать грибы или ягоды. В любом месте на неограниченное время можно привязать лодку. Ограничение одно – не наносить ущерба окружающей среде.

У шведов присутствует городская  любовь к сельской местности. 85% населения  живут в малых городах. Но многие имеют загородные коттеджи, в которых  они живут по 2-3 месяца в году.

Источники экономического богатства Швеции – лес и железная руда. Государство вмешивается в экономику минимально. В Швеции самый низкий процент государственной собственности в Европе. Только 5% промышленной недвижимости является собственностью государства. С целью повышения конкурентоспособности на мировых рынках шведы разрешают своим компаниям извлекать выгоду из естественных монополий.

В Швеции 15 семей владеют 35% промышленной недвижимости. Семейственность  и традиция поддерживать школьных друзей в бизнесе и менеджменте очень  сильны. Принадлежность или дружба с известной семьей открывает все двери.

Швеция – одна из шести  европейских монархий. Однако власть короля здесь в основном символическая  и представительская. Реально страной  управляет выборное правительство.

В части этнических особенностей, религии и языка Швеция до недавнего времени оставалась относительно однородным обществом. Однако недавняя волна эмигрантов из Южной и Восточной Европы изменила ситуацию. Сегодня шведы относят к эмигрантам до 10% населения. По шведским законам, эмигрантом считается даже тот, у кого хотя бы один из родителей родился за границей. Иммигрантов и беженцев в Швецию привлекает широкий круг социальных льгот, который во многом распространяется и на них. Содержание чужестранцев вызывает протест в некоторых слоях шведского населения. Проблема иммиграции создала определенные социально-политические напряжения в государстве и обществе.

Шведские национальные деловые стереотипы состоят в следующем:

  • социальное равноправие;
  • системность и гибкость в делах;
  • открытое общение.

Социальное равноправие – доминирующая ценность шведского общества. Его отличает открытость и компромисс. Однако это не означает безликое единообразие. Политическая система и деловой мир состоят из сети организаций, различных движений и групп.

Швецию отличает общий высокий жизненный уровень населения. Это достигается и тем, что разница между самой высокой и самой низкой оплатой труда в стране незначительна. Все вместе это создает примерное равенство в статусе. Однако страна не превратилась в огромную общину. Чувство общности проявляется на социальном, а не на личном уровне. Современные шведы достаточно уединенны и индивидуальны.

В деловой и общественной жизни Швеции глубоко укоренились  консенсус и сотрудничество. Практически  любая информация является общедоступной. Судопроизводство содержит обширную сеть арбитражных процедур и трибуналов.

Образцом открытости является правительство Швеции. Начиная  с 1766 года любой швед или иностранец имеет право просмотреть любой  правительственный отчет или  документ, хранящийся в центральной или местной правительственной регистратуре.

В Швеции сильна роль профсоюзов. Практически все работающие объединены в союзы. Последние входят в Конфедерацию труда Швеции. Если в шведской фирме работает более 25 человек, они могут назначить своего представителя в совет директоров. Там, где работает более 100 человек, в дирекцию назначают двух представителей: один от рабочих ("синих воротничков"), другой от менеджеров ("белых воротничков"). 

Сверхмягкое управление – доминирующая отличительная черта шведского менеджмента, яркий национальный деловой стереотип. Шведские менеджеры видят себя в роли тренеров. Но не в американской, а в английской управленческой традиции. То есть, они планируют, обучают и корректируют. Приказы же отдают редко. Ясная и решительная выдача инструкций по примеру других управленческих культур, может смутить как шведских менеджеров, так и исполнителей. Здесь предполагается, что исполнитель знает о конкретной работе больше, чем его босс. Поэтому менеджеры ожидают от подчиненных самостоятельности и инициативы. Подчиненные же ожидают от руководства советов, а не указаний. Считается вполне естественным, что каждый исполнитель стремится сделать свою работу хорошо. А менеджеру и не надо знать все проблемы, с которыми в работе сталкиваются подчиненные. Это не забота босса, у него есть свои проблемы.

Решения принимаются  на основании согласия и консенсуса. Приветствуется баланс деловых интересов, но не личных. Понятие "компромисс" у шведов имеет позитивный оттенок. Все недоразумения компенсируются более эффективным выполнением работы.

Шведское деловое сообщество коллегиально, но не коллективно. Каждый член коллектива вносит свой вклад в общее дело. Но это вовсе не значит, что все привлекаются к принятию важных решений. В этом участвуют не все, а лишь достаточно компетентные менеджеры и сотрудники. Однако шведские менеджеры должны посвящать много времени выслушиванию подчиненных – их предложении, инициатив, жалоб. Значительное время тратится на убеждения, улаживания противоречий между сотрудниками. Это оборотная сторона равноправия.

Несогласие и соперничество  у шведов достаточно распространено, и даже может быть выражено в ультимативной форме. И менеджерам надо иметь большое терпение, чтобы развязывать постоянно появляющиеся узлы противоречий, а не "разрубать" их.

Благодаря указанным  выше особенностям деловых отношений, шведские менеджеры хорошо подготовлены к ведению переговоров. Они очень терпеливы. Они умеют внимательно выслушать и понять партнера. Но они не менее успешны в своих доводах, аргументах, логике.

В деловых отношениях шведы легко и быстро переходят  к свободному общению с партнерами. Обращение по имени, без титулов  и званий, без различий в возрасте часто инициируются шведскими менеджерами  и бизнесменами. В смысле преодоления официальности в деловом общении, быстрого перехода к коллегиальной работе шведы могут служить примером.

В Швеции, как и других скандинавских странах, роль женщины  сравнительно самая высокая. Оплата женского и мужского труда одинакова, возможности сделать карьеру – тоже. Государство специально финансирует детей дошкольного возраста. Отпуск по уходу за маленьким ребенком, кстати – высокооплачиваемый и, имеют право брать либо мать, либо отец. В Швеции в числе менеджеров всех уровней женщины составляют 20%. Никаких ограничений нет, кроме желаний самих женщин. Именно в Швеции недавно впервые женщина была назначена министром обороны. 

Системность и гибкость отличают деловой мир и общественную жизнь шведов. Системный подход просматривается во всем. Структуры и процедуры выстроены так, чтобы решение одних проблем не создавало новых. В импровизациях и сомнениях обычно нет необходимости. Пунктуальное следование процедурам позволяет добиться максимального эффекта при минимальных затратах времени. Деловое совещание шведов будет закончено строго вовремя, даже если какие-то вопросы остались нерешенными. Отсутствие пунктуальности означает некомпетентность, и даже невоспитанность. 

Системный подход к организационным  вопросам не подразумевает жесткости  в каналах связи или управленческих целях. Система должна выполнять свою функцию, а для этого в ней заложена необходимая гибкость. Система может и обязана адекватно реагировать на изменение обстановки с тем, чтобы обеспечить устойчивость функций.

Матричный менеджмент в  деловой среде Швеции не предусматривает строгие управленческие цели и отчетные линии. В этой части он оставляет право самостоятельности и инициативы за менеджерами. Организационный менеджмент сосредотачивается на постановке задач и бюджетном контроле.

Открытое общение отмечает деловое, общественное и личное взаимодействие шведов. Они не прибегают к намекам и недомолвкам. Им свойственны прямолинейность и открытость. Прямота шведов может даже обескуражить иностранцев. Однако обвинение в резкости их бы удивило. Для них прямое открытое общение – это естественная честность. В общении они стремятся избегать конфликтов и конфронтаций.

Шведы владеют последовательным стилем общения. Каждый человек говорит по очереди. В это время другие слушают, не перебивая, не высказывая внешних признаков одобрения или несогласия. Тишина не означает неприязни, как это принято у некоторых «разговорчивых» наций. У шведов нет социального прессинга в том, чтобы поддерживать светскую беседу. Последняя здесь называется «мертвый разговор» - то есть беседа ни о чем. Умение ее вести не считается ценным качеством. Это лишь общественный долг.

Информация о работе Национальные деловые стереотипы в области международного менеджмента народов Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Венгрия, Авс