Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:39, реферат
Заключительным этапом анализа культурной внешней среды является анализ национальных стереотипов поведения, присущих нации в целом и ее бизнесменам, менеджерам и специалистам в частности. Понятно, что заключительным этот этап является просто потому, что, не поняв общую структуру и специфику культурной среды, а также ее коммуникативную составляющую, трудно браться за формирование объективных представлений о тех или иных стереотипах поведения представителей данной культуры. Вместе с тем, изучая эти стереотипы, международный менеджер зачастую должен возвращаться к отдельным культурным константам и пересматривать через призму поведенческого стереотипа отдельные проблемы коммуникации.
Введение 3
Национальные деловые стереотипы в области менеджмента 5
Польша 5
Чехия 7
Венгрия 9
Австрия 11
Швеция 14
Россия 17
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Системность и индивидуальность в управлении успешно сочетаются в австрийском менеджменте. Австрийцы склонны выстраивать целые системы взаимодействия, процедур, контроля, которые затем закрепляются и становятся традиционными. Хотя внутри систем присутствует гибкость и компромисс, однако в целом за рамки лучше не выходить. Это допустимо только по согласованию с руководством. Импровизация и творчество считаются симптомами неадекватности, непродуманности предварительных решений.
Роли и обязанности руководител
Трудовые коллективы и характер делового общения в них внешне закрыты. Посторонние внутрь не допускаются.
В столице – Вене – деловые отношения сохраняют официальность. Здесь принята сдержанность, и даже церемонность. Общеприняты шикарные вечерние костюмы и наряды. В небольших городах распространены костюмы и галстуки сдержанного покроя и приглушенных тонов. На официальных мероприятиях эквивалент смокинга –фланелевый серый пиджак с вышитыми лацканами.
Удобное бытие – это то, что австрийцы больше всего любят дома, в личных отношениях и на работе. Они хотят чувствовать себя беззаботными и наслаждаться жизнью.
Общепринятой является
Во многих компаниях, особенно за пределами столицы, существует обычай делать утренний перерыв в работе. Но не на чашку кофе, а на кружку пива. Для этого не надо идти в соседний бар. Пиво подадут прямо в рабочем буфете.
Юмор уместен только в неофициальной обстановке. В деловом общении австрийцев он недопустим.
Австрийские женщины находятся
в атмосфере старомодной
В Австрии очень распространено детское страхование. Страховка оформляется на ребенка с рождения. К 20 годам у молодого человека накапливается солидная сумма. Соединение двух сумм – жениха и невесты – становится основой для создания материальной базы новой семьи.
Австрийцы любят комфортную жизнь. Они четко разделяют труд и отдых. Сверхурочная работа считается скорее признаком неэффективности, чем трудолюбия. Любые важные процедуры прерываются ради ланча. На обед многие отправляются домой.
Австрийцы относятся
к категории людей-жаворонков. Большинство
из них начинают работу в 8 часов
утра, а в 16 -16.30 уже заканчивают. В
пятницу после обеда, особенно в
зимний лыжный сезон и летнее время, задержать кого-либо весьма сложно.
Австрийцы своеобразно решают проблему
бездомных бродяг – бомжей. Муниципалитеты
их просто содержат. Вечером полицейская
машина собирает их всех в специальный
приют. Здесь их моют, кормят и укладывают
спать. Утром одевают в ношенную, но выстиранную
и опрятную одежду – чтобы своим видом
не оскорбляли чувство граждан. Бомжам
выдают небольшую сумму на карманные расходы
– чтобы не воровали. Правда, эти карманные
расходы обычно тратятся на спиртное.
Но вечером бомжей снова собирает полицейская
машина, и все начинается сначала.
Австрийцы дорожат своей самобытностью. Они стремятся защитить свою национальную идентичность, даже по отношению к самой близкой нации – немцам. Даже свой язык австрийцы не считают немецким. Смешение с немцами для австрийцев не менее раздражительно, чем канадцы причисление к американцам, чем ирландцам – к британцам. Не теряя своей идентичности и культуры, деловые австрийцы набирают опыт ведения дел со своими немецкими, итальянскими соседями и представителями стран Центральной Европы.
Швеция
"Шведская модель"
социально-экономического
Важную социальную ценность в Швеции представляет защита окружающей среды. Этим активно занимаются политики, менеджеры, предприниматели. В Швеции нет закона о нарушении частной собственности. Право общедоступности позволяет людям гулять в лесу или на открытой местности там, где им нравится. Повсюду можно собирать грибы или ягоды. В любом месте на неограниченное время можно привязать лодку. Ограничение одно – не наносить ущерба окружающей среде.
У шведов присутствует городская любовь к сельской местности. 85% населения живут в малых городах. Но многие имеют загородные коттеджи, в которых они живут по 2-3 месяца в году.
Источники экономического богатства Швеции – лес и железная руда. Государство вмешивается в экономику минимально. В Швеции самый низкий процент государственной собственности в Европе. Только 5% промышленной недвижимости является собственностью государства. С целью повышения конкурентоспособности на мировых рынках шведы разрешают своим компаниям извлекать выгоду из естественных монополий.
В Швеции 15 семей владеют 35% промышленной недвижимости. Семейственность и традиция поддерживать школьных друзей в бизнесе и менеджменте очень сильны. Принадлежность или дружба с известной семьей открывает все двери.
Швеция – одна из шести европейских монархий. Однако власть короля здесь в основном символическая и представительская. Реально страной управляет выборное правительство.
В части этнических особенностей, религии и языка Швеция до недавнего времени оставалась относительно однородным обществом. Однако недавняя волна эмигрантов из Южной и Восточной Европы изменила ситуацию. Сегодня шведы относят к эмигрантам до 10% населения. По шведским законам, эмигрантом считается даже тот, у кого хотя бы один из родителей родился за границей. Иммигрантов и беженцев в Швецию привлекает широкий круг социальных льгот, который во многом распространяется и на них. Содержание чужестранцев вызывает протест в некоторых слоях шведского населения. Проблема иммиграции создала определенные социально-политические напряжения в государстве и обществе.
Шведские национальные деловые стереотипы состоят в следующем:
Социальное равноправие – доминирующая ценность шведского общества. Его отличает открытость и компромисс. Однако это не означает безликое единообразие. Политическая система и деловой мир состоят из сети организаций, различных движений и групп.
Швецию отличает общий высокий жизненный уровень населения. Это достигается и тем, что разница между самой высокой и самой низкой оплатой труда в стране незначительна. Все вместе это создает примерное равенство в статусе. Однако страна не превратилась в огромную общину. Чувство общности проявляется на социальном, а не на личном уровне. Современные шведы достаточно уединенны и индивидуальны.
В деловой и общественной жизни Швеции глубоко укоренились консенсус и сотрудничество. Практически любая информация является общедоступной. Судопроизводство содержит обширную сеть арбитражных процедур и трибуналов.
Образцом открытости является правительство Швеции. Начиная с 1766 года любой швед или иностранец имеет право просмотреть любой правительственный отчет или документ, хранящийся в центральной или местной правительственной регистратуре.
В Швеции сильна роль профсоюзов. Практически все работающие объединены в союзы. Последние входят в Конфедерацию труда Швеции. Если в шведской фирме работает более 25 человек, они могут назначить своего представителя в совет директоров. Там, где работает более 100 человек, в дирекцию назначают двух представителей: один от рабочих ("синих воротничков"), другой от менеджеров ("белых воротничков").
Сверхмягкое управление – доминирующая отличительная черта шведского менеджмента, яркий национальный деловой стереотип. Шведские менеджеры видят себя в роли тренеров. Но не в американской, а в английской управленческой традиции. То есть, они планируют, обучают и корректируют. Приказы же отдают редко. Ясная и решительная выдача инструкций по примеру других управленческих культур, может смутить как шведских менеджеров, так и исполнителей. Здесь предполагается, что исполнитель знает о конкретной работе больше, чем его босс. Поэтому менеджеры ожидают от подчиненных самостоятельности и инициативы. Подчиненные же ожидают от руководства советов, а не указаний. Считается вполне естественным, что каждый исполнитель стремится сделать свою работу хорошо. А менеджеру и не надо знать все проблемы, с которыми в работе сталкиваются подчиненные. Это не забота босса, у него есть свои проблемы.
Решения принимаются на основании согласия и консенсуса. Приветствуется баланс деловых интересов, но не личных. Понятие "компромисс" у шведов имеет позитивный оттенок. Все недоразумения компенсируются более эффективным выполнением работы.
Шведское деловое сообщество коллегиально, но не коллективно. Каждый член коллектива вносит свой вклад в общее дело. Но это вовсе не значит, что все привлекаются к принятию важных решений. В этом участвуют не все, а лишь достаточно компетентные менеджеры и сотрудники. Однако шведские менеджеры должны посвящать много времени выслушиванию подчиненных – их предложении, инициатив, жалоб. Значительное время тратится на убеждения, улаживания противоречий между сотрудниками. Это оборотная сторона равноправия.
Несогласие и соперничество у шведов достаточно распространено, и даже может быть выражено в ультимативной форме. И менеджерам надо иметь большое терпение, чтобы развязывать постоянно появляющиеся узлы противоречий, а не "разрубать" их.
Благодаря указанным выше особенностям деловых отношений, шведские менеджеры хорошо подготовлены к ведению переговоров. Они очень терпеливы. Они умеют внимательно выслушать и понять партнера. Но они не менее успешны в своих доводах, аргументах, логике.
В деловых отношениях шведы легко и быстро переходят к свободному общению с партнерами. Обращение по имени, без титулов и званий, без различий в возрасте часто инициируются шведскими менеджерами и бизнесменами. В смысле преодоления официальности в деловом общении, быстрого перехода к коллегиальной работе шведы могут служить примером.
В Швеции, как и других скандинавских странах, роль женщины сравнительно самая высокая. Оплата женского и мужского труда одинакова, возможности сделать карьеру – тоже. Государство специально финансирует детей дошкольного возраста. Отпуск по уходу за маленьким ребенком, кстати – высокооплачиваемый и, имеют право брать либо мать, либо отец. В Швеции в числе менеджеров всех уровней женщины составляют 20%. Никаких ограничений нет, кроме желаний самих женщин. Именно в Швеции недавно впервые женщина была назначена министром обороны.
Системность и гибкость отличают деловой мир и общественную жизнь шведов. Системный подход просматривается во всем. Структуры и процедуры выстроены так, чтобы решение одних проблем не создавало новых. В импровизациях и сомнениях обычно нет необходимости. Пунктуальное следование процедурам позволяет добиться максимального эффекта при минимальных затратах времени. Деловое совещание шведов будет закончено строго вовремя, даже если какие-то вопросы остались нерешенными. Отсутствие пунктуальности означает некомпетентность, и даже невоспитанность.
Системный подход к организационным
вопросам не подразумевает жесткости
в каналах связи или управленче
Матричный менеджмент в деловой среде Швеции не предусматривает строгие управленческие цели и отчетные линии. В этой части он оставляет право самостоятельности и инициативы за менеджерами. Организационный менеджмент сосредотачивается на постановке задач и бюджетном контроле.
Открытое общение отмечает деловое, общественное и личное взаимодействие шведов. Они не прибегают к намекам и недомолвкам. Им свойственны прямолинейность и открытость. Прямота шведов может даже обескуражить иностранцев. Однако обвинение в резкости их бы удивило. Для них прямое открытое общение – это естественная честность. В общении они стремятся избегать конфликтов и конфронтаций.
Шведы владеют последовательным стилем общения. Каждый человек говорит по очереди. В это время другие слушают, не перебивая, не высказывая внешних признаков одобрения или несогласия. Тишина не означает неприязни, как это принято у некоторых «разговорчивых» наций. У шведов нет социального прессинга в том, чтобы поддерживать светскую беседу. Последняя здесь называется «мертвый разговор» - то есть беседа ни о чем. Умение ее вести не считается ценным качеством. Это лишь общественный долг.