Найм и отбор персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:21, доклад

Описание работы

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов найма и отбора персонала. До 60-х годов в вопросах найма и отбора персонала ориентировались лишь на текущие потребности предприятия. При таком подходе работодатель рассчитывал получить в любой момент необходимое ему количество работников, для использования которых не требуется длительной специальной подготовки. Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило.

Файлы: 1 файл

ворд.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

пользу собственности  высокорентабельных организаций.

Оценка уровня криминализации кандидатов – достаточно  сложная  задача.

Для ее решения необходимо, чтобы работник  соответствующей  кадровой  службы

обладал навыками  проведения  соответствующего   собеседования  (отвечающего

условиям  получения  тщательно  скрываемых  сведений)  и  при  необходимости

организовал  сбор  информации,  объективно  характеризующей  кандидата   как

законопослушного  гражданина. В связи с этим работник кадровой службы  должен

отличатся  не  только  высоким   уровнем   профессиональной   подготовки   к

проведению собеседования, но и владением  современными  методами  психолого-

криминалистического  тестирования,  для  чего  необходимо  взаимодействие  с

правоохранительными и другими административными  органами.  Все  это  требует

от  работника  кадровых  служб  определенного   уровня   психологической   и

профессиональной  подготовки.

Другая проблема в работе кадровых служб в настоящее  время  связана  с

оценкой влияния  на уровень  профессионализма  вновь  нанимаемых  на  работу,

условий их жизни  и деятельности в переломный период 1992-1998гг.

Именно в этот период – при  резкой  ломке  экономических  отношений  в

России, изменении  ее политического статуса и государственных  идеологических

установок  –  многие  вполне  профессиональные  специалисты  были  вынуждены

сменить профиль  своей деятельности, чтобы получать  необходимые  средства  к

существованию. Работая  в условиях невостребованности  образования  и  опыта,

некоторые из них  добились успеха в новой сфере  деятельности,  а  другие  не

смогли обрести  необходимый статус. Возвращение  в прежнюю сферу  деятельности

тех, кто не смог адаптироваться  к  новым  условиям,  -  процесс  достаточно

сложный, поскольку  часть навыков и профессиональных знаний  за  этот  период

были  утрачены.  В  результате   как   у   самого   кандидата,   проходящего

собеседование, так  и  у  работников  кадровых  служб  могут  быть  серьезные

сомнения в возможности  полного  восстановления  у  него  утраченного  уровня

профессионализма. В этих условиях работник кадровой службы должен не  только

оценить  перспективы  реабилитации  профессионального  уровня   оцениваемого

кандидата,  но  и  постараться  –   даже   при   проведении   дополнительных

переговоров – хотя бы частично восстановить утраченное  данным  претендентом

чувство уверенности  в своих профессиональных качествах. Даже в  том  случае,

когда есть серьезные  сомнения в пригодности данного  кандидата,  необходимо,

чтобы  в  ходе  собеседования  он  мог  проявить   лучшие   стороны   своего

профессионализма  – в этом случае его оценка как  возможность кандидата  может

быть достаточно  объективной.  Для  того  чтобы  это  произошло,  необходимы

определенные психологические  приемы ведения собеседования,  которыми  должен

владеть работник службы управления персоналом. Владение этими  приемами и  их

использование  для  максимального   раскрытия   потенциальных   возможностей

кандидата  позволит  организации  получить  необходимого  ей  специалиста  в

сложных условиях частичной  утраты его доверия к самому себе.

Вместе с  тем,  при  всем  доброжелательном  и  терпимом  отношении  к

проверяемому кандидату, работник кадровой службы должен отдавать себе  отчет

в том, что специалист – какой бы квалификацией он ни обладал  –  в  условиях

полной утраты доверия  к своим возможностям  может  принести  серьезный  вред

организации. В этом случае потери от  неверных  решений  могут  быть  весьма

велики, однако они  могут быть вполне сопоставимы с  ущербом  от  негативного

психологического  влияния неудачного выбора. Последнее  определяется тем,  что

во многих случаях  даже временные неудачи  в  жизни  и  тем  более  –  утрата

статуса полноценного и профессионального специалиста  – могут  быть  причиной

серьезного  изменения  стиля повседневного  поведения.  Человек,  поставивший

себе  диагноз  неудачника,  резко  меняет  формы  общения   с   окружающими.

Существенную роль в этом случае будет играть его  критическое  отношение  не

только  к  жизненным  ценностям,  но  и  к  тем,  с  кем   ему   приходиться

сталкиваться, - родным, друзьям, сослуживцам,  руководству  и  т.  д.  Такое

поведение   является   причиной   проявления   конфликтов   в    коллективах

организаций. В этих условиях работник кадровой службы должен взять  на  себя

не легкую задачу диагностики возможного  изменения  поведения  кандидата  на

вакантную  должность.  Для  этого  кадровому  работнику  необходима  хорошая

психологическая   подготовка,   либо   он   должен    использовать    знания

привлекаемого специалиста-психолога.

Наибольшие сложности  представляет собой  отбор  при  найме  работников

высшего эшелона  – руководителей организации, их заместителей,  руководителей

отдельных  направлений  деятельности  организации.  Очевидно,   что   основу

организации оценки качества руководителей высших эшелонов  в  рамках  данной

организации  составляет  парадоксальное  убеждение:  чем   выше   должность,

которую должен занимать претендент, и чем выше ответственность,  которую  он

должен нести, тем  меньше число людей могут выполнять  эту  работу.  Основная

причина этого –  низкий уровень профессионализма  кадровой  работы,  присущий

руководителям разных уровней (отметим, что парадокс заключается  в  том,  что

чем выше уровень  руководителя, тем больше он предпочитает  руководствоваться

собственным мнением  и тем меньше доверять научному профессиональному  отбору

и подбору соответствующих  специалистов). Подобный подход – прямое  следствие

узости профориентации руководителей высших эшелонов, которые  из-за  высокой

ежедневной нагрузки ограничивают объемы поступающей  к  ним  и  используемой

информации,   главным    образом    сугубо    узкими    рамками,    имеющими

непосредственное  отношение  к  проблемам   руководимых   ими   организаций.

Проблемы научного подхода к кадровому отбору в  этих условиях часто  остаются

вне  их  интересов.  Исключение  составляют  те  руководители   организации,

которые  по  роду  своих  обязанностей  профессионально  занимаются  отбором

персонала.

Другой причиной существенных недостатков в отборе и подборе и подборке

кадров высшего  эшелона  является  стремление  к  отбору  в  первую  очередь

работников, лояльных  по  отношению  к  тому  человеку,  который  занимается

данным  отбором.  Такое  желание  вполне  понятно,  если  учесть  не  только

условия, в которых  приходится  работать  современному  руководителю,  но  и

особенности формирования его карьеры.

 

 

 

Деловая оценка и  отбор персонала.

 

Деловая  оценка  персонала  –  целенаправленный  процесс  установления

соответствия качественных характеристик человека требованиям  должности  или

рабочего места.

Различаются  два  основных  вида  деловой  оценки  персонала:   оценка

кандидатов на вакантную  должность или рабочее место  при отборе  персонала  и

текущая периодическая  оценка сотрудников при аттестации персонала.

При необходимости  могут проводиться дополнительные  оценки

при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для  зачисления  в

резерв, сокращения и т. п. Оценка возможна также  по  результатам  обучения,

при контроле хода адаптации работников и т. п.

Отбор  персонала  –  часть  процесса  найма  персонала,  связанная   с

выделением одного или нескольких кандидатов  на  вакантную  должность  среди

общего  числа  людей,  претендующих  ни   данную   должность   (общепринятая

трактовка термина). Отбор персонала, как уже отмечалось,  осуществляется  не

только  при  найме  работников,  и  поэтому  в  общем  случае  его   следует

рассматривать как  процесс отбора  кого-либо  по  установленным  критериям  с

использованием  определенных методов из общего числа  работников,  отвечающих

этим критериям.

В условиях рыночных  экономики  качество  персонала  стало  главнейшим

фактором,  определяющими  выживание  и  экономическое  положение  российских

организаций.  Отбор  работников  всегда   старались   проводить   достаточно

тщательно,  поскольку  качество  людских  ресурсов  во   многом   определяет

возможности  и  эффективность  последующего  использования,  но  в   прошлом

ограничивались  оценкой качества претендентов,  обращавшихся  за  работой  по

своей инициативе. В настоящее время перешли  к  активным  методам  поиска  и

вербовки персонала.  Сейчас  стремятся  привлечь  в  организацию  как  можно

больше соискателей, удовлетворяющих требованиям, совершенствуется  процедура

самого отбора. В  прошлом руководитель нередко выбирал  работника  без  помощи

кадровых  служб.  Он  полагался  на  свою  интуицию  и  опыт,  а  также   на

рекомендации с  прежнего места работы. Частые ошибки приводили  к  увольнению

работника  и  его  замене  новым.  Такой  подход  в   современных   условиях

становится не только не эффективным с точки зрения обеспечения  потребностей

в квалифицированной  рабочей силе, но и попросту дорогостоящим.

Работники  кадровых  служб  давно   ощущали    потребность   в   более

обоснованных и  надежных процедурах.  Повышение  эффективности  и  надежности

отбора  связывается  с  последовательным  проведением  проверки  деловых   и

личностных качеств  кандидата, основанной  на  взаимодополняющих  методах  их

выявления  и   источниках   информации.   Осуществляется   поэтапный   отбор

кандидатур. Каждый раз отсеивают тех,  кто  обнаружил  явное  несоответствие

предъявляемым   требованиям.   Одновременно   применяют,   по   возможности,

объективную  оценку  фактических  знаний  и  степени   владения   кандидатом

необходимыми производственными  навыками. Таким образом  формируется  сложная

многоступенчатая  система проведения отбора человеческих ресурсов.

Выделяются следующие  этапы замещения вакантной  должности  специалиста

или руководителя:

- разработка требований  к  должности;  в  результате  дальнейший

поиск  ограничивается   претендентами,   имеющими   необходимую

квалификацию для  указанной работы;

-  широкий   поиск  претендентов;  ставится  задача  привлечь  для

участия в конкурсе  как  можно  больше  кандидатов,  отвечающих

минимальным требованиям;

- проверка претендентов  с использованием ряда формальных  методов

в целях отсева худших, проводимая кадровой службой;

- отбор на  должность   из  числа  нескольких  лучших  кандидатур;

обычно  осуществляется  руководителем   с   учетом   заключения

кадровых служб  и данных различных проверок и  испытаний.

В проведении отбора участвуют линейные руководители  и  функциональные

службы.   Эти   службы   должны   быть   укомплектованы    профессиональными

психологами, чтобы  использовать самые современные  методы.

Непосредственный  руководитель,  а  иногда  и  более  широкий   круг

руководителей участвуют  в отборе на начальном и заключительном   этапах.  Им

принадлежит решающие слово при установлении требований к должности и  выборе

конкретного работника  из числа отобранных кадровой службой.

Найму работника  предшествует четкое представление  о функциях,  которые

он  будет  исполнять,  задачах  и   должностных   обязанностях,   правах   и

взаимодействиях  в   организации.   Исходя   из   заранее   сформулированных

требований,  выбирают  подходящих  людей  на  конкретную  должность,  и   их

соответствию этим требованиям придается большое  значение.

 

В этом отношении  философия отбора  персонала  на  американских  фирмах

отличается от философии  современной японской системы управления. При  отборе

работников в  меньшей степени, чем в США, обращают  внимание  на  специальные

знания, навыки и  практический опыт, необходимые для  немедленного  вхождения

в должность, сосредотачивая внимание на  личностном  потенциале  и  качестве

образования.

Объясняется это  тем, что японский рабочий или  служащий  принимается  в

организацию, как  правило, на очень  длинный  срок.  Даже  выпускники  лучших

вузов в Японии первоначально  зачисляются на рядовые  должности.  Специальное

обучение в части  приобретения конкретных производственных  навыков  и  опыта

происходит на самой  фирме. Отбор в высшие и среднее  звено  управления  также

проводится преимущественно  из работников самой фирме  и  с  учетом  принципа

старшинства. Вся  система работы с кадрами в  крупных фирмах  приспособлена  к

пожизненному найму.

При всей перспективности  японской  модели  очевидно,  что  за  редким

исключением она  не  может  быть  рекомендована  и  реализована  в  нынешней

ситуации экономического кризиса  и  неопределенности  условий  хозяйственной

деятельности отечественных  организаций.

 

В  практике   работы   с   кадрами   руководителей   выделяют   четыре

принципиальные    схемы    замещения    должностей:    замещение    опытными

Информация о работе Найм и отбор персонала