Найм и отбор персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:21, доклад

Описание работы

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов найма и отбора персонала. До 60-х годов в вопросах найма и отбора персонала ориентировались лишь на текущие потребности предприятия. При таком подходе работодатель рассчитывал получить в любой момент необходимое ему количество работников, для использования которых не требуется длительной специальной подготовки. Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило.

Файлы: 1 файл

ворд.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

Письменное заявление  можно в целом охарактеризовать  как  саморекламу,

убедительно  доказывающую  специалисту  по  персоналу,  что  претендент   на

вакантную   должность   представляет   собой   совокупность   неограниченных

творческих    способностей,    прекрасных    деловых    качеств,    высокого

профессионального  мастерства,   выдающихся   личностных   черт   характера,

многогранного опыта  и таланта. Главное, чтобы в заявлении  не  повторялось  в

простой форме то, о чем написано в биографии.

В Германии нет трудовых  книжек.  Функции  этого  документа  выполняет

автобиография.  Она  может  быть  составлена  в  виде  таблиц  или  графика,

написана  собственноручно,   на   пишущей   машинке   или   на   компьютере.

Автобиография играет решающее значение в конкурсе на  получение  приглашения

на собеседование, причем дипломы и характеристики выполняют  вспомогательную

роль, т.е. они скорее призваны просто подтверждать написанное в заявлении  и

автобиографии. Действуют  два фундаментальных  требования  к  биографиям:  не

должно быть временных  промежутков  между  двумя  записями,  сведения  должны

соответствовать действительности.

Временные промежутки провоцируют  догадку,  что  умышленно  скрывается

нечто важное.  Во  время  собеседования,  если  до  него  еще  дойдет  дело,

кандидат получит  ряд целенаправленных и, возможно,  провокационных  вопросов

по биографии. По  всем  сомнительным  случаям  будут  запрошены  официальные

справки.

Цели автобиографии  те же, что и заявления: создать  рекламу собственной

квалификации и  профессионального опыта, пробудить  интерес к  своей  персоне,

показать  свое  полное  соответствие  предъявляемым  к  вакантной  должности

требованиям.

В автобиографии  должны быть указаны:

- сведения  о   личности.  Сюда  относятся   имя,  фамилия,  полный

почтовый адрес, дата и место рождения;

- посещение школы.  Указывается  название,  тип,  местонахождение

школы или школ, время посещения, результат окончания (например,

свидетельство об окончании  школы, гимназии);

-  служба  в   армии  или   альтернативная   гражданская   служба.

Указывается вид  деятельности в армии или на гражданской  службе,

длительность  службы  и  название  армейской  или   гражданской

организации (род  войск или службы);

-    профессиональное    обучение.    Следует    указать     виды

профессионального образования, название  обучающего  учреждения

или организации  и его местонахождение, время  обучения, название

полученной профессии. Здесь могут быть указаны  и  предприятия,

где проходила практика, а также полученные там квалификации;

-  обучение  в   высших  учебных  заведениях.  Необходимо  назвать

учебные заведения  и  приобретенные  специальности,  их  адреса,

период  обучения.  Сюда  вписываются  даты   получения   ученых

степеней;

- профессиональная  деятельность. Этот раздел  особенно  интересен

для кадровика. Сюда пунктуально заносятся все виды  выполняемых

работ, занимаемые  должности,  названия  фирм,  местонахождения

работодателей,  количество  рабочих   часов   в   месяц,   даты

поступления и увольнения;

- повышение профессиональной  квалификации. Записываются название,

виды (курсы, семинары),  формы  (с  отрывом  и  без  отрыва  от

производства) обучения, название мест проведения мероприятий  и

их длительность;

-  особые  знания   и  способности.  Здесь  следует   перечислить

название языков и уровень  их  знания,  владение  стенографией,

скорочтением,   машинописью   и   др.    Указывается    степень

компьютерного    профессионализма:    перечисляются    названия

компьютерных программ, языков программирования  и т. д. и  опыт

работы с ними;

-   место,  дата,  подпись.  Как  отмечалось  выше,   подпись   в

автобиографии должна быть полной, т.е. с официальным написанием

имени и фамилии;

- фотография. Этому  документу придается особое значение. Одна  из

целей фотографии –  вызвать спонтанную симпатию к своей  персоне.

Только в этом случае кандидат может надеяться  на приглашение  к

собеседованию. Поэтому  он должен обратить  особое  внимание  на

одежду, прическу, выражение  лица, позу, а также качество самого

снимка  и  его  формат.  На  фотографии  экономить   денег   не

рекомендуется, т.е. лучше обратиться к известному газетному  или

журнальному фотографу-профессионалу. На обратной стороне  фото,

на  тот  случай,  если  она  случайно  отклеится  от  листка  с

автобиографией, следует  карандашом  написать  свою  фамилию  и

адрес.

Чего  не  следует  указывать  в  автобиографии?   Не  нужно  писать  о

болезнях, несчастных случаях, штрафных санкциях, беременности и  сексуальной

жизни, о проведении свободного времени и общем  финансовом  положении  своей

семьи.

Кандидаты на вакантную  должность, если они уже работали  в  какой-либо

организации  или  проходили  где-  то  практику,  обычно  имеют   на   руках

характеристику. Если  таковой  не  оказалось,  то  специалист  по  персоналу

запрашивает ее у  своих коллег  соответствующего  предприятия  до  назначения

даты собеседования  с интересующим его лицом. Хотя характеристика и  является

субъективно составленным документом, она, тем не менее, дает специалисту  по

кадрам  информацию  и  может  сыграть  определенную  роль  в   принятии   им

дальнейшего решения.

В немецком обществе не принято говорить о ком-либо в  негативной форме.

Среди чиновников по  управлению  персоналом,  где  тщательно  «взвешиваются»

буквально все сотрудники организации, это правило тоже действует.  Вместе  с

тем в их среде  действует свой язык формулировок, используемых в  устных  или

письменных характеристиках  сотрудников.

Собеседование  имеет  целью:  установление  отсутствующих  требований;

получение точного  впечатления о кандидате на должность.

Можно выделить этапы  проведения собеседования:

- приветствие. Выражение  радости по поводу прибытия  кандидата,  а

также благодарности  за интерес к должности, поздравление с  его

продвижением до этапа собеседования, официальное  заверение, что

все сведения и любая  информация, услышанные  во  время  беседы,

останутся в тайне. Обоснование приглашения на собеседования;

- переключение беседы  на личность кандидата: еще  раз проверяется,

откуда тот прибыл,  кто  родители,  где  он  сейчас  проживает,

вопросы о семье, друзьях, партийности, увлечениях и  т.п.;

- подробное обсуждение  всех этапов учебы,  получения   всех  видов

образования, начиная  от школы;

- уточнение профессионального  продвижения кандидата на  вакантную

должность. Выясняется уровень его профессионального  мастерства

и взгляды на собственную  карьеру, планы по дальнейшему росту;

-  проверка  информированности   о  фирме,  ее  отдела,   группах,

потенциальной должности  и других рабочих местах.

Все высказывания претендента  скрупулезно  сравниваются  с  данными  в

заявлении, автобиографии  и других  документах.  С  помощью  вопросов-ловушек

определяется  степень  достоверности  информации,  имеющейся  в  документах.

Выясняются ожидания и представления о целях подразделений  и  организации  в

целом, проверяется  знание должности  инструкции  и  других  регламентирующих

документов.  Формулируется  впечатления  от  компетентности   кандидата   на

должность в области  финансов и развития деятельности предприятия. Ответы  на

вопросы, мимика, паузы  и  другие  манеры  его  поведения  на  собеседовании

способствуют формированию объективного мнения о претенденте  у  комиссии.  На

некоторых крупных  фирмах  для  получения  наибольшей  объективности  оценки

кандидата на собеседование  приглашаются известные специалисты  по  персоналу

и ученые в этой области.

Для кандидатов на особо  ответственные  должности  кроме  тестирования

иногда устраивается испытательный  тренинг,  который  проводится  в  течение

двух-трех дней. Заранее, тайно от окружающих, разрабатывается  возможные  на

практике  трудные  производственные  и  управленческие  игровые  ситуации  и

персональные  задания.   Для   каждого   претендента   на   вакансию   также

устраиваются  и  групповые  дискуссии   по   решению   актуальных   проблем.

Отборочная  комиссия  за  два-три  дня  на  основе  использования  различных

оценочных методик  устанавливает победителя.

 

Список использованной литературы

 

1. Бизюкова И.В.  Кадры управления: подбор и оценка: Учеб. Пособие. –М.  :

Экономика, 1998.

2. Веснин  В.Р.  Практический менеджмент персонала:  Пособие по кадровой

работе. – М.: Юристь, 1998

3. Дуракова И.Б.  Управление персоналом: отбор и  найм. Исследование

зарубежного опыта. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1998.

4. Егоршин А.П.  Управление персоналом: Учебник  для вузов. – 3-е изд. –

Н.Новгород: НИМБ, 2001.

5. Кибанов А.Я.  Основы управления персоналом: Учебник.  – М.: ИНФРА-М,

2002.

6. Королевский М.И.  Поиск и отбор персонала. –  М.: Бизнес-школа «Интел-

Синтез», 1998.

7. Питерс Т. , Уотерман  Р. В поисках эффективного управления. – М.:

Прогресс, 1986.

8. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие / Под  ред.

А.Я.Кибанова, Л.В.Ивановской. – М.: ПРИОР, 1999.

9. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под  ред.

А.Я.Кибанова. –  М.: ИНФРА-М, 1998.

10. Шумахер Г.  Издержки на персонал // Кадры,  персонал. – 1994, № 6.

11. Щекин Г. Профессия  – менеджер по кадрам // Кадры,  персонал. – 1993.

 

 


Информация о работе Найм и отбор персонала