Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:21, доклад
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов найма и отбора персонала. До 60-х годов в вопросах найма и отбора персонала ориентировались лишь на текущие потребности предприятия. При таком подходе работодатель рассчитывал получить в любой момент необходимое ему количество работников, для использования которых не требуется длительной специальной подготовки. Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило.
оценку претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном
стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в
ответе.
Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов.
Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих
кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном
изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно
получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является
основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в
текст анкеты обычно включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет
следующее:
1) соответствие уровня образования заявителя минимальным
квалифицированным требованиям;
2) соответствие практического опыта характеру должности;
3) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных
обязанностей;
4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочные
работы, командировки);
5) круг лиц, которые
могут рекомендовать
наведению справок и получению дополнительной информации.
Содержание анкеты в организациях устанавливается самим нанимателем.
Оно варьирует в зависимости от контингента персонала, на который рассчитана
анкета, и общей схемы отбора персонала. При отборе на должности
руководителей применяют более подробные анкеты, чем при найме рядовых
служащих.
Возможны и специальные виды анкет. Например, иногда применяют особые
бланки для студентов высших учебных заведений, с которыми ведется работа по
оргнабору. Поскольку трудовой стаж студентов не велик, обращают пристальное
внимание на учебу, экономические способности и интересы претендентов. В
анкете запрашивается информация об учебных заведениях, специальности,
объеме (в часах) профилирующих курсов (каждого в отдельности), второй
специальности. Запрашиваются данные об академической неуспеваемости в школе
по дисциплинам специальности. В анкете следует указать баллы по
управленческим и юридическим дисциплинам, количество учебных часов,
прослушанных по бухучету и анализу хозяйственной деятельности, подробные
сведения об этих курсах.
Одна из задач анкетирования заключается в том, чтобы определить
личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе
кандидата в случае найма. Часто анкеты содержат данные о числе отработанных
(за год) дней у последнего нанимателя, продолжительности пропусков работы
по причине болезни и т.д. Обращается особое внимание на факторы,
указывающие потенциальную возможность раннего увольнения работника. В
анкете запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом.
Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об
источниках мотивации и делаются предложения о факторах, препятствующих
работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом
тщательного изучения при наведении справок и собеседования с работником.
Претендент обязан также указать, есть ли у него проблемы со здоровьем,
возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие организации
сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева
кандидатур, вызывающих сомнение.
Круг вопросов, на которые стремится получить ответ организация,
нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан.
Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В
одних случаях кадровые службы и руководство организации полагаются на
анкету, в других уточняют нужные сведения в процессе собеседования с
работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента.
Компоновку и графическое оформление анкет также варьируют.
Беседа по найму (собеседование). Существует несколько видов беседы по
найму:
- проводимые по схеме;
- слабоформализованные;
- выполняемые по схеме.
В ходе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и
ответов. Если при беседе оказывать давление на заявителя, например, задавая
вопросы враждебным
тоном или намеренно его
ситуации, крайне отрицательно сказывающиеся на процессе отбора.
Существуют разные ошибки, уменьшающие результативности проводимых
бесед. Распространенная ошибка – тенденция делать вывод о заявителе по
первому впечатлению, с первых минут беседы. Встречаются случаи, когда
проводящий беседу основывает мнение на впечатлении о том, как человек
выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт при встрече глазами, и по этим
впечатлениям производит оценку заявителя на должность. Чтобы не совершать
такой ошибки, проводящий беседу должен наблюдать и за речью заявителя, и за
его поведением.
Привожу краткие рекомендации, которые следует учитывать при проведении
собеседования отборочной комиссией.
1. Следует внимательно слушать, что и как говорит заявитель.
2. Необходимо следить за поведением заявителя, стараясь получить
наиболее полную информацию о поступающем.
3. Помнить о требованиях, предъявляемых характером работы,
особенностями профессии. Эти требования отражаются в
профессиограммах, разрабатываемых специалистами на основе
наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение
психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего
времени, построение социометрических матриц взаимодействия
работников, анализ информационных потоков. Прежде всего
разработчики профессиограмм руководствуются мнением опытных
работников, давно занимающих данное рабочее место (или рабочее
место, схожее с оцениваемым), и вышестоящего руководителя.
Профессиограмма – это описание особенностей определенной профессии,
раскрывающее содержание профессионального труда, а также требования,
которые она предъявляет к человеку.
а основании сравнения индивидуальных особенностей работника с
нормативами профессиограммы можно сделать вывод о его соответствии и
профессиональной пригодности к данному виду труда.
4. Решение следует принимать только имея все необходимую информацию.
5. Беседу необходимо вести вокруг вопросов, которые являются важными
критериями отбора. Эти вопросы отражаются в анкете по приему на
работу.
Тестирование. Одним из методов, используемых для облегчения принятия
решения по отбору, являются тесты по найму. Психологи и специалисты по
персоналу разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и
склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на
предполагаемом рабочем месте.
на работу на одной из ступеней отбора можно попросить кандидата
представить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы.
Если прежние работодатели дают только общую минимальную информацию, то
польза от рекомендательных писем невелика. Если есть необходимость проверки
биографических данных, более приемлемой альтернативой письму может быть
телефонный звонок предыдущему начальнику с тем, чтобы обменятся мнениями
или выяснить какие-либо интересующие подробности. Наиболее часто
проверяемыми пунктами являются последнее место работы и образование.
Медицинский осмотр. Некоторые организации требуют, чтобы наиболее
подходящие им заявители заполняли медицинские вопросники или проходили
медицинский осмотр. Причины:
- в случае подачи работниками жалоб по поводу компенсации
необходимо знание физического состояния заявителя в момент
найма;
- необходимо предотвратить
наем переносчиков заразных
Принятие решения о приеме. Прием на работу заканчивается подписанием
двумя сторонами трудового контракта.
Приведу пример процесса найма на работу из практики немецких
предприятий.
Специалисты по персоналу немецких предприятий – это особый род
служащих, их методы работы обычно скрыты от непосвященных. Именно от этих
людей в основном зависит, кто будет принят на вакантное место или перемещен
на другую должность, а кому придется искать другое место для дальнейшей
деятельности.
Среди специалистов по персоналу немецких организаций бытует мнение,
что персонал следует отсеивать, отбирать тогда, когда он еще в дверях и не
успел войти.
Что касается приема на престижную работу, следует отметить наличие
особого феномена или парадокса оценки потенциального персонала, нередко
имеющем место и на швейцарских, австрийских, а также голландских
предприятиях. Феномен состоит главным образом в том, что теоретически самый
лучший в профессиональном отношении претендент на вакансию имеет
практически очень высокий шанс даже не попасть на собеседование, не говоря
уже о последующем тестировании, из-за самой, казалось бы на первый взгляд,
незначительной детали, например прически и выбранной позы или выражения
лица на обязательно прилагаемой к автобиографии фотографии, а также ее
размера, или из-за «не понравившегося» кадровому работнику шрифта
заявления, либо подписи, цвета и вида папки с документами, качества бумаги
и т. п. В этом случае документы будут просто отложены в сторону без их
дальнейшего изучения.
Формально могут быть выделены четыре этапа оценки претендента на
должность, предшествующие заключению с ним контракта: анализ документов,
собеседование, тестирование, испытательный тренинг.
Анализ документов включает в себя анализ: письменного заявления на
работу, автобиографии, подписей, оценок, полученных в учебных заведениях и
местах профессиональной практики, фотографии и характеристики. Сюда может
быть добавлен и анализ вопросника, который заполняют лишь претенденты на
вакансию, приглашенные на собеседование.
Заявление должно содержать:
- данные об отправителе
заявления: фамилию, имя,
факс, адрес электронной почты;
- место пребывания и дату составления заявления. Необходимо
учитывать, чтобы дата на заявлении не слишком расходилась с
датой отправки письма по почте и датой составления
автобиографии;
- данные адресата. Должны быть точно указаны все параметры
получателя письма. Считается хорошим тоном написать титул,
ученое и другое звания, занимаемую должность и полное имя и
фамилию руководителя по кадрам, затем название подразделения по
управлению персоналом,
предприятия и почтового
- указание на
цель заявления, причины и
заявления. Обычно это одно предложение в одной строке, максимум
в двух, выделенное жирным, а лучше и наклонным шрифтом. Эта
запись, как заголовок, является очень важной. По ее содержанию
специалист по кадрам решает, читать ли его дальше или нет;
- Указание на источник информации о вакансии и идеи данного
заявления. Здесь неплохо также привести и краткое оригинальное
умозаключение, выделяющее данное заявление из массы других;
- Приветствие. В случае когда фамилия адресата неизвестна,
следует обратиться так: Многоуважаемые дамы и господа…». Но
большую ценность имеют обращения по фамилии (с титулом и
званиями). Если известно, что заявление будут обрабатывать
несколько человек, необходимо перечислить их фамилии и
занимаемые должности при приветствии;
- Заключительное приветствие. Обычно это: «… с дружеским
приветом…» В случае заранее известной особой консервативности
чиновников по персоналу (чаще в министерствах и других
учреждениях и ведомствах): «… с высоким (или высочайшим)
вниманием…»;
- подпись. Собственноручная подпись в заявлении также играет
роль. Это дело личного вкуса, как расписываться: разборчиво,
неразборчиво, с указание имени и фамилии или только фамилии.
Обязательно указывать имя и фамилию требуется только при
подписи автобиографии. Общая рекомендация – подпись не должна
быть выполнена дрожащей рукой, не следует также медленно
выводить буквы. В случае неразборчивой подписи под ней нужно
подписаться разборчиво;
- указание на
состав прилагаемых
копии. Например: автобиография, фотография, нотариальная
контора о присуждении ученой степени, нотариальная копия
сертификата об окончании компьютерных курсов, характеристика о
прохождении практики, характеристика с последнего места работы.