Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 17:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования управленческих решений по размещении товаров в торговом зале на примере сети магазинов «Магнит», для повышения объема продаж. При этом можно выделить следующие основные задачи:
- изучить принципы размещения товаров в торговом зале;
- рассмотреть управленческие решения по планировке торгового зала магазина торговой сети «Магнит»;
- дать общую характеристику торговой сети «Магнит»;
- провести анализ управленческих решений по размещению товара в сети магазинов «Магнит»;
Введение………………………………………………………………………..3
1. Научные основы управленческих решений при размещении товаров в торговом зале ……………………………………………..………………………….5
1.1. Виды, признаки, формы, содержание, свойства и сущность управленческих решений при размещении товаров в торговом зале………….....5
1.2. Методологические подходы, функции, принципы, факторы, условия и этапы управленческих решений при размещении товаров в торговом за………10
1.3. Современные методы управленческих решений при размещении товаров в торговом зале…………………………………………………………......15
2. Анализ управленческих решений при размещении товаров в торговом зале магазина торговой сети «Магнит»…………………………………….………18
2.1. Организационно-управленческие и внешние условия управленческих решений по размещению товаров в торговом зале ………………………………...18
2.2. Оценка эффективности управленческих решений по размещению товаров в торговом зале ………………………………………………….….……….21
3. Направления совершенствования управленческих решений по размещении товаров в торговом зале магазина торговой сети «Магнит»…….…25
Заключение ………………………………………………………...…...………28
Литература……….……………………………………………….……..…….
- учет движения потоков покупателей;
- обеспечение хорошей видимости и доступности товаров для покупателей;
- обеспечение покупателям возможностей ориентироваться по размещению отдельных комплексов или товарных групп и совершения покупки с минимальными затратами времени на поиск и приобретение товара;
- закрепление за каждой группой товаров (комплексом) постоянных мест размещения; "рациональное использование площади торгового зала для размещения и выкладки товаров [1. С.235].
На сегодняшний день наиболее распространены два подхода к размещению торговых отделов внутри магазина. Первый из них — это традиционный подход, он основан на том, что каждый отдел должен занимать в магазине площадь соразмерно своему товарному обороту. Предположим, если отдел «Молочная продукция» обеспечивает магазину 15% его товарного оборота, следовательно, он должен занимать порядка 15% его торговой площади. Кроме того, традиционный подход к распределению площади торгового зала преследует цель поддержания желаемого направления движения покупателей и основывается на учете этажности торгового зала, наличия и месторасположения эскалаторов, запасных выходов, межэтажных лестниц и т.д. [13. C.528].
Другим подходом к размещению товарных отделов в торговом зале является мерчандайзинговый подход. Согласно ему планировка торгового зала должна быть вторична по отношению к особенностям поведения покупателей и учитывать основные законы психофизиологического поведения человека. Отмечено, что посетители магазинов с разной степенью внимания замечают те или иные отделы, и эту особенность необходимо учитывать при планировке торгового зала.
В соответствии с мерчандайзинговым подходом каждая товарная группа занимает свое место в торговом зале согласно следующим факторам:
- комплексное обслуживание покупателей;
- роль и статус товарной группы в иерархии потребностей покупателей магазина;
- обеспечение относительной равномерности посещения покупателями различных отделов магазина;
- создание целенаправленного движения покупательских потоков;
- особенности самого товара (масса товара, его размеры, товары, которые чаще других воруют, и т.д.);
- методы обслуживания при приобретении данного товара (самообслуживание, через прилавок и др.);
- обеспечение равномерного внимания со стороны посетителей всем отделам магазина.
Мерчандайзинговый подход предполагает, что к размещению отделов в торговом зале должны предъявляться следующие требования.
1. Обеспечение комплексности покупки. Данное требование означает, что взаимодополняющие товары (потребление которых осуществляется совместно), должны размещаться в торговом зале рядом друг с другом (например, чай и кофе рядом с кондитерскими и хлебобулочными изделиями).
2. Организация
целенаправленного потока
3. Учет продолжительности
выбора товара. Согласно данному
требованию необходимо
4. Характер спроса на товар.
5. Трудоемкость
перемещения товара из
6. Удобство
перемещения покупателей.
Важно также выделять отдельные зоны размещения:
- товаров, предварительная подготовка к продаже которых осуществляется непосредственно в магазине, рядом с помещениями для их подготовки;
- товаров,
запасы которых требуют
- продовольственных
товаров, в процессе продажи
требующих нарезки,
- товаров
со специфическими физико-
- дорогих
товаров и товаров в мелкой
упаковке - вблизи кабины контролера-
Если проследить путь покупателя в небольшом торговом зале, то можно отметить существование так называемого "золотого треугольника" – площади, расположенной между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в магазине. Ходовой товар в зависимости от специфики магазина может быть разным. На рисунке 3 показано, как можно изменить размеры "золотого треугольника". В примере А входная дверь, самый ходовой товар (молоко) и касса расположены очень близко друг к другу. В примере Б они раздвинуты, тем самым увеличивая размер "золотого треугольника".
Рисунок 3- Правило «Золотого треугольника».
Следование правилу золотого треугольника позволяет не только увеличивать продажи в целом, но и управлять продажами отдельно взятых товаров.
По итогам данного раздела были выделены наиболее распространенные подходы к размещению товара в торговом зале: традиционный и мерчендайзинговый. Рассмотрены основные требования по размещению товаров в торговом зале: обеспечение широкого выбора товаров; соблюдение правил товарного соседства; достаточность количества товаров; учет движения потоков покупателей; обеспечение хорошей видимости товаров; обеспечение покупателям возможностей ориентироваться по размещению отдельных комплексов или товарных групп.
1.3
Современные методы
Технологическое проектирование должно предусматривать такие элементы планировки и оформления торгового зала и витрин, которые привлекали бы внимание покупателей, способствовали бы их благоприятному настроению и помогали сделать покупку. Большую роль в этом играет планировка торгового зала.
Торговый зал — основной инструмент продажи товаров и обслуживания покупателей в любом формате магазина, поэтому всегда актуальным является вопрос о том, какова должна быть его площадь. Специалисты знают, что это очень важный вопрос, потому что в общей теории магазиностроения отношение торговой площади (Sт) к общей площади (Sо) определяет коэффициент эффективности (Кэ) использования общей площади магазина.
Кэ=Sт:Sо
Чем выше полученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина.
Наиболее оптимальным является соотношение торговой и неторговой площади магазина 70:30.
Торговый зал должен обеспечить большую пропускную способность, высокое качество обслуживания покупателей и хорошие условия труда работникам магазина. Для этого важно не только разместить в нем отделы и секции, но и умело направить потоки покупателей, грамотно расставить торговое оборудование, кассовые кабины, вход и выходы из зоны обслуживания.
В торговом
зале вся площадь по функциональному
назначению делится на установочную
(предназначенную для
Особое значение имеет установочная площадь. Она определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.
Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади (Sy) к общей площади торгового зала (So).
Ку=Sy:So
Оптимальная величина Ку в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,92; в универмагах — 0,29; в магазинах обуви — 0,33; одежды — 0,28; хозтоваров — 0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение oт которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работа зала.
Анализ и оценку правильности выбранной последовательности размещения отделов производят с использованием коэффициентов эффективности размещения.
1. Коэффициент подхода к отделу (Кп). Показывает, какая часть посетителей магазина подходит к отделу:
Кп= Nn/Пп,
где Nn — общее количество посетителей за определенный период; Пп- количество посетителей, которые подошли к отделу за этот период.
2. Коэффициент
покупки (Кпок). Показывает, какая часть
посетителей
осуществила покупки в данном отделе:
Кпок= N/П
где N — общее количество посетителей осуществивших покупки, П —количество посетителей, осуществивших покупки в отделе.
3. Коэффициент привлекательности (КПР). Указывает на предпочтительность варианта размещения отдела; определяется как отношение коэффициента покупки (Кпок) к коэффициенту подхода (Кп):
Кпр= Кпок/ Кп
Коэффициент привлекательности показывает, что подход посетителя к отделу не приводит к обязательному совершению покупки. Но чем он ближе к единице, тем более привлекательным считается вариант размещения отдела [13. С.93].
Учитывая вышеизложенные показатели эффективности использования торгового зала можно эффективно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания, что обеспечит повышение пропускной способности магазина, а значит приведет к увеличению объема продаж.
2.
Анализ управленческих решений
по размещению товаров в
Сеть магазинов «Магнит» (ООО «Перспектива») - одна из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.
Оценку эффективности
размещения в торговом зале отделов
можно произвести с использованием
коэффициентов эффективности
Общая площадь магазина равна: 800 м2, из них торговая площадь - 400 м2. Коэффициент эффективности равен: 400:800=0.5. Это означает, что торговая площадь занимает лишь половину (50%) площади магазина и используется неэффективно, так как значительная её часть, которая могла бы быть использована для обслуживания покупателей и выкладки товара, занята вспомогательными помещениями.
Рассчитаем коэффициент установочной площади в ООО «Перспектива» за 2012 г. Общая торговая площадь магазина — 400 м2, а оборудование занимает в нём в общей сложности 200 м2.
Ку=200/400=0,5.
Это означает, что торговый зал перегружен оборудованием (50:50). В нём ограничены возможности выбора товара, напряжены потоки покупательских перемещений, затруднено обслуживание покупателей. Его целесообразно изменить.
Рассчитаем коэффициенты эффективности отделов. Возьмем для примера отдел молочной продукции, отдел продуктов холодной заморозки и рыбный отдел.
Таблица 1. Коэффициенты эффективности размещения в торговом зале отделов в ООО «Перспектива» за 11.12.12 г.
Наименование отдела | |||
Показатель |
Молочный отдел |
Отдел холодной заморозки |
Рыбный отдел |
1. Коэф. Подхода к отделу |
0,87 |
0,54 |
0,84 |
2. Коэф. покупки |
0,79 |
0,27 |
0,66 |
3. Коэф. привлекательности |
0,90 |
0,50 |
0,78 |
Коэффициент подхода к отделу, рассчитывается как отношение количества посетителей, которые подошли к отделу за определенный промежуток времени к общему количеству посетителей за этот же промежуток времени [12.С.196].
Молочный отдел: возьмем временной промежуток - 1 час. За этот период в магазине было 105 посетителей, из них 92 человека останавливались в молочном отделе.