Направления совершенствования управленческих решений по размещении товаров в торговом зале магазина торговой сети «Магнит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования управленческих решений по размещении товаров в торговом зале на примере сети магазинов «Магнит», для повышения объема продаж. При этом можно выделить следующие основные задачи:
- изучить принципы размещения товаров в торговом зале;
- рассмотреть управленческие решения по планировке торгового зала магазина торговой сети «Магнит»;
- дать общую характеристику торговой сети «Магнит»;
- провести анализ управленческих решений по размещению товара в сети магазинов «Магнит»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Научные основы управленческих решений при размещении товаров в торговом зале ……………………………………………..………………………….5
1.1. Виды, признаки, формы, содержание, свойства и сущность управленческих решений при размещении товаров в торговом зале………….....5
1.2. Методологические подходы, функции, принципы, факторы, условия и этапы управленческих решений при размещении товаров в торговом за………10
1.3. Современные методы управленческих решений при размещении товаров в торговом зале…………………………………………………………......15
2. Анализ управленческих решений при размещении товаров в торговом зале магазина торговой сети «Магнит»…………………………………….………18
2.1. Организационно-управленческие и внешние условия управленческих решений по размещению товаров в торговом зале ………………………………...18
2.2. Оценка эффективности управленческих решений по размещению товаров в торговом зале ………………………………………………….….……….21
3. Направления совершенствования управленческих решений по размещении товаров в торговом зале магазина торговой сети «Магнит»…….…25
Заключение ………………………………………………………...…...………28
Литература……….……………………………………………….……..…….

Файлы: 1 файл

упр реш по размещ товаров.docx

— 152.38 Кб (Скачать файл)

Кп=92/105=0,87

Отдел продуктов холодной заморозки: за тот же временной промежуток 1 час - в магазине было 105 посетителей, из них 57 человек останавливались в этом отделе.

Кп = 57/105=0,54

Рыбный отдел: за 1 час магазине было 105 посетителей, из них 89 человек останавливались в этом отделе.

Кп=89/105=0,84

Коэффициент покупки рассчитывается как отношение  количества посетителей, осуществивших  покупку в данном отделе, к общему количеству посетителей, осуществивших  покупки.

Молочный  отдел: за 1 час в магазине было осуществлено 103 покупки. Из них 82 человека приобрели молочную продукцию.

Кпок=82/103= 0,79

Отдел продуктов холодной заморозки: за тот же временной промежуток 1 час - в магазине было 103 посетителя, из них 28 человек совершили покупку в этом отделе

Кпок=28/103=0,27

Рыбный отдел: за 1 час магазине было 103 посетителя, из них 68 человек купили рыбную продукцию.

Кпок=68/103=0,66

3. Коэффициент  привлекательности отдела определяется как отношение коэффициента покупки (Кпок) к коэффициенту подхода (Кп).

Молочный  отдел. Кпр= 0,79/0,87=0,90

Отдел продуктов  холодной заморозки. Кпр= 0,27/0,54=0,50

Рыбный отдел. Кпр= 0,66/0,84=0,78

На основании  произведенных расчетов можно сделать  следующий вывод: коэффициент привлекательности  показывает, что подход посетителя к отделу не приводит к обязательному совершению покупки. Но чем ближе коэффициент к единице, тем более привлекательным считается вариант размещения отдела. Соответственно молочный отдел и отдел рыбной продукции имею выгодное размещение, а отдел продуктов холодной заморозки находится в невыгодном расположении. Данный отдел можно разместить ближе к отделам, где продаются колбасные изделия, сыры и рыбная продукция.

Из расчета  коэффициента эффективности следует, что торговая площадь используется неэффективно, так как значительная её часть, которая могла бы быть использована для обслуживания покупателей и  выкладки товара, занята вспомогательными помещениями. А коэффициент установочной площади показал, что торговый зал  перегружен оборудованием. В нём  ограничены возможности выбора товара, напряжены потоки покупательских перемещений, затруднено обслуживание покупателей.

 

2.2. Оценка эффективности управленческих  решений по  размещению товаров  в торговом зале

 

При использовании метода самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала (как в ООО «Перспектива» ), когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

Магазин «Магнит» (ООО «Перспектива»)    отвечает всем требованием современного магазина. За время существования данной сети супермаркетов, магазин имеет большое количество постоянных покупателей, которым полюбилась продукция и обслуживание магазина. Магазин оснащен современным необходимым оборудованием, для приемки, хранения, производства и реализации товара. На рисунке 4 показана планировка торгового зала ООО «Перспектива»  с указанием расположения «горячих» и «холодных»  зон.

 «Горячие» зоны зала универсама  размещаются, в основном, по периметру  торгового зала. В них размещаются  товары, которые пользуются у  покупателей наибольшим спросом  и занимают большой удельный  вес в оборот товарае магазина. Это такие товары, как: молочные продукты, колбасные и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, сладкие воды. Кроме того, в «горячую зону» попадают диабетическая продукция и товары для детей. Кроме того, «горячей» является и прикассовая зона, в которой располагаются товары импульсивного спроса (жевательные резинки, шоколад и шоколадные батончики, сигареты, жевательные конфеты и драже и т.п.).

К «холодной» зоне торгового зала рассматриваемого магазина относятся средние ряды, а также полки, находящиеся с левой стороны в направлении движения покупателей. Здесь размещаются соки, бакалея, часть молочной продукции, кондитерские изделия и т.д.


- "холодные" зоны             - "горячие" зоны

Рисунок 4 – Планировка торгового  зала ООО «Перспектива».

Площадь магазина составляет 800 м2 из которых 400 м2 - торговая площадь.

Немаловажным элементом в увеличении объема продаж фирмы является площадь  магазина. Рассмотрим этот показатель.  

 

Таблица 1. Динамика показателей эффективности использования площади  ООО «Перспектива» за 2010-2012 г.

Показатели

2010

2011

2012

Отклонение 2010 от 2012 (+;-)

Темп роста, %

Оборот товара, тыс. руб.

19987,93

20717,12

21424,31

1436,38

107,19

Общая площадь, м2

800

800

800

0

100

Торговая площадь, м2

371

411

400

3

101,60

Показатели

2010

2011

2012

Отклонение 2010 от 2012 (+;-)

Темп роста, %

Оборот товара на 1м2 общей площади, тыс. руб.

56,30

58,36

60,35

4,05

107,19

Оборот товара на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.

106,89

103,07

112,76

5,87

105,49


Итак, торговая площадь магазина в 2011 году увеличилась на 14м2, но затем уменьшилась на 11м2. Поэтому ее значение в 2012 году по сравнению с 2010 увеличилось всего лишь на 1,6%. Оборот товара на 1м2 общей площади магазина увеличивался с каждым годом, благодаря увеличению значения общего оборота товара, а оборот товара на 1м2 торговой площади увеличился на 5,49% еще и благодаря увеличению торговой площади. Впрочем, увеличение торговой площади, явилось одним из факторов, повлекших за собой увеличение оборота товара в 2011 году.

Имеющиеся у организации возможности по увеличению торговой площади, позволит получить дополнительный объём оборота товара,  что приведёт к повышению объема продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления совершенствования управленческих решений по размещении товаров в торговом зале  сети магазинов «Магнит»

 

Анализ возможного варианта планировки торгового зала (рисунок 5).

1 Входная зона и самые заметные места в покупательском потоке - при входе в магазин и в лучших местах покупательского потока следует расположить товары особенные, уникальные: это такие товары, которых нет у конкурентов или магазинов подобного формата.

2 Начало движения и правая стена. Особенность покупательского поведения в продуктовом супермаркете такова, что очень сильно желание сразу положить понравившиеся товары в корзину. Т.е. именно в этой части супермаркета велика вероятность совершения импульсных, незапланированных покупок, которые внешним видом и эффектной выкладкой привлекают к себе внимание. Поэтому при начале движения нужно располагать овощи и фрукты – среди этих категорий достаточно много товаров как целевого (картофель, капуста, морковь, лук, яблоки), так и импульсного спроса (бананы, апельсины, свежая зелень, клубника, орехи, сухофрукты).

3 Правая торцевая стена и  «стена напротив входа». Здесь  располагают товары постоянного  спроса, которые являются приоритетными  для магазина – звезды ассортимента.

4 Внутренние ряды в центре  зала. Есть товары, спрос на которые  носит периодический характер (соусы,  консервы, бакалея). Этот товар - консервы, соусы, приправы, диетическое питание,  бытовая химия и т.п. располагаем  внутри торгового зала. Здесь  традиционно располагаются бакалейная  группа – макароны, каши, крупы,  мука, сахар. Тут удачное место  для ларей с продуктами глубокой  заморозки – пиццы, пельмени, мороженые овощи, мясо и морепродукты. И именно во внутренних рядах  располагаются консервы, соусы, приправы, специи, корма для животных, детское  питание.

5 Кассовая зона- товары импульсного спроса. Самое место для них – у выхода, в кассовой зоне. Несмотря на то, что кассовая зона считается зоной самых высоких импульсных покупок, не следует здесь организовывать тематические выкладки, особенно, если товар дорогой и статусный. Товар на выходе кажется покупателям менее престижным, к тому же покупательская корзина уже заполнена и покупательский бюджет исчерпан.


 - товары уникальных категорий;   - товары приоритетных категорий;   - товары, периодически покупаемые;   - товары сопутствующего ассортимента. S- 400 м2.

Рисунок 5 – Возможный вариант  планировки торгового зала.

 

По итогам проведенного изучения устройства, планировки и оборудования магазина были разработаны следующие предложения по их совершенствованию.

Отдел холодных заморозок рекомендуется разместить ближе к отделам, где продаются колбасные изделия, сыры и рыбная продукция.

Из расчета коэффициента эффективности  следует, что торговая площадь используется неэффективно, так как значительная её часть, которая могла бы быть использована для обслуживания покупателей и выкладки товара, занята вспомогательными помещениями. Коэффициент установочной площади показал, что торговый зал перегружен оборудованием. В нём ограничены возможности выбора товара, напряжены потоки покупательских перемещений, затруднено обслуживание покупателей. Поэтому руководству магазина необходимо изыскать резервы для расширения торгового зала и размещения там соответствующего торгового оборудования, которое позволило бы увеличить площадь выкладки.

      Данные мероприятия  будут способствовать росту оборота товара и соответственно приведут к увеличению объема продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены рациональное размещение товаров в торговом зале магазина, организация, технология и  эффективность размещения товаров  в торговом зале магазина. Таким образом достигнута цель- определить направления совершенствования управленческих решений по размещению товаров в торговом зале.

Под размещением  товаров понимают их расположение на площади торгового зала.

За каждым товаром следует закреплять постоянное место, покупатели привыкают к этому  и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина это  помогает контролировать сохранность  товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять  их запасы.

Правильное расположение товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале. Особую роль играет этот процесс в магазинах самообслуживания. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований: создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

Практическая  часть курсовой работы была построена  на анализе размещения товаров в  ООО «Перспектива», где были выявлены плюсы и минусы, а также даны рекомендации по улучшению размещения товаров в торговом зале. Выполнение данных рекомендаций позволит усовершенствовать управленческие решения по размещению товаров в торговом зале, что повлияет на увеличение объема продаж.

Литература

  1. Бланк И.А., Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 2010. - 416с.
  2. Варли, Рафик.-  Основы управления розничной торговлей. М., изд. Дом Гребенникова, 2008.-454с.
  3. Дашков Л.П., Пахбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли – М:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010.-448 с.
  4. Дион Д., Топпинг Т. Розничная торговля. М., Альпина, Бизнес-Бук, 2010. 200с.
  5. Иванов С.В., продажи на 100%: Эффективные техники продвижения товаров и услуг / - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009 - 274с.
  6. Кент Т., Омар О. Розничная  торговля. М., ЮНИТИ, 2007, с.701
  7. Котлер Ф., Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. Ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. – Новосибирск: Наука, 2012. – 736с
  8. Майкл Т. МакГалли., Основы эффективных продаж. Мастерство личных продаж для предпринимателей, продавцов и людей некоммерческой сферы деятельности. - К.: «София», Ltd., 2011. - 288с.
  9. Морозов Ю.В., Основы маркетинга: Учебное пособие. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 148с.
  10. Парамонова Т.Н., Рамазанова Н.А., Мерчандайзинг: учебное пособие: - М.: ИД ФБК - Пресс, 2008 - 144с.
  11. Правила торговли. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 224с.
  12. Прохорова Н.Г., Новикова А.М., Бакалейные, кондитерские, гастрономические, молочные товары, хлебобулочные изделия: (товароведение): Учеб. для сред. проф. - техн. уч-щ. - М.: Экономика, 2009. - 207 с.
  13. Спиро Р.Л., Стэнтон У.Д. Управление продажами. М., Изд. Дом Гребенникова. 2012, с. 699

Информация о работе Направления совершенствования управленческих решений по размещении товаров в торговом зале магазина торговой сети «Магнит»