Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:54, контрольная работа
анние подходы к изучению феномена лидерства заключались в попытках определить те индивидуальные черты, которыми отличались эффективные лидеры. В более поздних исследованиях отмечены попытки определить характеристики и типы поведения лидеров, которые могут быть эффективными в определенных ситуациях. Такие ситуационные теории лидерства оказались более продуктивными, но и они не все могли объяснить. В последних исследованиях делаются попытки объяснить лидерство как социальный процесс, а не как особенность отдельного человека или его взаимодействия с ситуацией.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...…………………………..….3
НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………...…..6
1 Понятие «неформальный лидер» и мифы о нем…………………....................6
1 Опыт «формальных» руководителей…………………………………...…….10
1 Конструктивное и деструктивное поведение неформального лидера……..16
1Управление с учетом фактора неформального лидерства…………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..…...…23
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...…………
Неформальный лидер в
1 Понятие «неформальный
лидер» и мифы о нем…………………....................
1 Опыт «формальных»
руководителей…………………………………...…
1 Конструктивное и деструктивное поведение неформального лидера……..16
1Управление с учетом фактора неформального лидерства…………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Искусству руководства нет замены.
Система управления не может создавать
руководителей. Однако она может
создать условия, при которых
способность быть руководителем
проявляется или будет
Лидерство и руководство - основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство - это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же - комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.
Одна довольно крупная компания, известная многим в своей отрасли, очень сильно сдала позиции и даже была на грани развала из-за того, что руководство не смогло выстроить отношения с одним из сотрудников.
Все началось с того, как начальник не одобрил один его проект, посчитав его неперспективным и рискованным. Тогда тот пошел искать сочувствия в коллективе, в котором являлся неформальным лидером. Он очень эмоционально и живо рассказывал о том, какой ограниченный человек их начальник, какая непродуманная стратегия развития всей компании, и как плохо с ним обошлись. И сотрудники пожалели его и поверили. Они действительно стали думать, что работают в совершенно неперспективной компании с ничего не умеющим начальником, да к тому же еще и диктатором.
Вследствие этого, работать все стали менее эффективно, а недостатков находить все больше. Обо всех проблемах (реальных и вымышленных) постоянно сообщали абсолютно всем. Репутация компании сильно подорвалась. Закончилось все тем, что начальству пришлось уволить этого лидера, а вместе с ним еще очень много народа, его приверженцев. Понятно, что компания с подмоченной репутацией, враз потерявшая большое количество человек, представляет собой далеко не идеал.
После этого эпизода, мнение о неформальном лидере складывается как о некоем монстре, который ведет свою политику, сильно отличающуюся от официальной, и подрывает авторитет руководителя. Но так ли это?
Социологи установили, что неформальные лидеры - это члены коллектива, занимающие отнюдь не руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании с жизненным опытом и поведением имеют на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель. На самом деле, то, что было описано в примере - лишь одна из сторон медали. Задача руководителя - направить авторитет такого лидера в нужное русло. Правильно наладив с ним отношения, руководитель получит незаменимого сотрудника, который сможет четко следить за настроением всего коллектива. С другой стороны, именно через него можно легко и безболезненно доносить до сотрудников все решения руководства.
Проблема лидерства более 40 лет активно изучается в различных странах. Наиболее активные исследования проводились и проводятся в США, где практически возникла теория лидерства. Насчитываются более 5000 независимых исследований в этой области. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и, исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене.
Ранние подходы к изучению феномена
лидерства заключались в
Неформальный лидер в
1.1 Понятие «неформальный лидер» и мифы о нем
Неформальные лидеры – это члены коллектива, которые официально не имеют руководящей должности, но занимают, благодаря набору персональных качеств, жизненному опыту и определенному поведению, особое положение. Неформальное лидерство зарождается внутри коллектива, чаще всего стихийно и является своеобразным символом общности сотрудников. Оно основывается на компетентности, личных симпатиях и ряде психологических свойств: например, умении человека найти эффективный выход из сложных ситуаций. Неформальный лидер обычно пользуется очень большим влиянием в коллективе.
Миф №1. Лидерами рождаются
Большинство людей считают, что лидером можно только родиться. Но более правильным будет высказывание «Лидерству невозможно обучить, ему можно только научиться». В истории есть множество примеров того, как серые личности при определенных обстоятельствах стали лидерами: Христофор Колумб, Авраам Линкольн, Жанна Д’Арк, Джордж Вашингтон, Рональд Рейган, Элеонор Рузвельт, Хелен Келлер.
У каждого из нас есть достаточно примеров из личной жизни. Бывшие школьные лидеры теперь понуро работают на кого-то. Кто-то в школе или институте был серым мышонком, не подающим никаких надежд, а теперь стал большим и всеми уважаемым предпринимателем и бизнесменом.
Выходит, что все-таки возможно развить в себе лидерские навыки! Гораздо большее количество людей имеют потенциал, чтобы стать лидерами и хорошими организаторами, нежели нам об этом известно.
Для развития лидерских качеств необходима подходящая среда, окружение. Человек может быть последователем в одной области и лидером в другой.
Для выработки
лидерских качеств, как и для
большинства других навыков нужно
время, тренировки и анализ ошибок.
Главным качеством, которое отличает
лидера от последователя — является
способность заботиться о других
людях. Далее следуют –
Миф №2. Лидер должен обладать харизмой и магнетизмом
Безусловно, многие лидеры владеют притягательной харизмой и авторитетом, так как у них есть некоторые качества присущие исключительно им. Правда, если внимательно присмотреться, то мы увидим, что большинство преуспевающих руководителей не обладают харизмой. Многие из всемирно признанных авторитетов имеют свои изъяны. Для лидера решающим фактором скорее является наличие социальных навыков, нежели технических. Лидеры становятся харизматичными личностями благодаря наличию своего дела и миссии, но никак не наоборот.
Бесспорно, харизма важна и необходима, но не является обязательной, так как это качество можно компенсировать упорной работой и настойчивостью. Когда человек работает над своими лидерскими качествами, харизма и магнетизм развиваются параллельно. Если у Вас нет в наличии какого-либо качества, то Вы можете заменить его трудом. Единственное качество, которое Вы не сможете компенсировать – это лень! Будь Вы прирожденным лидером, но являясь ленивым человеком, Вы никогда не станете лидером. Лидеры всегда работают больше других.
Миф №3. Лидерство основано на применении силы и манипуляциях
Есть два различных метода управления людьми. Первый – мотивация страхом (часто используется в наемном труде). Основой второго служит мотивация энтузиазмом. Первый способ – это манипуляция, то есть реализация своих целей с помощью использования других людей. Второй – «истинная мотивация». В его основе находится мотивирование людей на достижение его собственных целей, а не целей манипулятора. Помогая людям достичь своих целей, лидер автоматически достигает своих. При манипуляции зачастую лидеру все равно, достигают ли сотрудники своих целей, главное, чтобы достигались его собственные.
Сравнительный анализ этих двух методов:
Начальник заставляет людей, лидер наставляет и обучает;
Начальник отталкивается от данной ему власти, лидер на добровольных началах;
Начальник запугивает, лидер заряжает энтузиазмом;
Начальник говорит «Я», лидер «Мы»;
Начальник – «Вперед», лидер – «Идем вместе».
Самое результативное
и эффективное руководство
Лидер смотрит вперед и работает на перспективу. Лидер – это тот человек, за которым люди идут туда, куда сами пойти боялись. Фундаментальные функции лидера основаны на общих человеческих инстинктах – самосохранения и выживания.
Последователи идут за лидером потому, что разделяют его видение и цели…
Хороший лидер создает такую атмосферу, которая привлекает, мотивирует и держит сотрудников, помогая им стать лучше, нежели они являются.
Трудно оспорить тот факт, что харизматичный лидер тратит меньшее количество ресурсов для того, чтобы добиться выполнения поставленной цели. Но если сравнить харизматичную систему управления с административной моделью управления, то последняя не будет сильно отличаться, тем более, если мы говорим о техническом производстве.
С другой стороны, харизматическая модель управления не настолько крепкая, потому что костяк этой системы основан на одном харизматичном лидере. Если с таким лидером, что-нибудь произойдет – система может рухнуть.
Миф №4. Лидером может стать только начальник
Настоящее лидерство не имеет никакого отношения к занимаемой должности или рангу. В основе лидерства заложены – деятельность, результативность, возможности.
Лидер не обязательно должен управлять людьми, лидерство берет свое начало внутри каждого из нас и заключается в умении управлять собой и своей жизнью.
Многие
из нас были свидетелями того, как
лидеров назначали сверху – это
приводило к деморализации
Миф №5. Лидер — это навсегда
Люди могут быть превосходными лидерами в одной сфере, а в другой быть хорошими последователями. Ничего зазорного в этом нет. Нет такого человека, который может одинаково хорошо справляться с различными заданиями в различных областях деятельности.
Миф №6. Лидеры более образованные люди
Не существует
никакой взаимосвязи между
Академическое
образование поможет Вам
Известно большое количество людей из области политики и бизнеса, которые не имеют формального образования. Учение – это зазубривание правил. Опыт – изучений исключений. Как показывает жизнь – лидеры устанавливают свои правила.
Лидерство – это не конечный путь назначения, а лидерство является путем, дорогой следования. Лидерство – это непрерывная работа над улучшением самого себя, своих качеств и умений!
Уровень 1.
Эмоциональность: высокая. Требования личной преданности от сотрудников, поиски врагов, предателей.
Уровень цинизма: широкий диапазон: от романтизма в молодых организациях до цинизма в старых.
Уровень знаний: низкий, знания отрывочны.
Самооценка: завышенная.
Стиль общения с сотрудниками: неформальный. Преобладает “застольный” стиль.
Оценка неудач компании: поиски виноватых и врагов.
Совещания: нечто вроде восточного базара. Иногда напоминают массовые казни времен Ивана Грозного.
Накопление опыта: отсутствует. Десятилетний опыт сводится к десятикратному повторению однолетнего.
Принятие решений: спонтанное, эмоциональное.
Выдача заданий сотрудникам: длительные, путанные разговоры. Руководитель в процессе разговора пытается понять, что же он хочет поручить сотруднику.