Необходимость и содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления , мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность, необходимость и содержание менеджмента, характеристика его основных видов……………………………………………………....4
2. Сущность, порядок и принципы проектирования организации……….7
3. Процессуальные теории мотивации и применение их в практике управления………………………………………………………………...9
4. Менеджмент как сфера практической деятельности………………….13
5. Характеристика основных элементов проектирования организации...22
6. Контроль как функция управления: сущность, необходимость, видя, характеристика эффективности…………………………………………24
7. Менеджмент как процесс управления организацией………………….26
8. Сущность понятия «организация». Характеристика основных видов организационных структур………………………………………………33
9. Процесс контроля. Рекомендации по проведению эффективного контроля…………………………………………………………………..35
10. Содержание менеджмента как науки, его структура, предмет, объект и функции…………………………………………………………………..39
11. Особенности и типы бюрократических организационных структур…40
12. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникаций. Организационные коммуникации……………………………………….44
13. Менеджмент как орган аппарата управления организацией и его характеристика. Понятия об уровнях управления……………………..47
14. Особенности и типы адаптивных организационных структур….……49
15. Межличностные коммуникации в деятельности менеджера…………52
Практическая часть

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 192.25 Кб (Скачать файл)

 Однако некоторые компании  западных стран успешно применяют  у себя принципы “Теории Z”.

4. Менеджмент как сфера  практической деятельности.

Рассмотрим особенности  практической работы менеджера, т.е. необходимо выяснить, чем занимается менеджер в течение рабочего дня.  Рабочий день менеджера не лимитирован и разнообразен. 

Организация рабочего места

Прежде чем перейти  к рассмотрению организации рабочего места, необходимо выяснить, что представляет собой рабочее место менеджера. Если рассматривать рабочее место  менеджера, то можно сказать, что это его рабочий кабинет, в котором он проводит большую часть работы. От того, какой это будет кабинет, зависит и то как будет работать менеджер. Совершенно очевидно, что чем лучше приспособлено рабочее место для выполнения функций менеджера, тем производительнее и эффективнее будет работа менеджера.

При рассмотрении вопроса  организация рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:

1. Внутренний объем и  форма кабинета. В зависимости  от ранга менеджера приемлемая  площадь будет от 20 до 50 м2 и высота кабинета минимум 3,5 м. Форма кабинета также имеет большое значение, так как рабочий кабинет менеджера не просто место где он непосредственно работает, но и как правило место проведения планерок, собраний, совещаний. Учитывая это, наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2;

2. Мебель. Здесь необходимо  учитывать следующие моменты:

2.1.  Антропометрические показатели (имеется ввиду рост, длина корпуса, длина рук и др.);

2.2. Обеспечение удобного  положения тела человека, что  создает условия для меньшей  утомляемости, хорошего зрительного  восприятия, свободы движения и  другого;

2.3. Рациональная планировка  и компоновка мебели;

2.4. Мебель должна выглядеть  эстетично.

3. Оборудование. Для нормальной  работы менеджера необходимо  иметь:

3.1. Канцелярские принадлежности.

3.2. Два телефона. Один телефон  должен быть внутренний (имеется  в виду телефон для связи  внутри организации), а другой  для выхода за пределы организации.  Причем второй телефон (для выхода за пределы организации) по возможности должен быть таким, что на звонок по нему должен отвечать сначала секретарь, а если необходимо переключать звонок на менеджера. Это позволит меньше отвлекать менеджера.

3.3. Компьютер. В настоящее  время без компьютера нельзя  представить нормальной работы  менеджера. Во-первых, компьютер  позволяет сделать работу практически  безбумажной, во-вторых, с помощью  компьютера можно быстро получать  информацию о положении дел  на рынке, в-третьих, он позволяет  быть в курсе дел на предприятии  и многое другое. Но здесь необходимо  учитывать, что полностью воспользоваться  возможностью компьютера можно  только при наличии: хорошего  программного обеспечения,   выхода на компьютерные сети и что самое главное наличие компьютерной сети внутри организации.

3.4. Ежедневник. Необходимая  вещь, позволяющая менеджеру не  забывать назначенные встречи  или другую полезную  информацию.

4. Цветовое оформление  кабинета. Цветовые тона должны  быть не резкими, мягкими. Цвета  лучше выбирать из светлых  тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый), светлые тона не только способствуют  снижению утомляемости, но и увеличивают  объем кабинета. Важно также, чтобы  все поверхности были матовыми, т.к. блестящие поверхности вредны  для здоровья.

5. Санитарно-гигиенические  условия работы.

6.На рисунке № 1 показан  один из возможных вариантов  организации рабочего места менеджера. 

 

Отметим некоторые особенности. Весь кабинет делится (условно) на три  зоны. Первая зона - непосредственно  рабочее место менеджера. Вторая зона - зона проведения совещаний, планерок, презентаций товаров. Третья зона - зона отдыха, где стоят журнальный столик, диван и одно, два комфортабельных  кресла.

Рабочий стол должен быть больше обычных столов. Рабочая поверхность  стола должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует  покрывать стол  стеклом, так как его блестящая поверхность вредно действует на зрение. На приставке (слева) можно разместить компьютер, телефоны и другие предметы, которые могут занимать много место на рабочем столе. Приставка спереди рабочего стола нужна для официального приема 1 - 3 посетителей.

Стол для совещаний  должен быть рассчитан на определенное количество человек (как правило, количество участников конференций, планерок (5 -7 человек) + 2 свободных места). Стулья вокруг стола для конференций  не должны быть слишком комфортабельными или неудобными. Оптимально - обыкновенные стулья с мягким сиденьем.

Зона отдыха предназначена  для неофициальных приемов и  отдыха менеджера.

Рабочий кабинет можно  также дополнить стендом, где  будут располагаться образцы  производимой продукции. Также необходимы большие настенные часы, которые  были бы видны из любой точки кабинета. Живые цветы, шторы, продуманное  цветовое оформление, все это создает  комфорт и уют, а значит, помогает в работе.

Работа с документами  и корреспонденцией

Документы и корреспонденция, в зависимости от источника делится  на: входящие и исходящие.

Исходящие документ является своеобразной визитной карточкой организации. Вследствие этого все документы  и вся корреспонденция должна быть составлена и написана грамотно. В основном печать исходящих документов находиться в ведении секретаря. Задача менеджера составить документ (менеджер должен составлять только те документы,  которые не могут быть составлены кем-либо другим). В процессе составления документа, делового письма и другого большую помощь может оказать компьютер. Для этого достаточно вложить в память компьютера образцы деловых писем, документов и только вносить небольшие исправления.

Сложнее дело обстоит с  входящими документами. В зависимости  от размера предприятия растет количество корреспонденции, и самому менеджеру  просто немыслимо просматривать  всю корреспонденцию. На помощь должен прийти секретарь или специальное  подразделение, в обязанности которых  входит:   

  Регистрация поступающей корреспонденции.    

  Сортировка в зависимости от предназначения.    

  Отбор документов, которые адресованы менеджеру или находятся в его прямой компетенции.   

  Сортировка корреспонденции по степени важности. Наиболее рациональным и приемлемым является сортировка, позволяющая менеджеру сразу оценить степень важности. Для этого можно, например, раскладывать корреспонденцию в специальные цветные папки. На столе у менеджера должен стоять специальный лоток для бумаг с несколькими отделениями, в которые он сможет  класть корреспонденцию в зависимости от важности, исполнителей и другого.

Менеджер, просматривая корреспонденцию  в порядке важности, должен поставить  резолюцию.

Хранить документы в кабинете менеджера нет никакой необходимости  и поэтому в обязанности секретаря  или специального отдела вменяется  ведение архива.  Хранимые документы должны быть классифицированы по определенным признакам, по которым их легко было бы найти. С повсеместным внедрением компьютеров задачу хранения документов можно переложить на них. Это сэкономит время на их поиск и место.

Ведение телефонных разговоров

Телефон — важное средство эффективности управленческого  работы, оперативного делового общения. Но при неправильном пользовании  им именно телефон становится источником потерь рабочего времени. На телефонные переговоры тратится от 4% до 27% рабочего времени.

Искусство в пользовании  телефоном состоит в максимальной экономии времени на телефонные беседы при максимальной реализации предоставленных  телефоном возможностей.

Большую помощь при телефонном обслуживании оказывает менеджеру  правильно организованный справочный аппарат. Удобно для этих целей использовать компьютер. Кроме этого менеджеру  удобно иметь при себе личный справочник с адресами и телефонами, который  регулярно должен проверяться, обновляться  и дополняться. В личном справочнике  кроме фамилии, имени и отчества абонента (по алфавиту) целесообразно  указать его должность или  дело, с которым он связан.

Длительность деловых  телефонных переговоров должна быть предельно минимальной при максимальной информативности.

Для того чтобы телефонный разговор продолжался минимальное количество времени, нужно его тщательно спланировать, предварительно составить короткую наметку и подобрать необходимые материалы, продумать разговор и записать основные вопросы, которые вы собираетесь выяснить, а также вопросы, которые могут возникнуть в ходе беседы.

Недостающую зрительную связь  люди обычно стремятся восполнить излишним многословием или привлечением к  разговору посторонних, что удлиняет беседу. Большинство телефонных разговоров можно уложить в три минуты, максимальная продолжительность их пять-шесть минут.

В заключение необходимо отметить, что все телефонные звонки должны проходить через секретаря, который  перенаправляет звонки в то или иное подразделение и переключает  на менеджера, если звонки предназначены  для него. Это позволит сэкономить время менеджера.

Проведение совещаний, конференций

Каждый день, утром менеджер проводит планерки, конференции. Они, как  правило, носят кратковременный  характер (максимум 15 мин.) и повторяемость. На них докладывается проделанная  работа за предыдущий день и решается, что делать на сегодняшний день. Основными требованиями здесь являются краткость изложения и максимальная информативность.

Совещания, в противоположность  планеркам, более долговременны  и не носят, как правило, столь  повторяющегося характера. На совещаниях обсуждаются важные вопросы и  принимаются коллективные решения. Совещание является эффективной  формой выработки групповых решений. От того насколько эффективно оно  проводится, зависит качество принятых решений. Спланированные и организованные определенным образом совещания  помогают уменьшить потери времени  и повысить качество вырабатываемых решений. При подготовке к совещанию  необходимо:   

  Четко и однозначно определить тему совещания и ее цель;   

  Определить: можно ли за одно совещание решить несколько вопросов;    

  Тщательно разработать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность вопросов;   

  Заранее познакомить участников с теми фактами, которые могут обсуждаться в ходе дискуссии;   

  Как можно раньше послать приглашение участникам;   

  Выбрать помещение для заседаний (кабинет менеджера или специальная комната) с хорошей вентиляцией и нормальной температурой;    

  Участникам совещания выработать возможные решения по предлагаемым вопросам.

Четкие планирование, подготовка и проведение беседы займут меньше времени, чем случайная беседа.

Последовательность вопросов, рассматриваемых на совещании, необходимо спланировать, учитывая, что в ходе совещания, в зависимости от его  продолжительности, снижается работоспособность  участников. Так пик работоспособности  наблюдается через 15 - 20 мин. после  начала совещания. Затем производительность падает и через 1,5 часа почти полностью  исчезает.

Для эффективности деловой  беседы необходимо приглашать только тех, кто непосредственно нужен  при обсуждении вопросов. При проведении совещаний необходимо учитывать, что  слишком большое количество участников скажется отрицательно на ходе совещания. Оптимальное количество от 5 до 12 человек, в зависимости от решаемых вопросов. Любое совещание необходимо заканчивать  протоколом совещания, где отражается исполнители, их действия и другая информация.

Составление графика работы

Менеджер располагает  определенным фондом рабочего времени  в течение дня. Продолжительность  рабочего дня менеджера, как уже  отмечалось ранее, строго не лимитирована, но все же ограничена, и необходимо спланировать свою работу таким образом, чтобы рабочий день не растянулся на 14 -15 часов.

Прежде всего необходимо отметить, что производительность менеджера  в течении рабочего дня различна. Так пик производительности приходится  на период между 10 и 11 часами. Затем производительность падает. После обеда (между 12 и 13 часами) производительность несколько возрастает, но после 14 часов заметно идет на спад. В соответствие с этим необходимо важные решения принимать в период максимальной работоспособности.

Менеджер должен тщательным образом планировать свой рабочий  день. Для этого лучше всего  подходят графики работы. В таких  графиках сразу отводиться определенное время в течение дня на выполнение каких-либо повторяющихся действий. Например: проведение  совещаний в 900 продолжительностью 15 минут, прием посетителей с 1300 до 1400 и т.д. Оставляется резерв времени на непредвиденные ситуации. Соблюдение графика не является строго обязательным, но помогает рационально спланировать рабочее время. Менеджер должен постоянно контролировать, как выполнены запланированные задачи, а также делать анализ использования рабочего времени и узнать, не теряется ли оно по одним и тем же причинам. В результате менеджер лучше узнает самого себя, в дальнейшем сумеет сосредоточиться на решении важнейших задач и сможет не просто работать, а достигать высоких результатов.

Подготовка и проведение выступлений

Менеджер должен владеть  деловым красноречием. Основная цель выступления - воздействовать на мысли  слушателей, склонить их к своей  точке зрения. Хорошо выступить -  это не просто выложить все имеющиеся данные, а максимально увлечь внимание слушателей и склонить их в свою сторону. Для того, чтобы выступление прошло эффективно, к нему надо основательно подготовиться. Перечислим основные рекомендации, призванные помочь оратору.   

  Прежде всего, важно ответить на вопросы, какая общественная потребность лежит в основе предстоящего выступления и каким образом оратор может удовлетворить эту потребность;  

2. В соответствии с этим  определить цель своей речи: чего  вы хотите достичь своим высказыванием?;  

3. Спросите себя, что вы  уже знаете о предмете изложения.  Изложить на бумаге в форме  тезисов сведения о предмете, которыми располагаете. Убедиться,  что уже на этом этапе у  есть материал для выступления  и есть что сказать; 

4. Четко определить, на  какие вопросы должны дать  ответы слушателям;

Информация о работе Необходимость и содержание менеджмента