Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:35, контрольная работа
Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим.
Обучение при вхождении в организацию
Влияние организации на процесс вхождения
Развитие чувства ответственности перед организацией
Завершение процесса включения нового человека в организацию
2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
2.1 Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения
2.2 ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ НОВОГО СОТРУДНИКА В ОРГАНИЗАЦИЮ
Воспитанию у нового члена организации
устойчивого чувства
Достаточно заметно чувство
ответственности перед
1.4. Завершение процесса включения нового человека в организацию
Завершающей стадией процесса включения нового члена в организацию является его переход в полноправные члены организации. Это очень важная часть- всего процесса вхождения, и организация должна очень серьезно подходить к этому. С точки зрения организации, этот переход может осуществляться тогда, когда новый член организации реально, а не на словах, освоил ее нормы и ценности. Для человека этот процесс состоит в том, что организация делает его полноправным членом и соответствующим образом указывает на это. Форма перевода нового сотрудника в полноправные члены организации обычно различается в разных организациях. Однако можно указать на некоторые наиболее распространенные формы осуществления процесса перехода. Это могут быть присвоение титула или звания, наделение определенными полномочиями по принятию решений, допуск к конфиденциальной информации, к участию в определенных мероприятиях для ограниченного круга лиц и т.п. Не обязательно мероприятие по переводу в полноправные члены должно носить публичный характер и быть известно широкому кругу лиц. Однако, независимо от степени публичности и формы процесса, переход должен быть проведен таким образом, чтобы новому сотруднику было совершенно ясно, что он окончательно принят организацией и стал ее полноправным членом.
2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
Как уже говорилось, организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации. Одним из важнейших условий этого является правильное построение роли и, в частности, формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации.
Сформулировать предпосылки
Использование ролевого подхода к
встраиванию человека в организацию
может сопровождаться возникновением
конфликтов по выполнению ролей и
появлением ряда проблем, осложняющих
существование и
При отдельных обстоятельствах выполнение определенной роли может быть затруднено противоречиями, порождаемыми ролью. Противоречие может возникнуть между руководством и работником, если первое считает, что он неверно выполняет свою роль, или второй считает, что ему предъявляются необоснованные требования, претензии и обвинения. Конфликт по поводу выполнения роли может возникнуть и тогда, когда ожидания коллег не соответствуют действиям члена организации. Часто это происходит в ситуации, когда новый член организации выполняет свою роль не так, как делал его предшественник и к чему привыкли окружающие его коллеги. Ролевое противоречие может возникнуть, если цели члена организации противоречат целям организации, если его ценности не соответствуют ценностям группы, в которой он трудится, и т.п.
Ролевые конфликты - достаточно распространенное
явление во многих организациях, и
их не следует рассматривать
Можно указать на несколько типовых
ситуаций, приводящих к возникновению
конфликтов данного рода. Знание о
существовании таких ситуаций может
быть полезно для предсказания возможности
возникновения конфликта. Конфликт
по поводу выполнения роли часто возникает
тогда, когда индивид одновременно
выполняет несколько различных
взаимоисключающих в отдельных
моментах ролей. К ролевому конфликту
приводит противоречивое распоряжение
или противоречивая задача, требующая
одновременного соблюдения правил выполнения
роли и достижения результата, недостижимого
при выполнении данных правил. Проблемы
осуществления роли возникают тогда,
когда член организации должен играть
роль, занимающую двойственную или
пограничную позицию в
Одним из сильных факторов, порождающих
конфликты при осуществлении
роли, является так называемая перегрузка
роли. Она состоит в том, что
по отношению к работнику, выполняющему
определенную роль, предъявляются
повышенные ожидания, существенно
выходящие за рамки ожиданий, соответствующих
его роли. В результате этого данный
сотрудник нагружается
Обобщение сказанного относительно
источников ролевых конфликтов
позволяет выделить основные
группы причин, порождающих проблемы
выполнения роли. Первую группу составляют
причины конфликтов, связанные с
противоречиями, изначально заложенными
в содержание роли. Ко второй группе
могут быть отнесены все те причины,
которые связаны с
Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами. Это может быть изменение содержания и способа осуществления роли (изменение работы), изменение людей, исполняющих роль, и перестановка.
При изменении работы (первый подход)
происходит выяснение причин и факторов,
заключенных в роли, которые приводят
к конфликтам и противоречиям, и
осуществляется корректировка роли.
Если роль внутренне противоречива,
то необходимо исключить из нее одну
из альтернативных сторон. Работа может
быть слишком напряженной и
Второй подход состоит в том,
что осуществляется развитие человека
с тем, чтобы он мог выполнять
закрепленную за ним роль и справляться
с возникающими конфликтами. Развитие
работника происходит по трем направлениям.
Первое - это более углубленное
ознакомление с ролью. Часто именно
незнание работником своей роли является
причиной ролевых конфликтов. Второе
- это повышение квалификации
и совершенствование исполнительской
техники работника. Улучшенные исполнительские
возможности существенно
Третьим подходом к предотвращению
ролевых конфликтов является перестановка
работников с одной роли на другую
в зависимости от их способностей
справляться с конфликтными ситуациями.
Например, если конфликты порождаются
неопределенностью и
Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Существует формальный статус, отражающий позицию нахождения роли в иерархическом построении организации, и неформальный статус роли, который придается ей окружающими людьми, формальный статус роли говорит о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Роли, расположенные на одном иерархическом уровне, могут иметь различный формальный статус, так как он определяется не только уровнем иерархии, но и средой деятельности, к которой относится роль. Например, роли начальника отдела могут иметь различный статус, в зависимости от того, какую позицию занимает отдел в организации.
Неформальный статус роли задается
либо персональными
Как видно из сказанного, ролевой подход к построению взаимодействия человека и организации исходит из того, что вся совокупность действий, которые осуществляются организацией в процессе ее функционирования, может быть разбита на отдельные работы, имеющие определенные содержание и спецификацию, определяющие квалификацию, знания и опыт, которыми должен обладать работник, выполняющий каждую конкретную работу. Для выполнения своей роли работник наделяется правами, он берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении. При таком подходе человек воспринимается организацией в первую очередь как специалист, выполняющий определенную работу и обладающий необходимыми для этого знаниями и навыками. Однако, даже если рассматривать человека исключительно как исполнителя определенной роли, его характеристики не могут быть сведены только к профессиональным квалификационным характеристикам. Человек - не машина, и при выполнении любой работы он присутствует полностью со всем набором своих личностных характеристик и настроений, что обязательно сказывается на качестве и количестве его труда. Если же посмотреть на проблему взаимодействия человека и организационного окружения шире, чем только через призму выполняемой им роли, то окажется, что значение личностных характеристик человека не только очень велико, но зачастую может быть определяющим в его взаимодействии с организацией.