Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:35, контрольная работа
Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим.
Обучение при вхождении в организацию
Влияние организации на процесс вхождения
Развитие чувства ответственности перед организацией
Завершение процесса включения нового человека в организацию
2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
2.1 Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения
2.2 ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ НОВОГО СОТРУДНИКА В ОРГАНИЗАЦИЮ
Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать процесс вхождения в организацию. Этот сложный процесс всегда происходит по нескольким последовательным этапам:
1) знакомство с организацией, ее нормами и принципами;
2) начальная стадия адаптации
к новому окружению, в которую
входят с одной стороны
3) развитие чувства
4) усвоение норм и правил организации .
Отобрав человека для работы, для исполнения им определенной роли, организация исходила из того, что этот человек ей нужен и будет полезен. Поэтому удержание человека и его адаптация к условиям труда в организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую очередь ответственно управление организаций.
Успешная адаптация нового сотрудника зависит в первую очередь от того, насколько он с мотивирован на вхождение, с одной стороны, и от того, насколько организация в состоянии его удержать на начальном этапе вхождения – с другой.
Очевидно, что если у человека мотивация на членство в организации сильна, то он будет стараться преодолеть трудности, чтобы адаптироваться к новому организационному окружению. Если мотивация на вхождение недостаточна, то он может прекратить адаптацию, уйдя из организации или оставаясь в ней до явного разрастания конфликта между ним и организационным окружением. Также, если человек не имеет достаточной мотивации на вхождение, организация может попытаться удержать его и добиться, в конечном счете, его адаптации к новым условиям. Это связано также с тем, что оставаясь какое-то время в организации, даже вопреки желанию, при соответствующем общении, человек постепенно адаптируется и становится «нормальным» членом организации. Очень часто именно начальный период адаптации для многих оказывается непреодолимым и самым трудным.
Приемы, которые используются для удержания нового сотрудника в организации:
1) высокая зарплата;
2) долгосрочная материальная
3) обещания в будущем
4) предоставление в будущем
5) обучение и развитие за счет организации;
6) предоставление дополнительных социальных благ;
7) предоставление жилья на льготных условиях .
К разряду сильных средств, способствующих
удержанию нового члена в организации
и его ускоренной адаптации к
организационному окружению, относятся
беседы с руководством, а также
разъяснения и рекомендации, даваемые
руководством. Такие встречи и
указания придают новому сотруднику
чувство уверенности, снижают ощущение
потерянности и ненужности, которые
обычно появляются при вхождении
в новое организационное
Необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является также изучение системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них, которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с организационным окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Для вступающего в организацию человека совершенно необходимо осознавать значимость этого обучения и рассматривать его как часть «цены», которую он должен «заплатить» за вхождение в организацию. Он должен понимать, что обучение на этапе вхождения поможет ему существенно сократить «плату» за конфликты, которые будут возникать в будущем между ним и организационным окружением . Установление системы таких норм и ценностей и соответствующее описание их является важной задачей руководства, в частности лиц, ответственных в организации за кадры.
Основными сторонами жизнедеятельности организации, ценностные, поведенческие и нормативные характеристики которых должен в первую очередь изучить человек, входящий в организацию, являются следующие:
1) миссия и основные цели
2) допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;
3) имидж и отличительный образ,
который имеет и создает
4) принципы, правила и нормы,
обеспечивающие отличительные
5) обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации;
6) поведенческие стандарты,
Вступая в организацию, человек должен уяснить для себя, каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как следует интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на работу, как принято распоряжаться рабочим временем, а также временем, отведенным для отдыха.
В зависимости от того, кто входит
в организацию, можно выделить два
принципиально различных
Второй процесс
Для того чтобы новый сотрудник
благополучно влился в коллектив, от
его непосредственного
1) могут быть решены новым сотрудником самостоятельно;
2) несут в себе элемент вызова и необычности;
3) для решения, которых
И, наоборот, постараться избежать создания ситуаций, «гасящих» профессиональную мотивацию «новичка». Наиболее часто это выражается в следующих двух факторах:
1) недогрузка на работе, постановка упрощенных и легких заданий;
2) постановка очень сложных задач и большой объем работы .
Ускоренной адаптации к новому организационному окружению способствует создание групп из начинающих членов организации с включением в эти группы сотрудников, имеющих продолжительный опыт работы в организации. Новые члены организации обычно имеют тягу к ускоренному сближению друг с другом, тенденцию к установлению неформальных объединений новичков. Эти неформальные группы создают «промежуточную» культуру, которая еще не базируется на принципах новой организации, но и не отражает полностью принципы и нормы их предыдущего поведения. Новые члены организации, обсуждая между собой вопросы жизни организации в рамках своей «промежуточной» культуры, зачастую могут давать неверные оценки событиям, происходящим в организации, неверно интерпретировать поведение других членов организации и делать для себя неверные выводы по поводу того, как они должны вести себя в организации. Эти ошибочные выводы и взгляды могут быть успешно предотвращены, если с группой «новичков» будет постоянно работать опытный член организации, выступающий как бы «мостом» перехода «промежуточной» культуры неформальной группы новых членов в культуру организации.
Безусловно, на непосредственное начальство нового подчиненного ложится сложная задача оценки не только профессиональных навыков, но и личностных характеристик нового сотрудника. Для решения ее может и должен привлекаться психолог организации, или сотрудник кадровой службы организации с соответствующим образованием, который также участвовал в найме данного работника и уже знает его основные навыки и личностные качества.
Если организация сумеет выстроить свои взаимоотношения с новым человеком по описанным канонам, то у нового сотрудника возникают следующие качества, которые, несомненно, повышают его лояльность и приверженность к организации:
1) повышенный интерес к
2) удовлетворение от получения
необычного для него
3) сомнение по поводу абсолютной правильности предыдущего опыта и предыдущих знаний .
Следующий этап вхождения нового человека в организацию – это развитие в нем чувства ответственности. Он существенно отличается от предыдущих двух этапов тем, что человек не просто соприкасается с новой для себя структурой, а привязывается к ней и становится зависим от нее. Как только у нового члена организации возникло чувство ответственности за дела организации и устойчивые внутренние обязательства по отношению к ней, с этого момента организация может считать, что добилась серьезного и успешного результата, и новый сотрудник стал ее членом.
Для того, чтобы воспитать нового сотрудника в таком духе, необходимы большие вложения в него времени и средств. В такой ситуации сотрудник начинает ощущать, что организация вкладывает в него слишком много и он должен ей платить тем же. Появляется чувство долга перед организацией и чувство вины, если человек недостаточно ответственно и результативно подходит к своей деятельности. Осуществляя такого рода воспитание нового члена, организация должна подчеркивать, что она ожидает от него добросовестной и напряженной работы, а также лояльности по отношению к организации.
Далее, организация должна ставить человека в такие ситуации, чтобы новый ее член принимал такие решения и производил такие действия, которые могли бы быть объяснены и оправданы только в системе ценностей конкретной организации. При этом организации стоит всего один раз подвигнуть человека совершить определенные действия и сотруднику больше ничего не остается, как далее поступать соответствующим образом. Он как бы сам себя связывает дополнительными обязательствами с организацией.
Довольно существенно чувство
ответственности перед
Завершение вхождения нового сотрудника в организацию является его переход в полноправные члены этой организации. Входя в организацию, человек сталкивается со многими нормами и ценностями, узнает о них от коллег, из проспектов и учебных материалов, от лиц, не являющихся членами организации. Это важная часть всего процесса вхождения, и организация должна очень серьезно подходить к этому. С точки зрения организации, этот переход может осуществляться тогда, когда новый член организации реально, а не на словах, освоил ее нормы и ценности. Для человека этот процесс состоит в том, что организация делает его полноправным членом и соответствующим образом указывает на это.
Для этого новый член организации должен освоить полностью или частично ее нормы и ценности. Человек может принять все нормы и ценности организации, может принять часть из них, может не принять их совсем. Каждый из данных случаев имеет свои отличительные последствия для включения человека в организацию, может быть по-разному оценен самим человеком, организационным окружением и организацией.
Все нормы и ценности организации с точки зрения ее миссии, целей и культуры могут быть разделены на две группы:
1) безусловно необходимые для принятия всеми членами организации;
2) принятые, но не безусловно необходимые нормы .
Форма перевода нового сотрудника в
полноправные члены организации
бывает различной в разных организациях.
Однако можно указать на некоторые
наиболее распространенные формы осуществления
процесса перехода. Это могут быть
наделение определенными
Процесс взаимодействия человека с организационным окружением очень сложный и исключительно важный для обеих сторон. Отладить его, сделать безболезненным и взаимоприемлемым очень нелегко. Входя в новую организацию, человек сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. В организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением нового члена, также возникает множество коллизий. И хотя в дальнейшем может быть налажено безболезненное взаимодействие личности и окружения, в большинстве случаев это взаимодействие малоустойчиво, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и организацией и в возможном разрыве их взаимодействия.