Оценка ассортиментного разнообразия продукции предприятия и формирование оптималного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формирование ассортимента продукции.
Задачи:
- рассмотреть сущность ассортимента и номенклатуры;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- рассмотреть особенности планирования ассортимента;
- выделить принципы формирования ассортимента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты об ассортименте продукции, его структуре и методике его анализа………………………………………………………….....5
1.1 Понятие об ассортименте продукции и товаров……………………….…5
1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции…………….…9
1. 3. Принципы формирования ассортимента………………………………….12
2. Анализ и оценка ассортимента продукции и ее структуры на примере Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут…………….15
2.1 Характеристика Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут…………………………………………………………………………….15
2.2 Анализ ассортимента продукции и ее структуры………………………..16
2.3 Оценка ассортимента продукции предприятия…………………………..22
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 467.22 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО  ОКРУГА – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ                   УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет управления

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТНОГО  РАЗНООБРАЗИЯ ПРОДУКЦИИ          ПРЕДПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО                        АССОРТИМЕНТА

 

 

 

Исполнитель: Пустовских Наталья Валерьевна  студентка группы 0161

Код специальности: 080507.65

Научный руководитель: Антонова Н.Л.

ассистент кафедры

Зав. кафедрой: Шкляева Н.А.

к.и.н., доцент

Допуск к защите «___» _____________2012 г.

Оценка_______________

 

 

Сургут 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические аспекты об ассортименте  продукции, его структуре и  методике его анализа………………………………………………………….....5

1.1 Понятие об ассортименте продукции  и товаров……………………….…5

1.2 Методика анализа ассортимента  и структуры продукции…………….…9

1. 3. Принципы  формирования ассортимента………………………………….12

2. Анализ и оценка ассортимента продукции  и  ее структуры на примере Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут…………….15

2.1 Характеристика Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут…………………………………………………………………………….15

2.2 Анализ ассортимента  продукции и ее структуры………………………..16

2.3 Оценка ассортимента продукции предприятия…………………………..22

Заключение………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………………...26

 

 

 

 

 

Введение

        Тема  моей курсовой работы посвящена  оценке ассортиментного разнообразия  продукции предприятия и формирования  оптимального ассортимента. Эта  тема достаточно актуальна, поскольку  формирование ассортимента - это  одна из составляющих коммерческой  работы на торговом предприятии.

       Торговый  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих  продаже в розничной торговой  сети.

       Под  формированием ассортимента понимают  процесс подбора и установления  номенклатуры товаров, соответствующей  спросу покупателей и обеспечивающий  высокую прибыльность работы  торгового предприятия. Создание  оптимального ассортимента товаров  в коммерческих структурах, занимающихся  торговлей товаров народного  потребления, является одним из  важных условий бесперебойного  снабжения товарами населения.  Занимаясь формированием ассортимента  товаров, коммерческие службы  постоянно следят за появлением  новых товаров и вовлекают  их в товарооборот. Инструментом, с помощью которого осуществляется  регулирование ассортимента товаров  на складах оптовых предприятий,  является ассортиментный перечень. С помощью ассортиментного перечня  осуществляется систематический  контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка. Оптовые торговые предприятия осуществляют контроль за ассортиментом товаров не только на собственных складах, но и в обслуживаемой розничной торговой сети. Формирование ассортимента товаров в магазинах имеет свою специфику. К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров.

      Цель данной  работы – анализ и оценка формирования ассортимента товаров.

      Объект исследования – ассортимент товаров в Сургуте, на примере Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн - Сургут

  Предмет исследования – формирование ассортимента продукции.                                                                                                                                                                       

      Задачи:

- рассмотреть сущность  ассортимента и номенклатуры;

- изучить методику анализа ассортимента  и структуры продукции;

- рассмотреть особенности  планирования ассортимента;

- выделить принципы формирования  ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты об ассортименте продукции,  его структуре и методике его  анализа

1.1 Понятие об  ассортименте продукции и товаров

Ассортимент продукции и  товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному  признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.

Номенклатура – это  перечень наименований изделий и  их кодов (в кодификаторе) установленных  для соответствующих видов продукции  в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

Номенклатура  может быть описана с помощью  таких параметров, как широта, насыщенность и гармоничность.

Широта товарной номенклатуры — общая численность ассортиментных групп товаров, предлагаемых фирмой.

Насыщенность  товарной номенклатуры — это общее количество производимых товарных единиц во всех ассортиментных группах.

Гармоничность товарной номенклатуры — это степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований к организации производства, каналам распределения и продвижения. [1, с 161]

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент  бывает:

1.  Полный;

2.  групповой;

3.  внутригрупповой.

Ассортимент товаров характеризуется  широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

Широта ассортимента означает количество изделий того или иного  назначения.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного  вида изделий, количество позиций каждого  вида товара.

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом  или спецификацией.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий  в общем объеме, поставленных на продажу.

Структура ассортимента характеризуется  удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров  в общей сумме товарооборота.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом  называют номенклатуру товаров, выпускаемых  промышленными и сельскохозяйственными  предприятиями, а также другими  изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий  ассортимент товаров, что позволяет  им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых  товаров, улучшать их качество. Поэтому  выпускаемые ими товары нуждаются  в дальнейшей подсортировке с  учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент  товаров, представляющий собой сочетание  продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой  торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Он включает ассортимент  товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные  товары. Каждая из отраслей делится  на товарные группы, в состав которых  входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени  сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых  изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, стекла и т. д.

По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.

Важным признаком классификации  являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов  хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие  из небольшого количества видов или  сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное  мыло и т.д.). Товары, имеющие в  пределах одного вида внутреннюю классификацию  по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам  сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товарные группы делятся  на товарные подгруппы, в состав которых  входят однородные по признаку единства производственного происхождения  товары. Например, товарная группа обуви  делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под  видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги —  женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой комнаты  и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и  т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления товаров  на группы, подгруппы и виды принято  выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент — это  перечень товарных групп, включенных в  номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой  детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При  этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и  наименований, а глубина — количеством  разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров  и является более глубоким. [8, с 125]

Товары классифицируют и  по таким признакам, как частота  спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

 

- повседневного спроса — наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

- периодического спроса — товары, покупка которых осуществляется периодически;

- редкого спроса — предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых  осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. Спрос на товары может  быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и  резким) колебаниям. С учетом этого  товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос  на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного  спроса; импульсного спроса. Для  рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка  товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные  для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак ("Товары для женщин" и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга ("Товары для садовода". "Товары для туриста" и т.д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.

1.2 Методика анализа ассортимента  и структуры продукции

При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой – наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в  его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты:

-  определение текущих и перспективных потребностей покупателей:

-  оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

-  изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

-  оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:

Информация о работе Оценка ассортиментного разнообразия продукции предприятия и формирование оптималного процесса