Оценка ассортиментного разнообразия продукции предприятия и формирование оптималного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формирование ассортимента продукции.
Задачи:
- рассмотреть сущность ассортимента и номенклатуры;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- рассмотреть особенности планирования ассортимента;
- выделить принципы формирования ассортимента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты об ассортименте продукции, его структуре и методике его анализа………………………………………………………….....5
1.1 Понятие об ассортименте продукции и товаров……………………….…5
1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции…………….…9
1. 3. Принципы формирования ассортимента………………………………….12
2. Анализ и оценка ассортимента продукции и ее структуры на примере Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут…………….15
2.1 Характеристика Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут…………………………………………………………………………….15
2.2 Анализ ассортимента продукции и ее структуры………………………..16
2.3 Оценка ассортимента продукции предприятия…………………………..22
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 467.22 Кб (Скачать файл)

    Внутренние причины:

-  недостатки в организации производства;

-  плохое техническое состояние оборудования;

-  простои;

-  аварии;

-  недостаток средств;

-  недостатки в системе управления и материального стимулирования.

     Внешние причины:

-  конъюнктура рынка;

-  изменение спроса на отдельные виды продукции;

-  состояние материально-технического обеспечения;

-  несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с  помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения  отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

-   объем выпуска в стоимостной оценке;

-   материалоемкость;

-   себестоимость товарной продукции;

-   прибыль;

-  рентабельность.

Если увеличивается удельный вес  более дорогой продукции, то объем  ее выпуска в стоимостном выражении  возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. [3, с 125]

1. 3. Принципы формирования ассортимента

Формирование ассортимента — проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения  соотношений между «старыми»  и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау».

Существуют четыре основных принципа формирования ассортимента:

  • функциональный (по близости выполняемых функций) — бытовые приборы, кухонная мебель, учебные пособия и т.д.;
  • потребительский (по группам потребителей) — товары для детей, для молодоженов и т.п.;
  • бытовой (по типам посреднических, торговых организаций или по 
    стилю продажи) — товары, продающиеся в универсаме, гостиничном киоске;
  • ценовой (по уровню цен) - дорогие товары, уцененные товары, товары одной цены.

Совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом, называется товарной номенклатурой. [2, с. 240]

Подходы формирования набора ассортиментных групп существенно разнятся в зависимости от характера деятельности фирмы (производство или торговля).

Принципы формирования ассортимента производителем:

  1. Ориентация на проблему
  2. Ориентация на материал
  3. Ориентация на технологию

Принципы формирования ассортимента торговой организацией:

  1. Ориентация на одну ассортиментную группу
  2. Ориентация на происхождение товара
  3. Ориентация на определенный уровень цен
  4. Ориентация на самообслуживание
  5. Ориентация на комплексное решение проблемы потребителя

Ориентация  на проблему определяет набор ассортиментных групп, направленных на удовлетворение сходных потребностей разными товарами. Этот принцип формирования ассортимента универсален, так как используется как производителями, так и торговыми организациями. На основе данного принципа компания Procter & Gamble производит товарные группы, обеспечивающие чистоту тела, одежды, жилища.

Ориентация  на материал предполагает использование одного вида сырья для производства товаров, например дерева, резины. Производитель в этом случае, как правило, органичен в выборе сырья, поэтому вынужден либо заниматься поиском новых рынков, либо новых областей применения материала.

Ориентация  на технологию представляет похожую ситуацию для производителя, однако предоставляет больше возможностей использования ноу-хау, в частности продавая лицензии.

Ориентация  на одну ассортиментную группу характерна для специализированных магазинов (обувь, булочные, молочные магазины).

Ориентация  на происхождение товара менее распространена, но может быть удобна торговым организациям, предлагающим покупателям товары, произведенные в определенном географическом регионе («Литовский универсам», товары из Белоруссии).

Ориентация  на определенный уровень цен означает, что торговая организация составляет свой ассортимент в соответствии с платежеспособностью выбранного сегмента покупателей. [7, с. 180]

Ориентация  на самообслуживание может сочетаться с любым другим принципом формирования ассортимента при условии, что предлагаемые товары имеют упаковку с необходимой покупателям информацией и достаточно просты или знакомы потребителям, чтобы не требовать дополнительной консультации продавца. [5, с. 184-185]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ ассортимента продукции  и  ее структуры на примере         Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут.

2.1 Характеристика Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут.

    Полное наименование организации "СУРГУТСКИЙ ГОРМОЛЗАВОД" ФИЛИАЛ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН"

    Компания ФЛ «СУРГУТСКИЙ ГОРМОЛЗАВОД» зарегистрирована 17 января 1994 года. Регистратор – Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №39 по г. Москве.

    Адрес: 628404, Тюменская область, ХМАО, г. Сургут, ул. Нефтеюганское шоссе, д. 4

    Директор компании: Мищенко Игорь Михайлович

ФЛ «СУРГУТСКИЙ ГОРМОЛЗАВОД» является дочерней компаний по отношению  к ОАО «ВБД».

    Компания «СУРГУТСКИЙ ГОРМОЛЗАВОД» осуществляет следующие виды деятельности:

  • Производство пищевых продуктов, включая напитки

  • Производство молочных продуктов
  • Переработка молока и производство сыра
  • Производство цельномолочной продукции
  • Производство творога и сырково-творожных изделий

Компания работает в следующих  отраслях промышленности:

  • Промышленность
  • Пищевкусовая промышленность (без рыбной, мясной, маслосыродельной и молочной промышленности)
  • Мясная и молочная промышленность
  • Маслосыродельная и молочная промышленность

2.2 Анализ ассортимента  продукции и ее структуры

Проведем анализ ассортимента продукции на примере Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Биль-Данн – Сургут .

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности гормолзавода оказывают ассортимент (номенклатура) и стуктура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  гормолзавода должно учитываться, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий на рынках, принятие  своевременных мер по внедрению  новых, более совершенных видов  продукции и изъятие из производственной  программы морально устаревших  и экономически неэффективных  изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции. [4, с 276]

В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных  видов товаров, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом (магазином и т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности. Однако, принимая во внимание необходимость постоянного  регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже.

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых  товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления  товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией. . [5, с 167]

Обобщающую характеристику изменений  ассортимента продукции дает одноименный  коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в  выполнение плана по ассортименту засчитывается  фактический выпуск продукции каждого  вида, но не более запланированного.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

 

Таблица 2.1 Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2008-2011 г.

Квартал

Объем производства продукц., руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, руб.

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

I

100500

100

100

100500

100

100

II

70600

70,2

70,2

70500

70,1

70,1

III

87000

85,6

123,2

85200

84,8

120,8

IV

70000

69,6

80,5

68600

68,2

80,5


Из таблицы видно, что  за данный период объем производства снизился на 30,4 %, а объем реализации - на 31,8 %. Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой - либо определенной динамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов (самый больший объем реализации приходится на март месяц, поэтому и повышается объем производства в марте, т.е. 1 квартале). Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически.

Рис.2.1 – Динамика производства и реализации продукции с 2008-2011 г.

Таблица 2.2 Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции с 2008-2011 г.

 

Продукция

Объем производства, руб.

Объем реализации, руб.

план

Факт

+, -

% к плану

план

факт

+, -

% к плану

Кефир

83200

85000

+ 1800

+ 2,2

83200

83500

+ 300

+ 0,4

Ряженка

62500

56000

- 6500

- 10,4

60000

56000

- 4000

- 6,7

Йогурт

100000

120300

+20300

+ 20,3

98500

118500

+20000

+ 20,3

Творог

68800

66800

- 2000

- 2,9

68000

66800

- 1200

- 1,8

ИТОГО

314500

328100

+13600

+ 4,3

309700

324800

+15100

+ 4,9

Информация о работе Оценка ассортиментного разнообразия продукции предприятия и формирование оптималного процесса