Оценка ассортиментного разнообразия продукции предприятия и формирование оптималного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формирование ассортимента продукции.
Задачи:
- рассмотреть сущность ассортимента и номенклатуры;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- рассмотреть особенности планирования ассортимента;
- выделить принципы формирования ассортимента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты об ассортименте продукции, его структуре и методике его анализа………………………………………………………….....5
1.1 Понятие об ассортименте продукции и товаров……………………….…5
1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции…………….…9
1. 3. Принципы формирования ассортимента………………………………….12
2. Анализ и оценка ассортимента продукции и ее структуры на примере Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут…………….15
2.1 Характеристика Сургутского гормолзавода, ОАО Вимм-Билль-Данн – Сургут…………………………………………………………………………….15
2.2 Анализ ассортимента продукции и ее структуры………………………..16
2.3 Оценка ассортимента продукции предприятия…………………………..22
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 467.22 Кб (Скачать файл)

Из таблицы видно, что за период с 2008-2011 план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по реализации - на 4,9 %. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства. Особо важно значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. (на примере двух продуктов) руб. [10]

 

 

Таблица 2.3 Выполнение плана  поставок за месяц

Изделие

Покупатель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Молоко

1

1500

1900

 

1500

 

2

1800

1500

- 300

1500

 

3

1500

1900

 

1500

Йогурт

1

2600

3100

- 200

2600

 

2

2800

2600

 

2600

ИТОГ

 

10200

11000

-500

9700


Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При формировании ассортимента и структуры выпуска  продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты:

·  определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

·  оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

·  изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

·  оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции.

Таблица 2.4 Оценка выполнения плана по ассортименту за 2009 г.

Изделие

Объем производства продукции  в плановых ценах, руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный  в выполнение плана по ассортименту, руб.

план

факт

Кефир

83200

85000

102,2

83200

Творог

62500

56000

89,6

56000

Молоко

100000

120300

120,3

100000

Ряженка

68800

66800

97,1

66800

ИТОГО

314500

328100

104,3

306000


 

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и  внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения и несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.

При этом продукты, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам продуктов.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры  рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым  от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое  состояние оборудования и пр.). [9]

2.3 Оценка ассортимента продукции  предприятия. 

Определившись с видами деятельности, предприятию необходимо дать оценку ассортименту, а именно:

  • Рассчитать себестоимость продукции;

  • Определить вклад на покрытие для каждого продукта;

Оценка ассортимента продукции  представляет собой информацию о  том, какая продукция наиболее выгодна  предприятию при существующем объеме производства, каким в дальнейшем должен быть ассортимент, с учетом ограничивающих факторов (финансовые ресурсы, сырье, производственные мощности).

Для принятия решения относительно ассортимента, объема продаж и цены необходима оценка внешних условий  деятельности предприятия рынка, а  так же финансовая информация.

К сожалению, не всегда то, что в  наибольшей степени выгодно для  предприятия, пользуется наибольшим спросом  на рынке и может быть продано  в необходимых объемах.

Неправильно выбранная политика сбыта  может принести к серьезным убыткам, несмотря на то, что привлекательный  товар, который пользуется спросом.

На основании прогноза продаж молочных трубочек подготовленного отделом маркетинга гормолзавода, была построена функция спроса, связывающая цены и объемы продаж за месяц. Объем производства предприятия был запланирован в размере 3000 тыс. штук в месяц. Плановая цена реализации составляет 1100 руб. за тыс. штук.

Сопоставление этих данных показывает, что плановые цены и объемы продаж не согласуются с прогнозом спроса: по цене 1100 руб.- упаковка, предприятие сможет продать только 1250 тыс. штук в месяц.

Таблица 2.5 Функция спроса на молочные трубочки.

Тыс.руб.

 

 

Объем продаж тыс. трубочек за месяц

Основные факторы, влияющие на оценку ассортимента продукции это:

  • Покупатель;
  • Рынок;

Таким образом, торговым представителям или другим сотрудникам, отвечающим за оценку ассортимента на основании потребностей покупателей и знания рынка, перед тем как дать саму оценку, необходимо заполнить следующую таблицу, показывающую зависимость изменения продаж от изменения цены. [11]

Таблица 2.6 Зависимость продаж от изменения  цены


 

 

 

 

Используя прогноз продаж и основные факторы производства, предприятие  дает оценку ассортимента продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, суть проблемы в оценке разнообразия продукции предприятия состоит в планировании практически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

Задачи планирования и формирования ассортимента состоят прежде всего в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.

Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может  осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед  изготовителем.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Маслова, Т.Д. Маркетинг / Т.Д.Маслова, С.Г. Божук, Л.Н.Ковалик - СПб.: Питер, 2002. - 400 с.
  2. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 080111- «Маркетинг» / А.П. Панкрухин. - 5-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2007. - 656 с.
  3. Коновалова, Т. Ю. Ассортимент и качество / Т.Ю. Коновалова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 260 с.
  4. Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО "Изд-во БИНОМ", 2006 – 387 c.
  5. Ким, С.А. Маркетинг: Учебное пособие. / С.А.Ким - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 240 с.
  6. Экономика предприятия: учеб.пособие / В. Я. Хрипач [и др.]; под общ. ред. А. С. Головачева, И. В. Головачевой. – Минск: НПЖ Финансы, учет, аудит, 2007 – 276 c.
  7. Курганская Н.И. Прогнозирование, планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учебное пособие, Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1998 – 478 с.
  8. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2007 – 370 с.
  9. http://comready.ru/company/5154099
  10. http://www.e1.ru/info/producer/?act=info&company_id=84585&path=rubric_key
  11. http://www.cfin.ru/management/intro_market.pdf

Информация о работе Оценка ассортиментного разнообразия продукции предприятия и формирование оптималного процесса