Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:14, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития бизнес-технологий большинство руководителей организаций, обладающих определенными финансовыми, информационными, технологическими ресурсами достигли понимания того, что человеческие ресурсы являются ключевыми. Компании конкурируют на уровне профессионального развития своих сотрудников – их знаний, умений, навыков. Для разумного использования данного вида капитала необходимо правильно определить, каков он. Оценка и аттестация персонала позволяет выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании.
Введение
Глава 1. Оценка персонала
1.1 Понятие и цели оценки персонала
1.2 Системы, методы и методики оценки персонала
1.2.1 Формализованные системы оценки персонала
1.2.2 Методы и методики оценки персонала
1.3 План разработки и реализации процедуры оценки
1.4 Типичные ошибки при проведении оценки персонала
Глава 2. Аттестация персонала
2. 1 Понятие и цели аттестации персонала
2. 2 Методы аттестации
2.3 Процедура аттестации
2.3.1 Этапы аттестации
2.3.2 Подготовка документов
2.3.3 Провидение аттестации
Заключение
Список использованной литературы
Assessment Center предполагает комплексную оценку сотрудника по компетенциям и, следовательно, более внимательное отношение к личностным и профессиональным качествам конкретного сотрудника. Данная процедура чаще всего включает:
- интервью с экспертом, в ходе которого собираются данные о знаниях и опыте сотрудника;
- психологические,
- краткую презентацию участника перед экспертами и другими участниками;
- деловую игру (под руководством
наблюдателя группа
- биографическое анкетирование;
- описание профессиональных достижений;
- индивидуальный анализ конкретных ситуаций (бизнес-кейсов);
- экспертное наблюдение,
по результатам которого
Для России традиционной системой
оценки является аттестация. Она применялась
на предприятиях еще в советское
время. К сожалению, аттестацию сильно
недооценивают в качестве системы
оценки. По сути она очень схожа
с Performance management, однако, являясь процедурой
крайне формализованной и
1.2.2 Методы и методики оценки персонала
Условно все методы исследования
организации можно подразделить
на три основных подхода: гуманитарный,
инженерный и эмпирический. Методы
оценки персонала в наибольшей степени
относятся к эмпирическому
Количественные методы
Количественные методы можно охарактеризовать как формализованные и массовые. Формализация выражается в направленности на изучение строго определенных анализируемых переменных, заданных заранее, и их количественном измерении. Высокий уровень формализации количественных методов связан с их статистической обработкой.
Наиболее распространенным количественным методом является анкетирование. В процессе анкетирования сотруднику/кандидату на вакансию предлагается письменно ответить на вопросы, представленные в форме опросного листа - анкеты. Благодаря простоте использования и обработки анкетирование может применяться как отдельно, так и в качестве составляющей практически всех видов комплексной системы оценки персонала. По форме вопросы в анкете разделяются на открытые, предполагающие свободный ответ, и закрытые, ответ на которые заключается в выборе одного (или более) из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Одним из многочисленных вариантов применения анкеты является сбор информации о реальных деловых и личностных компетенциях работника в рамках системы оценки "360 градусов". В данном случае анкетирование его руководителя, коллег, подчиненных и клиентов значительно экономит время как опрашиваемых, так и сотрудника, который занимается обработкой полученных данных.
Одним из видов анкетирования,
применяемых для оценки персонала,
являются личностные опросники - класс
психодиагностических методик, предназначенных
для определения степени
1. Многофакторные личностные
опросники (предназначены для
описания широкой сферы
- Опросник Кеттела (16PF):
основными факторами являются
общий уровень интеллекта, уровень
развития воображения,
- Опросник MMPI: к основным
шкалам относятся соматизация
тревоги, тревога и
- Опросник FPI: данный опросник
создан преимущественно для
- Характерологический опросник
Леонгарда: тест предназначен
для выявления типа
2. Опросники мотивационных особенностей:
- Опросник Реана:
- Тест на педантичность
предназначен для диагностики
уровня педантичности. С одной
стороны, педантичность - это стремление
следовать принятым формам, ревнивое
и упорное соблюдение
3. Опросники психического
благополучия (оценивается уровень
нервно-психической адаптации,
- Методика определения
стрессоустойчивости и
- Методика экспресс-диагностики
невроза Хека и Хесса:
- Шкала реактивной и
личностной тревожности
4. Опросники самоотношения
(изучаются особенности
- Методика самооценки личности (Будасси): определяется уровень самооценки (завышенная, заниженная или нормальная).
- Опросник Стефансона: методика
используется для изучения
5. Опросники темперамента:
- Личностный опросник
Айзенка: тест направлен на
диагностику личностных
- Опросник Стреляу:
6. Опросники ценностей
(применяются для изучения
- Тест Рокича "Ценностные ориентации": методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
7. Опросники эмоциональных особенностей:
- Тест "Эмоциональное
выгорание": выявляется степень
психологической защиты в
- Шкала оценки значимости
эмоций: методика, предложенная Б.И.
Додоновым, направлена на
8. Тесты на активность поведения:
- Методика "Выход из
трудных жизненных ситуаций":
определяется доминирующий у
человека способ решения
Следует отметить, что многие
из вышеуказанных методик
Еще одним важным методом оценки персонала являются тесты способностей. Они представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей. Для выявления специфических способностей, например к определенным видам деятельности (медицине, технике, юриспруденции, образованию и т.д.), разрабатываются специальные тесты. Пожалуй, самыми распространенными среди методик, применяемых в оценке персонала, являются те, которые направлены на выявление профессиональных способностей сотрудников. Наиболее зарекомендовавшими себя методиками можно считать следующие:
- Тест структуры интеллекта
Амтхауэра: предназначен для
- Тест Гилфорда: позволяет
измерить социальный интеллект,
- Тест Равена: позволяет
при помощи прогрессивных
Необходимо отметить, что многие из известных тестов способностей не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их основе прогнозы. Они позволяют получить ограниченную информацию, которую необходимо дополнять сведениями из других источников.
Качественные методы
В противоположность
Метод интервью отличается
строгой организованностью и
неравноценностью функций собеседников:
интервьюер (специалист, который проводит
интервью) задает вопросы респонденту
(оцениваемому сотруднику), не ведет
с ним активного диалога, не высказывает
своего мнения и открыто не обнаруживает
своего личного отношения к задаваемым
вопросам и ответам испытуемого.
Задачей интервьюера является сведение
своего влияния на содержание ответов
респондента к минимуму и обеспечение
благоприятной атмосферы