Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:14, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития бизнес-технологий большинство руководителей организаций, обладающих определенными финансовыми, информационными, технологическими ресурсами достигли понимания того, что человеческие ресурсы являются ключевыми. Компании конкурируют на уровне профессионального развития своих сотрудников – их знаний, умений, навыков. Для разумного использования данного вида капитала необходимо правильно определить, каков он. Оценка и аттестация персонала позволяет выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании.
Введение
Глава 1. Оценка персонала
1.1 Понятие и цели оценки персонала
1.2 Системы, методы и методики оценки персонала
1.2.1 Формализованные системы оценки персонала
1.2.2 Методы и методики оценки персонала
1.3 План разработки и реализации процедуры оценки
1.4 Типичные ошибки при проведении оценки персонала
Глава 2. Аттестация персонала
2. 1 Понятие и цели аттестации персонала
2. 2 Методы аттестации
2.3 Процедура аттестации
2.3.1 Этапы аттестации
2.3.2 Подготовка документов
2.3.3 Провидение аттестации
Заключение
Список использованной литературы
- график аттестации;
- приказ об утверждении аттестационной комиссии;
- положение о работе комиссии;
- квалификационный лист;
- аттестационный лист;
- протокол заседания
- характеристику на
- документацию по экспертизе различных качеств работника.
Итак, основополагающим является
положение о проведении аттестации
в организации. При его разработке
рекомендуем обратиться к нормам
Положения. В данном локальном акте
закрепляется порядок проведения аттестации:
квалификационные требования к сотрудникам,
должности сотрудников, подлежащих
аттестации, порядок формирования аттестационной
комиссии, сама процедура аттестации
и порядок оформления ее результатов.
Имеет смысл
С таким положением необходимо ознакомить под роспись всех работников, в том числе вновь принимаемых на работу, в силу ст. 68 ТК РФ.
После того как руководитель организации принимает решение о проведении аттестации, издается приказ, в котором указываются место и сроки ее проведения, основания, если аттестация внеочередная, и некоторые другие моменты. Такой приказ издается в произвольной форме на бланке организации. Определяя состав аттестационной комиссии, необходимо помнить: если в организации есть профсоюз, его представитель обязательно должен входить в состав комиссии в силу положений ч. 3 ст. 82 ТК РФ. (Приложение Г)
Далее следует проверить, на все ли аттестуемые должности составлены должностные инструкции, так как при их отсутствии результаты аттестации могут быть признаны недействительными.
Решение о проведении аттестации, а также ее график (Приложение Д) необходимо довести до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации. Этого требует абз. 2 п. 4 Положения. Аттестационный лист и характеристика должны быть представлены в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации. Ознакомить работника с представленной на него характеристикой следует не менее чем за неделю (п. 6 Положения).
Немного о составлении характеристики на аттестуемого. Непосредственный руководитель в этом документе должен объективно оценить личностные и должностные качества работника, результаты его деятельности за период, предшествующий аттестации, а также отразить свое мнение о соответствии работника занимаемой должности.17
2.3.3 Провидение аттестации
Во время заседания аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы на каждого аттестуемого работника, заполняет аттестационный лист (Приложение Е) и ведет протокол. В нем необходимо указать наименование компании, дату проведения аттестации, список присутствующих членов комиссии и иных присутствующих лиц (если таковые имеются). Затем указываются фамилия, должность и подразделение, в котором трудится аттестуемый работник, заданные вопросы и краткие ответы на них. Кроме этого, нужно занести в протокол пожелания и рекомендации членов комиссии, оценку деятельности аттестуемого и результаты голосования (количество голосов "за" и "против"). Если проводилось тестирование, его результаты тоже необходимо внести в протокол, а сами тесты оформить приложением.
Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, составленный в двух экземплярах.
Заседание аттестационной комиссии протоколируется. (Приложение Ж)
После завершения процедуры аттестации сведения о результатах нужно занести в личную карточку работника и все материалы по ней предоставить руководителю организации в сроки, установленные в приказе о проведении аттестации. Руководитель, в свою очередь, принимает решение по итогам аттестации, например:
- оставить работника на прежнем месте работы;
- направить на обучение или повышение квалификации;
- уволить.
После принятия решения руководством
в отношении аттестуемых
Если в результате аттестации окажется, что некоторые работники не соответствуют тем должностям, которые они занимают, с ними можно попрощаться на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Такие же рекомендации дает Роструд в Письме от 30.04.2008 N 1028-с.
Следует обратить внимание, что если работник был уволен по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в случае трудового спора работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую имеющуюся работу (п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Если работник откажется от предложенных вакансий или в организации таковых нет, то оформляется увольнение. Составляется приказ, с которым должен быть ознакомлен работник. Далее в его трудовой книжке производится запись: "Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации".18
Заключение
Регулярная оценка компетенции сотрудника - базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования персонала компании. В условиях кризиса особо актуально обратить внимание на человеческий капитал. Для этого может быть использована аттестация персонала или обычная оценка.
Типичной ошибкой в подходах
к оценке персонала является отсутствие
понимания различий между собственно
оценкой и аттестацией
Немаловажным фактором является и то, что с юридической точки зрения сотруднику не может быть сокращен оклад, он не может быть понижен в должности или уволен на основании результатов, полученных в ходе оценки персонала, это может произойти только по результатам аттестации. Иначе в случае обращения в суд работника, недовольного управленческими решениями, принятыми по результатам оценки персонала, у предприятия неизбежно возникнут проблемы.
Немаловажным является и то, что цели оценки персонала значительно шире целей аттестации. Аттестация направлена исключительно на выявление соответствия специалиста занимаемой должности, причем учитываются только профессиональные знания, умения и навыки работника (без учета личностных характеристик, которые, тем не менее, тоже влияют на эффективность работы) и только на текущий момент, т.е. отсутствует оценка способностей, потенциала работника.
Оценка персонала выявляет не только соответствие работника занимаемой им должности, но также направлена и на оценку потенциала сотрудника, планирование его карьерного роста, получение обратной связи и др.
В условиях минимизации расходов
оценка персонала может быть более
важна. Она проще в применении,
а ее процедура гибче относительно
конкретных задач. При этом на основе
оценки можно определить потенциальные
возможности сотрудника и таким
образом гарантировать
Какой бы выбор компания ни сделала, для того чтобы найти "сильные и слабые звенья", следует учитывать, что кризис пройдет, а имидж компании, заработанный за это время, останется.
Список используемой литературы
Приложение А
Методы оценки и аттестации персонала. Характеристики применения | |||||
Характеристика метода |
Аттестация |
Ранжирование
|
Оценочные шкалы |
Оценка по результатам (МВО) |
Assessment Center |
Возможность количественной оценки |
Нет |
Частично |
Есть |
Частично |
Частично |
Трудоемкость |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Приемлемость для сотрудников (понимание, эмоциональные реакции и пр.) |
Средняя |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Приемлемость для руководителя (понимание выгод) |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Возможность для обоснования вознаграждений |
Низкая |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
Низкая |
Полезность для обсуждения с сотрудниками |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
Очень высокая |
Высокая |
Возможность для определения потенциала к росту |
Средняя |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Очень высокая |
Приложение Б
Основные задачи и методы оценки персонала | ||
Задача оценки |
Методы |
Критерии оценки |
Оценка качества управленческой деятельности руководителей |
Управление по целям |
Успешность выполнения производственных задач Профессиональные навыки, знания, умения Личностные качества |
Ранжирование |
Профессиональная Качество работы Ответственность Дисциплинированность Самостоятельность в принятии решений Особенности стиля управления | |
360 градусов |
Профессионализм Инициативность Ориентация на результат Видение Умение принимать решения Лидерство Авторитетность Формирование команды Самоорганизация Организаторские способности Уровень и качество взаимодействия внутри организации, вне организации | |
Ассесмент-центр |
Оценка управленческих компетенций по конкретную задачу: оптимизация процесса управления, уровень анализа проблем и принятия решений, помощь подчиненным, использование собственного потенциала | |
Оценочное интервью |
Результативность деятельность (количественные и качественные показатели) Приверженность цели и политике аэропорта Структура мотивации Уровень достижения результатов | |
Принятие решения по результатам окончания испытательного срока при назначении на должность руководителей |
Управление по целям |
Профессиональные навыки, знания, умения Результаты деятельности Успешность выполнения производственных задач Уровень адаптации |
360 градусов |
Профессионализм Инициативность Ориентация на результат Видение Умение принимать решения Лидерство Авторитетность Формирование команды Самоорганизация Организаторские способности Уровень и качество взаимодействия внутри организации, вне организации | |
Профессиональное тестирование |
Профессиональные навыки, знания, умения | |
Экзамен, зачет |
Знания нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность | |
Оценочное интервью |
Результативность деятельность (количественные и качественные показатели) | |
Формирование кадрового резерва
|
Управление по целям |
Успешность выполнения производственных задач Результаты деятельности Профессиональные навыки, знания, умения Личностные качества |
Ранжирование |
Профессиональная Качество работы Самостоятельность в принятии решений Способность к управленческой деятельности | |
360 градусов |
Лидерство Работа в команде Самоорганизация Организаторские способности Инициативность Способность к адаптации | |
Специализированные семинары |
Управленческий потенциал Стиль деятельности Стиль управления Лидерство Умение принимать решения | |
Оценочное интервью |
Профессионализм Мотивация Инициативность Способность к приятию ответственности | |
Психологическое тестирование |
Структура мотивации, Индивидуально-личностные особенности Интеллектуальный уровень Управленческий потенциал | |
Определение эффективности деятельности наставников |
360 градусов |
Помощь сотрудникам Мотивация сотрудников Поддержание традиций, норм и правил профессионального поведения Педагогические навыки, знания, умения Качество взаимодействия внутри организации, во вне организации |
Ранжирование
Рейтинговые шкалы |
Профессиональная Склонность к педагогической деятельности | |
Оценочное интервью |
Профессионализм Мотивация Педагогические навыки, знания, умения Успешность нового сотрудника | |
Подбор кандидата на замещение вакантной должности |
Оценка резюме, интервью |
Профессиональный опыт, структура трудовой мотивации |
Профессиональное тестирование |
Профессиональные навыки, знания, умения | |
Ситуативные методы |
Особенности профессиональной деятельности Индивидуальный стиль деятельности | |
Психологическое тестирование |
Индивидуально-личностные особенности, структура мотивации, интеллектуальный уровень, структура памяти, внимания. | |
Проверка рекомендаций |
Профессиональный опыт, аспекты безопасности | |
Ассесмент-центр (индивидуальное глубинное интервью) для подбора высшего руководящего состава |
Управленческие компетенции, Стиль управления, принятия решений | |
Аттестация |
Аттестация |
Оценка соответствия работника занимаемой должности |