Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 21:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть систему оценки эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть современные требования к качеству среднего профессионального образования; - охарактеризовать особенности образовательных услуг; - осуществить анализ реформы системы образования и ее результаты - провести мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 5
1.1 Современные требования к качеству среднего профессионального образования 5
1.2 Особенности образовательных услуг 7
1.3 Анализ реформы системы образования и мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений 10
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 13
2.1 Подходы к оценке эффективности образовательных услуг средних профессиональных учебных заведений 13
2.2 Методика оценки эффективности деятельности среднего профессионального учебного заведения 18
2.3 Опыт осуществления оценки качества с участием потребителей и трудности субъектов оценки 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
КУРСОВАЯ РАБОТА
Оценка эффективности
по курсу «Система государственного и муниципального управления»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в рамках инновационного развития профессионального образования Российской Федерации одним из ключевых обновлений является оценка качества образовательных услуг. До недавнего времени качество подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования оценивалось самими учебными заведениями, поскольку отсутствовала система внешней оценки качества образования. В настоящее время на всех уровнях системы профессионального образования осознана необходимость создания прозрачной и объективной системы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей.
Основным аспектом качества среднего профессионального образования является адекватность результата образования существующим и перспективным потребностям непосредственных потребителей и основных заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны и потребители образовательных услуг это: обучающиеся, которые рассчитывают по завершению образования успешно трудоустроиться или продолжить образование на более высоком уровне; работодатели, профессиональные ассоциации, бизнес-сообщество; родители и их организации; общественные организации, занимающиеся проблемами молодёжи, органы местного самоуправления; государственные органы, регулирующие отдельные аспекты деятельности различных отраслей.
Особенности развития образовательных учреждений системы среднего профессионального образования определяются перспективами социально-экономического развития территорий и сложившейся структурой занятости населения в основных отраслях хозяйства, что во многом предопределяет требования заинтересованных сторон к качеству подготовки. Однако применяемые оценочные процедуры не позволяют объективно оценить соответствие и качество предоставляемых образовательных услуг наличным и перспективным потребностям регионального рынка труда.
Объектом исследования образовательная деятельность учреждений среднего профессионального образования.
Предметом исследования в курсовой работе оценка качества образовательных услуг как основа развития учреждений среднего профессионального образования.
Цель курсовой работы – рассмотреть систему оценки эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть современные требования к качеству среднего профессионального образования;
- охарактеризовать особенности образовательных услуг;
- осуществить анализ реформы системы образования и ее результаты
- провести мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений;
- рассмотреть группу показателей оценки эффективности образовательных услуг средних профессиональных учебных заведений - рассмотреть методику оценки эффективности деятельности среднего профессионального учебного заведения;
- охарактеризовать опыт осуществления оценки качества с участием потребителей и трудности субъектов оценки;
Методы исследования: анализ научной литературы, вторичный анализ нормативных правовых актов, методы интерпретации.
В настоящее время принципиально изменяются требования к качеству среднего профессионального образования в целом и качеству подготовки специалистов, способных работать в условиях инновационной экономики России. Условия высокотехнологичных и инновационных производств требуют от работников широты общего и профессионального кругозора, способности осваивать все новые и новые виды профессиональной деятельности, быстро ориентироваться в ситуации новых экономических, технологических и организационных изменений, осваивать новое содержание, формы и способы труда. Сегодня востребованы такие умения, как: принимать решения, работать в команде, использовать информационно-коммуникационные технологии, постоянно повышать профессиональную квалификацию1.
Развитие образовательных учреждений системы среднего профессионального образования обусловлено перспективами развития социально-экономической сферы региона, сложившейся структурой занятости населения в основных отраслях хозяйства, тенденциями рынка труда, демографической ситуацией. Изменяется структура управления образовательными учреждениями - появляются общественно-государственные формы управления (Попечительские, Наблюдательные, Управляющие советы). Введение новых стандартов на компетентностной основе требует пересмотра и перепроектирования всего процесса обучения и учебной среды образовательных учреждений. Новые механизмы финансирования и внедрение новых форм хозяйствования на принципах автономии способствуют расширению спектра образовательных услуг и повышению их качества в соответствии с наличными и перспективными потребностями регионального рынка труда.
Однако реализуемые сегодня модели оценки качества образовательных услуг не являются инструментом управления и развития образовательной деятельности, направленной на опережающее развитие кадрового потенциала экономики региона.
Большая часть исследований посвящена изучению вопросов оценки качества с точки зрения государственных органов управления образования и самооценки образовательных учреждений общего и высшего профессионального образования. Исследования в основном касаются различных аспектов, систем, моделей оценки качества федерального, регионального и муниципального уровней общего образования, и в значительно меньшей степени - учреждений среднего профессионального образования2.
Анализ подходов позволил выделить ряд продуктивных идей, связанных с оценкой качества:
- ориентация в оценке
качества на самооценку
- привлечение к проведению
процедур оценки качества
- делегирование функции оценки качества управляющим советам (А.М.Моисеев, А.А.Седельников, И.В.Клемешова, О.Г.Кондратьева, С.Г.Косарецкий);
- специально организованное
обучение общественных
- активные формы организации экспертизы качества образования (А.Н.Тубельский, А.Г.Каспржак, Н.Б.Крылова, Н.Ю.Конасонова, О.Е.Лебедев, Т.Г.Новикова) и общественной аккредитации (Е.Я.Коган, В.А.Прудникова, Ю.А.Ферапонтова).
Анализ показал, что разработаны различные аспекты оценки качества образовательных услуг, но отсутствует целостный взгляд на оценку качества с точки зрения потребителя образовательных услуг. Проблема теоретического обоснования модели оценки качества как основы развития учреждений среднего профессионального образования в ответ на изменяющиеся потребности заинтересованных в профессиональном образовании сторон является актуальной.
Процесс реформирования
образовательной сферы
- реформа общеобразовательной
школы, включающая введение
- реформа высшей школы,
направленная на изменение
- реформа научной сферы, связанная с принятием Закона о Российской академии наук, в котором меняется статус академии и происходит перераспределение полномочий по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления у академии.
Образование в обществе является одним из основных источников экономического роста, социальной стабильности, необходимым условием модернизации экономики. Реализация системой образования своих функций элемента механизма трансформации экономики, инструмента роста и реализации интеллектуального и профессионального потенциала населения требует всесторонней оценки его эффективности3.
Проблема оценки эффективности образовательных услуг имеет существенную практическую значимость применительно к услугам среднего профессионального образования. Эффективность образования принято рассматривать как производную от двух взаимосвязанных принципиальных частей.
Первая состоит из оценки внутреннего состояния услуги, что включает в себя педагогический персонал, программы, учащихся, инфраструктуру, внутреннюю и внешнюю среды, определяющие жизнь учебного заведения.
Вторая связана с
уровнем интенсивности и
Для определения понятия эффективности образовательных услуг приведём определение услуги и выделим её основные особенности.
Услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей. Услуга представляет собой неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Основное предназначение услуг - удовлетворять изменяющиеся потребности населения. Именно в силу быстрого роста количества новых потребностей, сфера услуг в последние десятилетия претерпевает значительное развитие.
Образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности.
Выделяют ряд особенностей услуг как таковых. Услуги, в том числе и образовательные, обладают пятью основными характеристиками: неосязаемость, неотделимость, непостоянство качества, недолговечность (несохраняемость) и отсутствие владения.
Неосязаемость услуги означает, что её нельзя продемонстрировать, до приобретения услугу невозможно оценить ее характеристики как потребленного продукта. Для обоснования принятия решения о приобретении услуги покупатели ищут «сигналы» качества услуги. В образовании это: образовательные программы, стандарты, субъективные оценки участников образовательного процесса и потребителей услуги. Неотделимость услуги означает, что её нельзя отделить от источника. Во-первых, преподаватель не может предоставить услугу, если в аудитории нет студентов. Вследствие того. Во-вторых, услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их в том смысле, что любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а. следовательно, изменить и спрос. Особенность образовательных услуг в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Третьей характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и участие в процессе их предоставления других потребителей. Непостоянство качества услуги означает, что её качество может очень сильно изменяться в зависимости от того, кто, когда, где и как её предоставляет. Непостоянство образовательной услуги имеет ещё одну причину - изменчивость «исходного материала», то есть обучающегося. Недолговечность услуги означает, что её нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Например, образовательное учреждение взимает плату со студента независимо от количества посещённых и пропущенных занятий4.
Для образовательных услуг характерно, что учебная информация может быть подготовлена и сохранена в раздаточных материалах, книгах, на кассетах, электронных дисках. Однако следует подчеркнуть, что знания быстро устаревают в силу стремительного движения научно-технического прогресса.
Для образовательных услуг недолговечность имеет ещё два аспекта. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги 8 полном объёме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Всё это делает весьма актуальным дальнейшее сопровождение образовательных услуг уже в процессе трудовой деятельности выпускников и задаёт требование непрерывности образования.
Отсутствие владения означает, что в отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью. Из-за отсутствия владения учреждения, предлагающие образовательные услуги, должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки.
Рассмотренные особенности образовательных услуг в существенной степени усложняют проблему оценки эффективности данных услуг.
На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года.
Причем необходимость проведения реформы российской системы образования практически ни у кого не вызывает сомнений, однако механизмы реформирования настолько дискуссионные и неоднозначные, что делают Министерство образования и науки РФ одним из основных ньюсмейкеров, особенно в преддверии нового учебного года.
В августе - сентябре 2013 г. Минобрнауки провел второй полномасштабный мониторинг эффективности деятельности средних профессиональных учебных заведений, в т.ч. и их филиалов. Основными показателями оценки эффективности средних профессиональных учебных заведений являются:
- образовательная деятельность,
а именно средний балл
- научно-исследовательская
деятельность - объем НИОКР в расчете
на одного научно-