Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 21:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть систему оценки эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть современные требования к качеству среднего профессионального образования; - охарактеризовать особенности образовательных услуг; - осуществить анализ реформы системы образования и ее результаты - провести мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 5
1.1 Современные требования к качеству среднего профессионального образования 5
1.2 Особенности образовательных услуг 7
1.3 Анализ реформы системы образования и мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений 10
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 13
2.1 Подходы к оценке эффективности образовательных услуг средних профессиональных учебных заведений 13
2.2 Методика оценки эффективности деятельности среднего профессионального учебного заведения 18
2.3 Опыт осуществления оценки качества с участием потребителей и трудности субъектов оценки 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Еще более спорным показателем в мониторинге, проводимом Минобрнауки, является площадной показатель - количество квадратных метров учебных и научных помещений в образовательным учреждением в расчете на одного студента. Конечно, для ряда гуманитарных и творческих специальностей показатели количества и качества аудиторного учебного фонда не столь принципиальны. Хорошего историка, филолога или даже актера можно подготовить и в небольших помещениях, не оборудованных компьютерной техникой и различными приборами. Однако надо понимать, что в современных условиях образовательное учреждение - это крупный образовательный центр, в рамках которого производится подготовка студентов по десяткам направлений, специальностей и профилей, в т.ч. и по высокотехнологичным. В этих условиях меняется и подход к оснащенности учебных помещений, общему их объему и качеству научных лабораторий. Ведь хорошего физика, медика, спортсмена или инженера без соответствующих профессионально оборудованных учебных помещений и научных лабораторий сегодня подготовить невозможно.
Анализируя площадь учебных и научных помещений, можно сделать вывод о том, действительно ли вуз располагает возможностью профессиональной подготовки студентов по разным специальностям. И имеет ли возможность для каждого направления подготовки предоставить отдельные оснащенные учебные аудитории или в одних и тех же кабинетах готовятся и физики, и филологи, и будущие врачи - чего в принципе не должно быть. Таким образом, для крупных и разноплановых средних профессиональных учебных заведений критерий инфраструктурной обеспеченности вполне логичен и целесообразен.
В целом анализ деятельности учреждений среднего профессиональной образования по открытым и понятным критериям производить нужно. Выделить один критерий, характеризующий качество образовательной услуги, наверное, просто невозможно. Поэтому предложенные министерством шесть оцениваемых показателей эффективности деятельности средних профессиональных учебных заведений все-таки логичны и во многом объективны. Причем для вхождения в состав перечня эффективных средних профессиональных учебных заведений достаточно выполнить нормативные значения по любым трем показателям, что вполне гуманно.
Теоретические основы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей» посвящена разработке и теоретическому обоснованию модели оценки качества образовательных услуг.
Оценка в данном исследовании рассматривается как деятельность, которой присущи все атрибутивные характеристики деятельности (субъект, цель, метод, средства, результат).
Основное предназначение оценки качества состоит в обеспечении:
- диагностики
наличного уровня развития
- целостности образовательного учреждения, сохранении баланса между процессами функционирования и развития;
- стабильности
процессов развития в
- открытости образовательного пространства учреждений СПО;
- усиления взаимодействия
учреждений СПО с
- запуска инновационных
процессов развития
- условий для
достижения трех целей:
Сформулированы
основные принципы оценки качества
образовательных услуг с
- прогностичности, в соответствии с которым оценка качества ориентируется на зону ближайшего развития образовательного учреждения;
- коллегиальности и согласованности, согласно которому организуется диалог, выявление, учет и согласование интересов, критериев и норм деятельности всех привлеченных к оценке качества различных представителей граждан, профессиональных ассоциаций, объединений работодателей, обучающихся и их родителей, общественных организаций;
- адекватности, предусматривающий, что сформулированные с участием потребителей критерии оценки соответствуют исследуемым объектам;
- комплексности, вариативности и гибкости организационных форм, обеспечивающий использование разнообразных групповых и индивидуальных форм оценки для максимального обеспечения охвата и включенности субъектов в оценочные процедуры;
- систематичности
и цикличности, предполагающий
осуществление оценочных
- открытости
и гласности,
В соответствии с этими подходами и принципами строится структурно-функциональная модель оценки качества образовательных услуг с участием потребителей (Приложение 1).
Данная модель имеет самостоятельную ценность как инструмент организационного управления при реализации стратегических планов развития образовательных учреждений или ситуативной реорганизации деятельности. Понимая качество образования как степень соответствия результата образования ожиданиям различных субъектов образования (обучающихся, педагогов, родителей, работодателей, общества в целом) или поставленным ими образовательным целям и задачам, ключевое предназначение оценки качества заключается в выявлении и изучении реальных потребностей каждой из перечисленных групп потребителей.
Модель оценки качества образовательных услуг потребителями представлена через описание следующих элементов: функции, цели, содержание, методы и формы оценки качества образовательных услуг.
Функции оценки: диагностическая (получение информации для улучшения качества образовательных услуг), рефлексивная (анализ, критика и нормирование деятельности), прогностическая (опережающий характер оценки, позволяющий выявить направления развития), формирующая (развитие потенциальных способностей субъектов в процессе оценки, формирование новых типов взаимодействий), контролирующая (получение информации о сбоях и разрывов в образовательной деятельности), информационно-аналитическая (сбор и анализ информации).
Цель оценки качества образовательных услуг – получение информации о состоянии и направлениях повышения качества образовательных услуг для принятия управленческих решений, разработки планов и перспектив развития. В случае появления проблемных ситуаций (несовпадения с потребительскими требованиями) оценка призвана выявить причины появления проблем в ходе реализации образовательных услуг. Основной целью оценки является выявление ключевых точек, нуждающихся в улучшении, и прогноз путей улучшения. В зависимости от цели оценка может быть формирующей или итоговой, суммирующей.
Содержанием оценки является определение качества целей, условий, процесса, результатов образовательных услуг субъектами оценки (различными потребителями) в соответствии с выбором объекта оценки. В качестве субъектов оценки качества образовательных услуг выступают потребители услуг (представители местного сообщества и общественных организаций, работодатели, представители бизнеса и профессиональных сообществ, обучающиеся и их представители (родители)10.
Объектом оценки качества образовательных услуг может быть все, что входит в сферу этих услуг и, так или иначе, влияет на качество их осуществления. В качестве объектов оценки выступают: миссия, цели и стратегия образовательного учреждения; образовательные и воспитательные программы; образовательная среда и уклад; проекты и программы инновационной и экспериментальной деятельности; деятельность педагогических работников (в комплексе или индивидуально); результаты образовательных услуг.
Оценка может производиться на различных стадиях процесса проектирования и производства образовательных услуг (табл. 1).
Таблица 1 - Структура процесса оценки качества образовательных услуг с участием потребителей
Этапы |
Проектирования (образовательных услуг, образовательных программ, программ развития) |
Оказания образовательных услуг |
Рефлексивный (итоговый) |
Цели |
Установление потребительских требований к условиям и результатам услуг, определение показателей качества для фиксации в нормативных документах |
Определяются фактические значения показателей качества по результатам контроля, оценивается уровень качества и принимаются соответствующие решения по управлению качеством. |
Оценивается уровень качества результатов для принятия управляющих решений, направленные на развитие образовательных услуг |
Субъекты оценки |
Представители всех заинтересованных сторон: обучающиеся и их представители, работодатели, представители общественности и местного самоуправления, работники ОУ и др. |
Обучающиеся (максимально, на всех стадиях и этапах); работодатели, члены профессиональных ассоциаций, привлеченные для участия в педагогическом процессе, практике, аттестации |
Представители
работодателей, профессиональных сообществ,
участвующих в учебном Молодые специалисты |
Критерии оценки |
Соответствие замыслов и проектов развития (новых услуг) социально-профессиональному контексту, потребностям заинтересованных сторон |
Соответствие ожиданиям потребителей. Изменения в
уровне развития профессиональных |
Уровень развития профессиональных и личностных компетен-ций. Соответствие результатов социально-профессиональному контексту, потребностям заинтересованных сторон |
Ведущие методы и формы |
Различные формы и методы открытых обсуждений, общественная экспертиза, общественные слушания, ОДИ, опросы общественного мнения, фокус-группы, семинары, тематические группы, консультации |
Общественно-профессиональная аттестация, рефлексия, аутентичные способы оценивания. Ассесмент-центр, опросы, наблюдения, тестирование, метод проектов, устное собеседование, кейсы или проблемно-ориентированные задания |
Общественно-профессиональная экспертиза. Независимая сертификации профессиональных компетенций. Анкетирование, структурированные интервью или устные опросы |
Главный показатель качества объекта оценки – это соответствие объекта своему назначению, т.е. целесообразность. На основании структуры объекта оценки выделяются показатели, строится и ранжируется их иерархическая система. Уровень качества образовательных услуг можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив их с показателями, разработанными потребителями, в зависимости от цели оценки, можно сделать выводы:
- качество оцениваемых образовательных услуг выше или ниже, или на уровне базового значения;
- качество образовательных
услуг соответствует или не
соответствует установленным
В качестве ведущих методов и форм выступают: общественная экспертиза, проектная деятельность, социальные практики, организационно-деятельностные игры, событийная деятельность, социальные инициативы конкурсы, рефлексия.
Модель оценки качества образовательных услуг ориентируется на диагностический характер, выявление слабых сторон процесса формирования профессиональных компетенций и определение путей его улучшения. Определены уровни участия потребителей в оценке качества: отсутствие участия (манипулирование), символическое участие (информирование, учет мнения), реальные полномочия (партнерство, общественно-государственное управление)11.
Условия привлечения экспертов для осуществления потребительской оценки: добровольность, ясность и привлекательность целей деятельности, альтернативность позиций, независимость экспертов, предоставление необходимой информации, демократический стиль организации экспертных процедур, получение значимых для развития результатов, гибкость и быстрота реагирования на выявленные проблемы.
Оценка качества
образовательных услуг с
В исследовании выявлены принципы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей (прогностичности, коллегиальности и согласованности, адекватности критериев оценки, комплексности, вариативности и гибкости организационных форм, систематичности и цикличности осуществления, открытости и гласности процедур оценки качества). Определено, что оценка качества образовательных услуг должна быть направлена на развитие социально-профессиональной среды как сообщества субъектов, заинтересованных в развитии конкретного образовательного учреждения.