Оценка эффективности управления предприятием.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ качества и эффективности менеджмента на примере общества с ограниченной ответственностью «Магазин 12 стульев».
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
- Изучить понятие и социально-экономическую сущность эффективности менеджмента,
- Исследовать критерии и методы оценки эффективности управления,
- Проанализировать пути повышения эффективности управления,
- Исследовать анализ качества и эффективности структуры управления производством на примере ООО «Магазин 12 стульев»,
- Выявить пути повышения качества и эффективности управления (менеджмента) предприятия.
Объект исследования – менеджмент как наука управления организацией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
3
1
Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента …………………………………………………………...

6
1.1
Понятие и социально-экономическая сущность эффективности менеджмента …………………..…..…………………………………….

6
1.2
Критерии и методы оценки эффективности управления …………….
11
1.3
Пути повышения эффективности управления ………………………..
17
2
Анализ качества и эффективности менеджмента (управления) производства на примере общества с ограниченной ответственностью «Магазин 12 стульев» ……


24
2.1
Технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия ……………………………………………………………..

24
2.2
Анализ качества и эффективности структуры управления производством на примере ООО «Магазин 12 стульев» …………..

27
3
Пути повышения качества и эффективности управления (менеджмента) предприятия ……………………………………….

36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………..…………………………….
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент эффективность управления.docx

— 76.42 Кб (Скачать файл)

Теория  менеджмента 

Курсовая

30 Оценка эффективности управления предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….

    3

1

Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента …………………………………………………………...

 

    6

1.1

Понятие и социально-экономическая  сущность эффективности менеджмента  …………………..…..…………………………………….

 

    6

1.2

Критерии и методы оценки эффективности  управления …………….

  11

1.3

Пути повышения эффективности  управления ………………………..

  17

2

Анализ качества и эффективности менеджмента (управления) производства на примере общества с ограниченной ответственностью «Магазин 12 стульев» ……

 

 

  24

2.1

Технико-экономические показатели хозяйственной  деятельности предприятия ……………………………………………………………..

 

  24

2.2

Анализ качества и эффективности  структуры управления производством  на примере ООО «Магазин 12 стульев» …………..

 

  27

3

Пути повышения качества и эффективности  управления (менеджмента) предприятия ……………………………………….

 

  36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………..…………………………….

  44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………

  45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности и взаимоотношения  производителей и потребителей. Изменение  этих отношений в корне меняет и управление, и его основополагающие элементы - цели, принципы, законы и  закономерности, методы. В годы перехода российской экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным  словосочетанием «управление предприятием» стало нередким и другое - «менеджмент предприятия». В настоящее время они все чаще используют как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основание для этого - одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент».

Способы воздействия  на объект управления - это методы управления, которые подразделяются на административные, экономические и социально-психологические. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления и в значительной мере отражают качество и эффективность управляющего воздействия, а также определяют стиль управления. Эффективность управления определятся обоснованностью подходов и методов. Эффективность управления имеет различные показатели (стоимостные, количественные и т.д.), качество управления - категория, не поддающаяся количественному (стоимостному) измерению. Актуальность темы работы определяется тем, что в современном бизнесе от качества менеджмента предприятия зависит его конкурентоспособность. Достижение и поддержание конкурентных преимуществ требует создания устойчивой и конкурентоспособной системы управления, ориентированной на максимальное удовлетворение интересов всех заинтересованных групп: потребителей, работников, партнеров, общества в целом.

Теоретические и методологические проблемы эффективности менеджмента довольно широко освещены в научной литературе. Разработкой теории и практики эффективного управления, вопросами экономической эффективности деятельности и используемых ресурсов занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как И. Ансофф, В.И.Басов, Г. Беккер, Й. Бен-Порэт, М.Блауг, У. Буэн, П.И. Ваганов, Дж. Грейсон, Д.С. Демиденко, А.К. Казанцев, А.Е.Карлик, Р. Б. Карлов, Дж. Кендрик, Б. Кикер, А.М.Колесников, Р. Лукас, В.И.Марцинкевич, В.Д.Морозова, Дж.Минецер, Т.Шульц, Г. Минцберг, Оучи, Е.В. Шатрова, Ф. Тейлор, П. Сенге, П. Милгром, О. Уильямсон и другие. Среди работ авторов, в которых рассматривается круг проблем, относящихся к предпринимательству в сфере малого бизнеса, следует отнести труды В.Ш. Кагановой, Б.А. Кобакова, М.Г. Лапуста, В.Д. Мамонтова, В.М. Юрьева и др.

Цель работы – анализ качества и эффективности менеджмента на примере общества с ограниченной ответственностью «Магазин 12 стульев».

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:

- Изучить понятие  и социально-экономическую сущность  эффективности менеджмента,

- Исследовать  критерии и методы оценки эффективности  управления,

- Проанализировать  пути повышения эффективности  управления,

- Исследовать  анализ качества и эффективности  структуры управления производством  на примере ООО «Магазин 12 стульев»,

- Выявить пути  повышения качества и эффективности  управления (менеджмента) предприятия.

Объект исследования – менеджмент как наука управления организацией.

Предмет исследования – ООО «Магазин 12 стульев».

Теоретической базой исследования служат положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых, труды классиков ситуационной теории управления. Методологической базой исследования являются общенаучные методы, такие как анализ, синтез,  исторический метод, индукция, дедукция.

 

 

1 Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента

 

1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности менеджмента

 

В условиях современной рыночной экономики  менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.

Существует  большое количество определений  менеджмента. Приведем одно из них.

Менеджмент  – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации  путем рационального использования  материальных и трудовых ресурсов.

Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных  результатов, количественной оценки отдельных  видов выполняемой работы. Поэтому  для измерения эффективности  управленческого труда часто  применяются косвенные методы.

Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли.

Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт  и др.), занимались изучением повышения  эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который  придавал важное значение связи между  эффективностью управления и оранизационной структурой предприятия. Представители  административной (классической) школы  менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность  менеджмента в более широком  смысле – применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов [3].

Проблема  эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:

  • управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;
  • затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
  • характера управления труда;
  • эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей [8] .

В управленческом процессе используют человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно они используют, достигается тот или иной результат. Эффективность менеджмента – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

В более  упрощенном варианте данное определение  можно представить следующим  образом: эффективность менеджмента  – это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его  результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые  производственные и экономические  результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др., что нельзя считать бесспорным. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.

Результаты и эффективность  управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят  от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал  сотрудника, его способность выполнять  определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала  и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят  и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и  т.п. Поэтому все эти факторы  действуют совместно, в интеграционном единстве [5].

Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат  осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.

Эффект управления складывается из трех составляющих:

  • экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
  • социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
  • социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта [11].

Существует множество видов  эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них:

  • по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
  • по содержанию эффекта – экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
  • по уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
  • по формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
  • по видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая [2] .

Рассмотрим  основные факторы, которые оказывают  влияние на эффективность управления.

По продолжительности  влияния выделяют факторы, влияние  которых сказывается на протяжении длительного времени (технический  уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру  влияния различают факторы интенсивные  и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента  за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации  труда управленческих работников и  улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

Информация о работе Оценка эффективности управления предприятием.