Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:01, курсовая работа
Цель работы – анализ качества и эффективности менеджмента на примере общества с ограниченной ответственностью «Магазин 12 стульев».
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
- Изучить понятие и социально-экономическую сущность эффективности менеджмента,
- Исследовать критерии и методы оценки эффективности управления,
- Проанализировать пути повышения эффективности управления,
- Исследовать анализ качества и эффективности структуры управления производством на примере ООО «Магазин 12 стульев»,
- Выявить пути повышения качества и эффективности управления (менеджмента) предприятия.
Объект исследования – менеджмент как наука управления организацией.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
3
1
Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента …………………………………………………………...
6
1.1
Понятие и социально-экономическая сущность эффективности менеджмента …………………..…..…………………………………….
6
1.2
Критерии и методы оценки эффективности управления …………….
11
1.3
Пути повышения эффективности управления ………………………..
17
2
Анализ качества и эффективности менеджмента (управления) производства на примере общества с ограниченной ответственностью «Магазин 12 стульев» ……
24
2.1
Технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия ……………………………………………………………..
24
2.2
Анализ качества и эффективности структуры управления производством на примере ООО «Магазин 12 стульев» …………..
27
3
Пути повышения качества и эффективности управления (менеджмента) предприятия ……………………………………….
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………..…………………………….
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……
По содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др.
По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.
Изучение эффективности
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления
Как было сказано выше, оценка эффективности менеджмента является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность.
Исходя из определения эффективности менеджмента как сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности менеджмента, которая не всегда корректна, так как:
Чтобы избежать неточностей в результатах
оценки, часто эффективность
Узкая эффективность оценивается
сопоставлением затрат на то или иное
управленческое мероприятие с изменением
показателей действующей
Уровень технической вооруженности
управленческого труда
Однако показатели узкой эффективности
менеджмента также
Широкая эффективность управления
устанавливается сопоставлением затрат
на управление с общими показателями
деятельности предприятия в целом.
Одним из показателей этой эффективности
может служить следующее
ЭУ1 = ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ,(1.2.1)
где ЭУ1 – эффективность системы управления,
ЗУ – годовые затраты на управление,
ФОС – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
ФОБ – среднегодовая сумма
Для повышения «чувствительности» показателя эффективности его целесообразно определять также в сопоставлении с уровнем производительности труда, то есть с отражением влияния на него как овеществленного, так и живого труда, по формуле:
Э'У1 = (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП), (1.2.2)
где ВП – выпуск валовой продукции за год,
РПП – среднегодовая численность
промышленно-производственного
Чем ниже величины ЭУ1 и Э'У1, тем
выше эффективность управления. Однако
этот показатель сам по себе еще
не дает конкретной характеристики эффективности
менеджмента. Картина становится более
ясной, если его сопоставить с
аналогичным показателем
В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). В эти затраты входят:
Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика [17] .
Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Формула расчета эффективности менеджмента с учетом прибыли может быть представлена следующим образом:
ЭУ2 = ПБ1 / РУ1, (1.2.3)
а показатель ее роста – индекс:
IЭ= (ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО),(1.2.4)
где ПБ1 и ПБО – балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,
РУ1,РУО – среднегодовая
Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и IЭ, тем более эффективно управление.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
Эффективность управленческой деятельности
применительно к субъекту управления
может характеризоваться
Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д.
Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна [8] .
Если в результате рационализации
управления удается достичь высокого
уровня указанных выше показателей,
то происходит положительный сдвиг
в организации системы
Совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, что также требует оценки управления данными проектами.
При оценке эффективности
инвестиционных проектов
Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.
При оценке эффективности
инвестиционных проектов
Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.
Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента:
Анализ категории
Каждому варианту системы управления
соответствует определенное значение
критерия эффективности, и задача управления
состоит в том, чтобы найти
такой вариант управления, при
котором соответствующий
1.3 Пути повышения эффективности управления
Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия.
В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.
Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.
Рассмотрим наиболее общие пути
повышения эффективности
Информация о работе Оценка эффективности управления предприятием.