Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель работы: изучение осуществления оценки персонала организации, на основе ее видов и методов и применения теоретических знаний на практике (на примере туристической фирмы ОАО «Жемчужина»).
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи работы:
1.изучить теоретические аспекты и сущность определения оценки персонала в организации;
2.изучить понятия и разновидность методов и видов оценки персонала в организации;
3.на примере туристической фирмы ОАО «Жемчужина» проанализировать особенности оценки персонала;
4.сделать выводы по проделанной работе и дать свои рекомендации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы оценки персонала 5
1.1Оценка персонала: цели, задачи, факторы и критерии 5
1.2. Виды оценки персонала 10
1.3. Методы оценки персонала 13
Глава 2. Оценка персонала на примере туристической фирмы ОАО «Жемчужина» 22
2.1. Общая характеристика предприятия 22
2.2 Оценка персонала туристической фирмы ОАО «Жемчужина» 23
Заключение 26
Библиографический список 28
Различают два вида оценки: оценка кандидатов на вакантную должность и текущая периодическая оценка персонала организации.
При оценке кандидатов на вакантную должность обязательными этапами являются:
1. анализ анкетных данных;
2.
наведение справок об
3. проверочные испытания (тесты, деловые игры);
4. собеседование.
Текущая периодическая оценка персонала позволяет:
1. установить место сотрудника в организационной структуре;
2. разработать программу развития сотрудника;
3. определить размер оплаты труда и критерии его установки;
4. наладить обратную связь с сотрудником по профессиональным, организационным и другим вопросам;
5.
удовлетворить потребность
Еще одним делением оценки персонала являются виды оценки по признаку того, кто оценивает (субъекту оценки). В крупных компаниях для оценки существует специальный отдел, в мелких и средних – менеджер. Также это могут делать:
• комитет из нескольких контролеров. Преимущество подхода в том, что он исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;
•
коллеги оцениваемого. Чтобы эта
система приносила плоды, важно,
чтобы они знали уровень
• подчиненные оцениваемого;
• кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации. Следует принять во внимание, что при использовании данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах;
• самооценка. В этом случае работник оценивает себя при помощи методов, используемых другими оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков самоанализа у работников, нежели для оценки результативности труда;
• использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться с оценкой подчиненных или коллег.
На современном предприятии оценку деятельности персонала также разграничивают по таким двум видам:
Прямые виды оценок требуют, чтобы руководитель и подчиненный
вместе определили согласованные конкретные цели, которые впоследствии будут использованы в качестве стандарта для будущих оценок. Косвенные оценки являются традиционными, они сфокусированы на таких чертах характера работника, как инициатива, способность срабатываться с коллективом, надежность, отношение к людям, т.е. рассматриваются личностные качества работника в сопоставлении с предписанными ему должностными обязанностями.
Для того чтобы процедура оценки результатов труда была эффективной, она должна:
Учет результатов труда в той или иной форме практикуется в отношении практически всего персонала, поскольку является основой оплаты труда. Для рабочих и части служащих результаты труда выражаются в установлении ясных и четких целевых показателей, на которые должен выйти работник через определенный срок. Для тех категорий персонала, чей труд не может быть строго пронормирован, главными критериями результативности их труда могут выступать: производительность труда и соответствие заранее поставленным целям на определенный период. Под производительностью в данном контексте понимаются количественные и качественные результаты работы персонала за определенный период.
Одним из важнейших вопросов при проведении оценки персонала является выбор методов, с помощью которых оцениваются те или иные показатели. Методы оценки должны соответствовать структуре организации, характеру деятельности персонала, целям, стоящим перед оценкой, быть простыми и понятными, предусматривать использование количественных показателей, сочетать письменные и устные задания.
Все методы оценки персонала по их направленности условно можно разделить на 3 группы: качественные, количественные и комбинированные.
Качественные методы - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения. К ним относятся:
• Матричный метод - один из самых простых и распространенных описательных методов. Его суть заключается в сравнении фактических качеств работников с набором качеств, требуемых занимаемой должностью.
• Метод эталона напоминает предыдущий, но сравнивает фактические данные не с положенными по должности навыками и поведением, а с характеристиками наиболее успешных работников данного направления.
• Система произвольных характеристик - метод, который предусматривает достаточно свободную (устную или письменную) форму оценки сотрудников. Руководитель или группа руководителей (экспертов) описывают выдающиеся успехи и упущения подчиненных за определенный период их деятельности.
• Метод оценки выполнения. Экспертами могут быть руководители, но оценивать они будут не яркие моменты деятельности сотрудника, а всю его работу за определенный период времени.
• Метод групповой дискуссии, наверное, наиболее часто используется отечественной практикой. Это беседа группы руководителей или экспертов с работниками относительно их деятельности. Метод позволяет по определенным критериям выбрать наиболее активных, самостоятельных, логично рассуждающих людей.
К количественным методам относят те методы, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности. К ним относятся:
• Система квалификации по порядку, или метод рангового порядка: группа руководителей, исходя из определенных критериев оценки, располагает оцениваемых сотрудников по порядку - от самого лучшего до самого худшего. Итоговая оценка определяется суммой порядковых номеров, полученных работником за выполнение поставленных задач.
• Метод заданной балльной оценки заключается в присвоении заранее установленных баллов за каждое достижение работника с последующим определением его общего делового уровня в виде набранных очков.
• Метод свободной балльной оценки состоит в присвоении руководителем или экспертом определенного количества баллов каждому качеству работника. Общая оценка складывается как сумма баллов или как средний балл.
• Система графического профиля заключается в изображении каждого из деловых качеств сотрудника (в баллах) в виде точек на графике.
Перечисленные методы, как правило, позволяют решить лишь отдельные конкретные вопросы оценки потенциальных способностей работников и не позволяют оценить личность во всех ее проявлениях. В связи с этим вполне логично появление в последние годы нового комплексного метода оценки личности работника - метода оценочных центров, синтезировавшего отдельные элементы перечисленных методов и направлений.
Комбинированные методы. В их основу положены как описательный принцип, так и количественные характеристики. К ним относятся:
• Тестирование - оценка работников по степени решения ими заранее подготовленных производственных задач (тестов);
• Определение коэффициента интеллектуальности сотрудника (количественных показателей качественного уровня решения заранее подготовленных производственных задач).
• Метод суммируемых оценок заключается в определении экспертами частоты проявления ("постоянно", "часто", "иногда", "редко", "никогда") у работников тех или иных качеств и присвоении определенных балльных оценок за тот или иной уровень частоты.
• Система заданной группировки работников предусматривает выбор ограниченного числа факторов оценки, распределение работников по этим факторам на четыре группы ("плохой работник", "удовлетворительный работник", "хороший работник", "отличный работник") и последующую замену плохих работников отличными [3].
Методы оценки персонала также очень часто подразделяют на следующие группы:
1. Методы оценки потенциала работников. К ним относят:
• Центры оценки персонала. Используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки. Использование большого количества различных методов и обязательное оценивание одних и тех же критериев в разных ситуациях и разными способами существенно повышает прогностичность и точность оценки. Особенно эффективна при оценке кандидатов на новую должность (повышение) и при оценке управленческого персонала.
• Тесты на профпригодность. Их цель — оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность. 55% опрошенных используют тесты, некоторым образом похожие на работу, которую кандидату предстоит выполнять.
• Общие тесты способностей. Оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно информативны при оценке уровня способности к обучению.
• Биографические тесты и изучение биографии. Основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность. Используются также данные личного дела — своеобразного досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.
• Личностные тесты. Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности. 20% опрошенных ответили, что они пользуются различными видами личных и психологических тестов в своих организациях.
• Интервью. Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента. Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностичной информации.
• Рекомендации. Важно обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены. Известные и солидные компании особенно требовательны к оформлению такого рода документов — для получения рекомендации необходима информация от непосредственного руководителя того человека, которому данная рекомендация представляется. Рекомендации оформляются всеми реквизитами организации и координатами для обратной связи. При получении рекомендации от частного лица следует обратить внимание на статус данного человека. Если рекомендацию профессионалу представляет человек, очень известный в кругах специалистов, то данная рекомендация будет более обоснованной.
• Нетрадиционные методы. 11% используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией. 18% применяют для кандидатов алкогольный и наркотический тесты. Как правило, эти тесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типового медицинского осмотра при поступлении на работу. Ни одна из опрошенных организаций не использует для своих кандидатов тестов на СПИД. 22% пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях.
2. Методы деловой оценки персонала.
Деловая оценка персонала в процессе трудовой деятельности может осуществляться следующими методами:
1) Методы индивидуальной оценки
• Анкеты и сравнительные оценки
• Метод заданного выбора — анкета, в которой задаются основные характеристики, перечень вариантов поведения оцениваемого. По шкале важности оценивают в баллах набор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник.
• Шкала рейтингов поведенческих установок — анкета, в которой описываются решающие ситуации профессиональной деятельности. В анкете рейтинга содержится обычно от шести до десяти решающих ситуаций с описанием поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает то описание, которое в большей степени соответствует квалификации оцениваемого. Тип ситуации соотносится с баллом по шкале.