Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что движущая сила всей деятельности организации – ее персонал. От уровня квалификации персонала зависит эффективность деятельности организации и степень достижения ее целей. Знания, умения, трудовые навыки персонала фирмы становятся все более важным стратегическим ресурсом по сравнению с финансовым и производственным капиталом. Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников, очень быстро изменяются как внешние условия, так и внутренние условия функционирования организации, что ставит большинство российских организаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и к завтрашним изменениям.
Введение 3
Глава 1 Понятие и особенности оценки персонала в организации 5
1.1 Деловая оценка персонала 5
1.2 Оценка персонала как важный элемент системы управления трудовым коллективом. Методы оценки персонала 8
1.3 Оценка руководителя в организации 14
Глава 2 Практическое задание 20
Заключение 28
Список литературы 29
- формирование у членов команды приверженности своей команде.
5. Анализ проблем и принятие решений:
- сбор информации и
анализ информации, выделение существенной
информации и группировка
- анализ проблем и затруднений,
снижающих эффективность
- выработка альтернативных решений;
- разработка критериев оценки альтернатив и выбор оптимального решения.
6. Обмен информацией с подчиненными:
- подготовка письменных распоряжений и отчетов;
- проведение совещаний;
- умение выступать перед аудиторией;
- личное общение.
7. Поддержание исполнительской дисциплины на высоком уровне:
- четкая постановка целей и задач;
- четкость в определении требований к работе (к будущим результатам);
- обеспечение необходимыми ресурсами;
- контроль исполнения.
8. Мотивация труда подчиненных:
- способность выявить
индивидуальные предпочтения
- способность воодушевить
подчиненных на достижение
- умение использовать
средства материального и
- способность добиться
высокого уровня
9. Помощь подчиненным:
- индивидуальный подход к подчиненным;
- учет затруднений, с
которыми сталкивается
- готовность оказать
- формирование климата сотрудничества с подчиненными.
10. Эффективное использование
руководителем собственного
- планирование собственной карьеры;
- постоянная работа по
собственному
- планирование времени и умение хорошо организовать свою собственную работу;
- умение поддерживать на высоком уровне собственную работоспособность.
Конечно, перечисленные выше
компетенции не перекрывают все
содержание работы руководителя. В
некоторых случаях работа руководителя
может требовать наличия
При оценке работы руководителей
среднего звена на первый план выходит
не сам процесс реализации управленческих
функций, а ряд показателей, свидетельствующих
об успешности решения руководителями
задач поставленных перед их подразделениями.
Это могут быть и финансовые показатели,
и количество произведенной продукции,
и ее качество, и объем реализации
готовой продукции. При оценке управленческой
деятельности руководителей высшего
звена в качестве таких показателей
могут выступать уровень
При оценке этих задач учитываются:
- характер задач;
- время, затраченное на их решение;
- успешность решения
- ресурсы, потраченные на решение задач;
- сложность задач;
- отношение самого руководителя к стоящим перед ним задачам.
При оценке стиля управления за основу принимается такой подход, когда в качестве основного критерия оценки выступает успех в работе возглавляемого руководителем подразделения или организации в целом. Особенности стиля управления могут быть представлены в виде ряда шкал, помогающих определить типичные черты стиля управления оцениваемого руководителя. Пример фрагмента анкеты см в Приложении 2
Подобные шкалы дают возможность определить стиль управления оцениваемого руководителя и сделать заключение о том, насколько полно данный стиль позволяет использовать потенциал человеческих ресурсов организации.
Деловые и личные качества руководителя
Оценивая деловые и личные качества руководителя, мы можем рассматривать их в контексте важных для успешного руководства компетенций. Суть оценки деловых и личных качеств руководителя состоит в определении уровня развития личностных качеств и черт характера, способствующих успеху в решении управленческих задач. Здесь можно выделить следующие качества:
- уровень интеллекта;
- внимание к людям;
- честность;
- доступность;
- авторитетность;
- понимание других людей;
- тактичность;
- коммуникабельность;
- заинтересованное отношение к людям;
- положительное отношение к действительности;
- готовность принимать на себя ответственность;
- готовность идти на риск;
- решительность;
- порядочность;
- наличие чувства юмора;
- умение слушать других;
- твердость;
- дружелюбие;
- энтузиазм;
- справедливость.
Оценка индивидуальных особенностей работников может столкнуться с двумя серьезными проблемами.
1. Разные люди могут
по-разному интерпретировать
2. Один и тот же список
качеств может использоваться
для оценки людей, выполняющих
совершенно разные виды работ.
В результате может получиться
так, что работник будет
Понимание самого факта существования этих проблем поможет вам правильно определить причины затруднений, возникающих при оценке работников.
Поскольку работа руководителя предполагает решение значительного числа разноплановых задач (работа с людьми, эффективное использование материальных ресурсов, планирование, высокая личная организованность и др.), то совершенно очевидно, что за успешной управленческой деятельностью стоит значительный набор самых разных характеристик и умений, оценка которых предполагает использование комплексного подхода.
Среди наиболее часто используемых методов оценки руководителей можно выделить следующие:
- оценка показателей работы подразделения;
- экспертные оценки;
- психологическое тестирование;
- проведение специализированных семинаров;
- ежегодная оценка рабочих показателей;
- центры оценки.
Экспертные оценки используются в практике оценки управленческого труда достаточно давно. Еще в СССР для этих целей были разработаны и широко использовались методики, когда руководителей оценивали одновременно несколько экспертов: три вышестоящих руководителя, три руководителя того же уровня и три его подчиненных. При этом для соблюдения конфиденциальности методика предполагала кодирование не только фамилий экспертов, но и фамилии оцениваемого руководителя. Ниже предлагается фрагмент такой анкеты.
Вопросники, используемые при
экспертной оценке работы руководителей,
могут видоизменяться в зависимости
от специфики деятельности данного
руководителя или данной категории
руководителей. В каждом конкретном
случае следует учитывать
Наиболее известной методикой
экспертной оценки работников является
методика "360" Вместе с рядом
положительных моментов (оценка деловых,
личностных качеств работника, особенностей
его рабочего поведения, связанных
с эффективностью профессиональной
деятельности) эта методика имеет
и определенные ограничения. Главным
образом эти ограничения
Для обработки оценок, выставленных экспертами, и подготовки итоговых характеристик может быть использована компьютерная техника. На сегодняшний день рынок предлагает довольно много компьютерных программ для оценки персонала, различающихся по цене, сложности и по тем возможностям, которые они дают специалистам по управлению человеческими ресурсами.
Оценка качества персонала
организации – это
Глава 2. Практическое задание
1. Методика предназначена
для отбора на различные типы
профессий в соответствии с
классификацией типов
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак "+".
Дифференциально-
1а. Ухаживать за животными |
или |
1б. Обслуживать машины,
приборы (следить, |
2а. Помогать больным |
или |
2б. Составлять таблицы,
схемы, программы для |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
или |
3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.н.) |
или |
4б. Доводить товары
до потребителя, рекламировать, |
5а. Обсуждать научно- |
или |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или |
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, па экскурсии и т.д.) |
или |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду/технику), жилище |
или |
9б. Искать и исправлять, ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
ил и |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
или |
11б. Конструировать, проектировать
новые виды промышленных |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
или |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
или |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
14б. Оказывать людям
медицинскую помощь при |
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др |
или |
15б. Художественно описывать,
изображать события ( |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
или |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать степы помещений, поверхность изделий |
или |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, туристические походы, па экскурсии и т.п. |
или |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам дета-. ли, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада |
или |
20б. Работать па клавишных
машинах (пишущей машинке, |
Лист ответов
Человек – природа |
Человек – техника |
Человек – человек |
Человек – знак |
Человек – художественный образ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
+ |
+ |
+ |
+ | |
+ |
+ |
+ | ||
+ |
+ |
+ | ||
+ |
+ |
+ | ||
+ |
+ |
|||
+ |
В данном случае испытуемый подходит для работы маркетологом, так как для данной профессии характерна работа с людьми, что характеризует группа человек – человек. Но при этом им приходится оперировать цифрами и производить расчеты, строить графики, диаграммы, что определяет группа ответов человек – знак. А также маркетолог должен обладать определенной степенью креативного мышления, что выражается долей ответов в группе человек – художественный образ.
2.Рассмотрим основные требования, которым должен отвечать профессиональный маркетолог. Прежде всего, он должен иметь достаточный уровень специального образования. Далее считаются важными следующие личные качества: ярко выраженная склонность к нововведениям, отсутствие привязанности к жестким схемам и структурам, склонность к постоянному обучению, нормальное восприятие противоположных взглядов и умение корректно спорить, аналитический склад ума, развитая интуиция и коммуникабельность.
Также необходимо отметить, что наиболее квалифицированные сотрудники службы маркетинга должны обладать знаниями, чтобы аккумулировать информацию, исходящую из таких точек, как конкуренты предприятия, его потребители, поставщики, персонал самого предприятия, а также из окружающей социально-политической среды. На основе синтеза этой информации разрабатываются наиболее интересные маркетинговые решения. Особое место в их выработке, занимает интуиция маркетолога. Насколько велико значение интуиции в работе менеджеров, видно из следующего высказывания известного бизнесмена Генри Шахта: "Мы внушаем своим руководителям, что если по поводу чего бы то ни было, шестое чувство говорит им "плохо", надо обратить на это внимание".
Стиль работы службы маркетинга должен отличаться, прежде всего, демократичностью и умением использовать возможности творческих дискуссий внутри службы. Поскольку практически каждый, из ведущих маркетологов предприятия поддерживает постоянные контакты с клиентами, нужды и потребности последних всегда ставятся в центр таких дискуссий. При этом, поскольку творчески мыслящие работники высоко ценят возможность участия в принятии решений, руководство службы постоянно стремится обеспечивать им такие, возможности. Доверие к персоналу и максимально возможные для предприятия меры экономической и социальной его защиты – характерная черта жизни и работы служб маркетинга.