Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования – расширить и углубить теоретические знания по дисциплине «Оценка персонала», применить их на практике в конкретной организации – провести комплексную технологию оценки потенциала руководителя – директора магазина торговой компании «Карандаш».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ 6
1.1. Сущность потенциала руководителя 6
1.2. Оценка потенциала руководителя 9
1.3. Методы оценки потенциала руководителя…………….………………...…12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА магазина «Карандаш»………………22
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Карандаш» .. 22
2.2. Исследование технологии оценки потенциала руководителя магазина «Карандаш» 23
2.3. Рекомендации по развитию потенциала руководителя 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Вышеперечисленные компетенции не является исчерпывающими. В некоторых случаях руководителю требуется наличие дополнительных компетенций, связанных с особенностями деятельности организации или со спецификой персонала, работающего в возглавляемом им подразделении.
Таким образом, оценка потенциала является одним из основных элементов кадрового менеджмента руководителей. Основной целью оценки потенциала руководителей является расширение возможностей данной категории персонала, а также поиск путей повышения эффективности работы всех структурных подразделений и организации в целом.
Сложность управленческого труда (обилие и разнообразие функций, профессиональная дифференциация и пр.) предполагает возрастание роли оценки руководителей и специалистов [17, с.7]. Оценка менеджеров имеет особое значение в силу значимости их работы. В.Ю. Корнюшин выделяет три наиболее интересных подхода к оценке управленческого персонала: гуманистический, ситуационный и деятельностный [7, с.16] (Таблица 1.1.).
Таблица 1.1. Подходы к оценке руководителей
Подходы к оценке управленческого персонала |
Сущность подхода |
Гуманистический подход |
Состоит в том, чтобы раскрыть
все лучшие стороны, успехи в труде
оцениваемого руководителя, в тактичной
форме указать недостатки в работе,
сосредоточив основное внимание на истоках,
предложить средства преодоления недостатков,
предложить другую деятельность, в
большей степени |
Ситуационный подход |
Принцип анализа деятельности руководителя в ситуациях. Именно ситуации определяют деятельность руководителя, на них он старается воздействовать. Главная особенность ситуаций состоит в том, что одни и те же ситуации могут возникать на совершенно разных объектах управления. Эта особенность связана с тем, что суть ситуации определяется не столько ее элементами, компонентами, составляющими ситуацию, сколько отношениями между этими элементами. В процессе деятельности руководителя, какой бы тип управления он не осуществлял, выделяется та или иная часть реальности, включающая людей, предметы и средства труда в их отношении к целям управления. Это динамически меняющееся целое представляет собой управленческую ситуацию – единицу анализа и управленческого объекта, и деятельности самого руководителя. В качестве основного способа выявления актуальных ситуаций предлагается социологический метод. Он основывается на активном включении в процесс отбора ситуаций широких слоев трудового коллектива и позволяет учесть традиции, привычки, обычаи, сложившиеся в коллективе, которые могут порождать различного рода барьеры, препятствующие выполнению поставленных задач. |
Деятельностный подход |
Выделяется два наиболее распространенных: - личностно-опосредованный: согласно ему, успешная или неуспешная деятельность руководителя связывается с наличием у него определенных личностных качеств. Метод оценки труда руководителя, опосредованный качествами его личности, может существовать только как вспомогательный, для решения лишь определенного круга задач, связанного, в основном, с формированием резерва на выдвижение и работой с уже сформированы резервом. - непосредственно- |
В условиях современной экономической ситуации работа каждого руководителя предполагает решение значительного числа разнообразных задач, поэтому для оценки его потенциала необходимо применять комплексный подход [7, с.18]
Среди наиболее часто используемых методов оценки потенциала управленческих кадров можно выделить следующие:
• экспертные оценки;
• оценка потенциала руководителя со стороны подчиненных;
• ситуационно-поведенческие тесты и личностные опросники;
• проведение специализированных семинаров;
• метод Assessment Center.
Вышеперечисленные методы являются оптимальными с точки зрения соотношения надежности и валидности, а также экономических затрат.
Экспертные оценки. Данный метод наиболее часто используется для оценки потенциала управленческих кадров.
Традиционно руководители
оцениваются одновременно
При этом соблюдается строгая конфиденциальность не только со стороны оценивающих, но и со стороны оцениваемого.
Форма опросника при
экспертной оценке потенциала
руководителя может изменяться
в зависимости от специфики
деятельности организации.
Оценка потенциала руководителя со стороны подчиненных. Традиционно оценка потенциала руководителя подчиненными проводится в современных организациях один раз в год в форме диалога между начальником и подчиненными. Последним предлагается оценить стиль управления своего непосредственного руководителя. Эффективность такой оценки может быть обеспечена только в том случае, если полученная информация будет использоваться конструктивно. Однако как руководитель, так и подчиненный сталкиваются с определенными трудностями и психологическими барьерами при выполнении поставленной задачи.
Ситуационно-поведенческие тесты. Под ситуационно-поведенческими тестами понимаются определенные оценочные процедуры, в рамках которых эксперты оценивают наличие и степень выраженности профессиональных качеств и личностных особенностей руководителя по его поведению в искусственно созданной проблемной ситуации. Целью данных тестов является воссоздание реальных условий той профессиональной деятельности, пригодность к которой нужно оценить. Результаты ситуационно-поведенческих тестов позволяют определить пути дальнейшего развития руководителя.
Специализированные семинары. В некоторых случаях для определения управленческого потенциала руководителей возможно использование специализированных семинаров, участниками которых являются руководители и специалисты. Проведение подобных семинаров позволяет современным организациям совместить обучение работников с оценкой потенциала руководителей.
Специализированные семинары проходят в течение нескольких дней, каждый из них преследует определенные цели. Как показывает практика, целью таких мероприятий является выделение слушателей, обладающих наиболее высоким потенциалом, с дальнейшим рассмотрением их в качестве кандидатов в кадровый резерв или на должность более высокого уровня.
Оценочные процедуры,
включаемые в программу
Отдел управления персоналом
рассматривает результаты
Оценка управленческого персонала различна в зависимости от уровня управления – менеджеры среднего звена действуют и принимают решения на оперативно-тактическом уровне, в то время как топ-менеджеры, в первую очередь, влияют на стратегию, причем, заменить топ-менеджера значительно сложнее, а подчас – даже невозможно. Именно это служит основой ключевого различия в целях оценки (Таблица 1.2.) [7, с.24].
Таблица 1.2. Отличия в оценке менеджеров высшего и среднего звена
Отличия |
Менеджеры среднего звена |
Топ-менеджеры |
Цели оценки |
Формирование кадрового резерва |
Создание индивидуальной программы развития для топ-менеджера |
Выделение зон развития | ||
Составление индивидуальных планов развития |
Помощь главе компании
в более эффективном | |
Формирование плана обучения | ||
Определение методов обучения | ||
Основные методики проведения оценки |
Ассессмент-центр |
Индивидуальное глубинное интервью (индивидуальный ассессмент) |
Центр развития | ||
Оценка 360 | ||
Профессиональное тестирование | ||
Интервью по компетенциям |
Ассессмент-центр |
В мировой практике управления метод Assessment Center считается наиболее точным и эффективным инструментом оценки управленческого потенциала работников организации, ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов. Рассмотрим эту технологию более детально.
В технологии Аssessment Center (Центр Оценки) присутствуют в равной степени три теоретических подхода к изучению проявлений человека, что позволяет сопоставлять данные, получаемые различными способами и формировать обобщенное и уточненное описание конкретного испытуемого [12, с.14]:
1) Психометрия, представляющая поведение человека в виде различных и достаточно независимых категорий и владеющая способами измерения и сравнения людей между собой.
2) Социально-психологические и антропологические принципы описания поведения, выделяющие типичные способы поведения в конкретных ситуациях.
3) Наблюдение, сравнивающее
индивидуальные проявления
Технологии Центра Оценки персонала могут быть использованы:
– для анализа кадрового (управленческого) потенциала организации;
– при организации конкурса на замещение вакантной должности руководителя;
– при планировании карьеры и продвижения сотрудника (оценка степени готовности кандидата к выполнению новых функций);
– при реорганизации (оценка
возможности сотрудников
– при формировании группы резерва руководителей;
– для сокращения персонала и обоснования изменений в кадровом составе;
– для выявления работников, не имеющих перспектив роста (с низким управленческим потенциалом);
– для выявления работников, способных к применению и развитию собственного управленческого потенциала;
– для формирования программы обучения и развития персонала (на уровне руководителей).
Суть технологии заключается в том, чтобы наряду с использованием традиционных методов оценки создать упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого и в которых проявились бы имеющиеся у него профессионально важные качества. Степень их выраженности оценивается наблюдателями, и на основании этой оценки делаются заключения о степени пригодности человека к данной работе, продвижению по службе и т.д.
Основные характеристики данной оценочной технологии [12, с.15]:
1. Система критериев оценки разрабатывается индивидуально для каждого случая оценки в соответствии со спецификой деятельности оцениваемых, а не является стандартным набором «профессионально важных качеств».
2. В специально созданных
ситуациях моделируются
3. Процедура оценки
Возможные инструменты для включения в Assessment Center:
Наименование инструмента |
Оцениваемые качества |
1. Самопрезентация участника |
Умение выступать. Умение отвечать на вопросы. Стрессоустойчивость. |
2. Деловая игра "Финансовая система" |
Лидерские качества. Аналитические способности. Умение убеждать. Способности и навыки для работы в команде. |
3. Деловая игра "Неформализованная дискуссия" |
Лидерские качества. Аналитические способности. Умение убеждать. Способности и навыки для работы в команде. |
4. Тест на смысловое восприятие и запоминание экономической информации |
Способности к восприятию и запоминанию экономической информации. |
5. Деловая игра "Аукцион" |
Способности к анализу, прогнозированию и планированию. Коммерческое чутье (умение видеть выгоду). Стрессоустойчивость. Обучаемость. Способности и навыки для работы в команде. Способности к исходящей письменной коммуникации. Самокритичность. |
6. Интеллектуальный структурный тест (ИСТ-М) |
Оценка общего коэффициента развития интеллекта (IQ) и его составляющих (логика, анализ, синтез, способности к умозаключениям, арифметические способности, объем сосредоточенного внимания). |
7. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга |
Модели поведения в ситуациях конфликта. |
8. Деловая игра "Торговая сделка" |
Коммерческие способности. Умения и навыки по ведению переговоров. Способности и навыки работы в команде. |
9. Деловая игра "Вертушка общения" (разработчик В. К. Тарасов) |
Умение оказывать влияние на других и "продавливать" свою точку зрения. Стрессоустойчивость. |
10. Игровая имитация "Стресс" (разработчик В. К. Тарасов) |
Готовность принимать вызов, амбициозность. Стрессоустойчивость. |
11. Перекрестная социометрическая оценка, с передачей компьютерной программы |
Получение комплексного профиля деловых и личностных качеств (10-15 качеств). |
12. Тест "Самооценка по шкалам" |
Психологическое благополучие человека. Адекватность самооценок. Жизненные приоритеты. |
13. Письменное упражнение "План отпуска" |
Способности к планированию. Способность к исходящей письменной коммуникации. |
14. Упражнение "Передача информации" |
Способности к входящей и исходящей устной коммуникации. |