Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования – расширить и углубить теоретические знания по дисциплине «Оценка персонала», применить их на практике в конкретной организации – провести комплексную технологию оценки потенциала руководителя – директора магазина торговой компании «Карандаш».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ 6
1.1. Сущность потенциала руководителя 6
1.2. Оценка потенциала руководителя 9
1.3. Методы оценки потенциала руководителя…………….………………...…12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА магазина «Карандаш»………………22
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Карандаш» .. 22
2.2. Исследование технологии оценки потенциала руководителя магазина «Карандаш» 23
2.3. Рекомендации по развитию потенциала руководителя 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Наиболее развитые компетенции |
СтрессоустойчивостьИнициативностьДелегированиеМежличностное восприятиеРациональностьАнализ проблем |
Компетенции, требующиенаибольшего развития |
Убедительность в общенииСбор информации |
Компетенции, требующие развития |
РешительностьПонимание бизнесаПланирование и организация |
Проведенная комплексная оценка потенциала руководителя магазина розничной торговли показала, что уровень компетенций руководителя Ивановой И.И. развиты в достаточной степени для выдвижении Ивановой И.И. в резерв на занятие должности управляющей сетью магазинов ТК «Карандаш».
Наиболее эффективной будет индивидуальная работа – коучинг. Популярность коучинга в нашей стране стремительно растет. И связано это, в первую очередь с тем, что коучинг удачно сочетает в себе раскрытие потенциальных возможностей руководителя, анализ прошлых ошибок и удач, отработку им практических навыков и обучение новым подходам.
Коучинг руководителей – это работа квалифицированного коуча и клиента, направленная на развитие навыков управления и лидерства, помогающая повысить личную эффективность, уровень работоспособности, а в целом способствующая повышению качества работы и жизни. Сегодня коучинг все чаще используют в качестве метода поддержки и развития топ-менеджеров, руководителей и прочих ключевых работников. Поэтому коучинг руководителей считают одним из самых молодых направлений в бизнес-коучинге. Коучинг для руководителя может быть организован в соответствии с одной из поставленных стратегических задач им самим. Во-первых, коуч-сессия может помочь раскрыть потенциал любого руководителя и помочь ему достичь самые амбициозные цели. Во-вторых, коуч-сессия даст возможность руководителю решить уже намеченные цели с помощью нестандартных подходов. В-третьих, коучинг руководителей направлен на развитие навыков расстанавливать цели в соответствии с их приоритетами, а также строго определять те сроки, за которые они могут достигаться. В-четвертых, коучинг сессии для руководителей позволяют им найти свой внутренний потенциал, ресурс, свойственный не просто сотруднику, а управленцу.
Коучинг для руководителей не ставит перед собой цель – кардинально изменить стратегию управления. Он направлен на то, чтобы помочь клиенту повысить уровень эффективности всех тех управленческих решений, которые им принимаются. При коучинге руководителей очень важен принцип индивидуального подхода к каждому клиенту. Коуч всегда поддерживает клиента, находясь с ним с самого начала пути и до окончания. Учитывая ценности клиента, коуч всегда видит, эффективна ли выбранная методика работы или же требуется другой подход. Таким образом, общий принцип коучинга для руководителей гласит: «Только тот руководитель, который умеет управлять собой, сможет эффективно управлять другими людьми».
Коучинг – не новая форма тренинга, наставничества или психотерапии. Если тренер основное внимание уделяет преподаванию участникам неких новых знаний, касающихся их профессиональной деятельности, наставник (ментор) просто показывает, как надо выполнять то или иное действие, а психотерапевт помогает клиенту в анализе собственных переживаний, то главная задача коуча – создать условия раскрытия потенциала руководителя и перевода этого потенциала в сферу активно применяемых им методов. На практике это осуществляется благодаря постановке руководителем целей, наиболее для него актуальных, разработки и реализации плана по их достижению.
Коуч выступает, своего рода, помощником, проводником, который страхует и поддерживает клиента в трудных ситуациях. Отличительные черты коучинга: возможность работы, как с профессиональной, так и с личной стороной жизни; способность руководителя освоить новый способ менеджмента, позволяющий раскрыть потенциал его подчиненных. И, наконец, есть еще одна важная особенность коучинга – работа руководителя с коучем является колоссальным катализатором для развития потенциала всей компании.
Кадровая психодиагностика и деловая оценка персонала, опираясь в большей степени на количественные методы, включают в себя набор инструментов, надежно выявляющих соответствие кандидатов на должности топ-менеджеров. Экспертная оценка осуществляется с помощью специально подготовленных специалистов, фиксирующих поведенческие проявление оцениваемых и основывается на качественных традициях исследования.
Оба подхода различаются принципиально, и если в одном из них (качественном) преобладает взгляд на человека как на элемент организации, и, следовательно, оценка трактуется как определение соответствия качеств человека стандарту члена организации, то другой подход (количественный) рассматривает человека вне его связей с организацией, и оценка здесь – это определение степени выраженности некоторых личностных и деловых качеств.
И хотя совмещение обоих подходов в рамках одной оценочной технологии создает некоторые сложности, тем не менее позитивные аспекты совместного применения количественных и качественных методов оценивания позволяют поднять получаемые результаты на достаточно высокий уровень объективности. Проведя анализ существующих подходов к оценке персонала организации, можно сделать следующие выводы:
1. Оценка персонала организации является системообразующей деятельностью для всей организации в целом, и само понятие оценки на сегодняшний день переросло границы изучения отдельной личности.
2. На современном
этапе развития производственных
отношений оценка персонала
выступает в качестве «
3. Наиболее результативным является не противопоставление личностного и ситуативного, количественного и качественного подходов к оценке персонала, а сочетание этих подходов при проведении оценки. Ограничения, присущие деловой оценке персонала и оценке с помощью методов психодиагностики преодолеваются в рамках комплексной технологии оценки.
4. Подавляющее большинство оценочных технологий включает в себя как необходимый элемент экспертную оценку.
Надежность и достоверность
результатов комплексной оценки
персонала организации в
Вопрос выбора той или иной технологии оценки решается через изучение требований к процессу и результатам оценки потенциала руководителя, которые можно сформулировать в общем виде следующим образом:
• руководители должны оцениваться независимо от частного мнения как сотрудников организации, так и внешних наблюдателей;
• результаты оценки должны содержать данные о потенциале оцениваемых;
• оценке должны подвергаться не только члены организации, но и отношения их в организации в целом;
• критерии оценки должны быть понятны как специалистам, так и самим оцениваемым;
• оценочные мероприятия должны естественно встраиваться в систему кадровой работы организации.
Среди наиболее часто используемых методов оценки руководителей можно выделить следующие:
Комплексная оценка персонала позволяет получить объективные данные о потенциале работников, сделать прогноз реального рабочего поведения, выявить сотрудников, способных реализовать бизнес-цели организации.
Технология ассесcмент-центра позволяет оценить: степень готовности кандидата к работе в должности; эффективность сотрудника при выполнении работы; подготовленность сотрудника к выполнению новых функций; уровень и содержание вопросов, по которым должна вестись индивидуальная подготовка; возможности сотрудников приспособиться к новым условиям работы; оцениваются перспективы, и даются человеку точные рекомендации о том, где он мог бы быть более успешным (или подобрать программы переобучения).
Проведенная комплексная оценка потенциала руководителя магазина розничной торговли показала, что уровень компетенций руководителя Ивановой И.И. развиты в достаточной степени для выдвижении Ивановой в резерв на занятие должности управляющей сетью магазинов ТК «Карандаш».
По итогам проведенной оценки потенциала руководителя предложены рекомендации по развитию потенциала.