Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 17:06, курсовая работа
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.
Введение
1. Теоретическая часть:
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата в организации.
1.2. Факторы, определяющие состояние социально- психологического климата.
1.3. Механизмы сплочения коллектива в организации.
2. Практическая часть:
2.1. Краткая характеристика организации.
2.2. Изучение коллектива.
2.3. Определение профессиональных характеристик работников.
2.4. Социометрическое исследование.
2.5. Этапы формирования коллектива.
2.6. Конфликтные ситуации и пути их разрешения.
Заключение
Список использованной литературы
Именно эти представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей).
Оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководства. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.
Важно, чтобы руководитель действительно был лидером, способным правильно организовать рабочий процесс, раскрыть потенциал каждого сотрудника и повести за собой людей. При этом он сам должен быть примером в отношении к работе и сотрудникам. Высокомерие, неуважение к людям, недостаточная компетентность, нежелание или неспособность учиться - такие качества не добавят руководителю популярности, а создадут предпосылки для конфликтов и взаимных обид. Также руководитель должен находить выход из конфликтных ситуаций, в том числе, и между сотрудниками. Во много от правильного поведения руководителя, его прямого или косвенного вмешательства, часто зависит, перейдет конфликт в затяжную стадию или будет исчерпан в начале.
Также психологический климат начинает трещать по швам, если нарушены нормы труда, если люди перерабатывают и физически не успевают восстанавливаться. Важно помнить, что когда человек устает, то он становится более раздражительным, менее терпимым, у него увеличивается количество претензий к другим и недовольство самим собой.
Если в коллективе организована работа так, что все сотрудники сильно устают к концу дня и не могут самостоятельно восстановиться и снять свое напряжение, то психологический климат будет неизбежно страдать. Поэтому при интенсивной работе вводят посменную работу. А также создают комнаты психологической разгрузки. Важно знать, что напряжение снимается позитивной спокойной музыкой, смехом, а также искренними комплиментами и эмоциональной поддержкой сотрудников. Также важно, чтобы помещение проветривалось, уровень освещенности помещения также вносит свой вклад, особенно к вечеру. Обилие компьютеров и проводов также вызывает повышенную утомляемость. Компьютеры можно компенсировать обилием комнатных растений, которые создают микроклимат, а также фотообоями с природой и видимой линией горизонта и перспективой, на которой глаза отдыхают. Если помещение покрашено в контрастные тона, в очень яркие цвета или очень темные тона, то это также неблагоприятно сказывается на физиологии, и как следствие, на эмоциональном фоне коллектива.
Важно так организовать рабочее место сотрудников, чтобы они чувствовали, что о них думают и заботятся. Каждая мелочь здесь имеет значение, потому что забота проявляется именно в мелочах.
Хороший социально-психологический климат является не меньшим, а иногда и большим, стимулом для сотрудников, чем оплата труда. Создать здоровый коллектив - непростая задача, требующая кропотливого труда, тонкого и чуткого подхода со стороны его руководства. Но эти усилия не будут напрасными - результат работы коллектива единомышленников оправдает ожидания.
СПК – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Я хочу проанализировать сложившийся социально-психологический климат в организации ЗАО ПТК «Северное молоко».
2. Практическая часть:
2.1. Краткая характеристика организации.
ЗАО «Промышленно-торговая компания «Северное молоко» - правопреемник Грязовецкого завода по производству сухого молока.
Данное предприятие было основано в 1975 году на базе Ростиловского маслозавода.
Организационно правовая форма собственности: ЗАО. Вид собственности: Иная смешанная российская собственность. Тип компании: Приватизированные предприятия. Организация является юридическим лицом, имеет постоянный баланс, фирменное наименование, круглую печать со своим наименованием и товарный знак. Генеральным директором является Кириллов Юрий Александрович.
ЗАО ПТК «Северное молоко» создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основным видом деятельности, для выполнения целей, является производство молочных продуктов.
К числу отличительных свойств по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов можно отнести:
• Наиболее разнообразный спектр услуг;
• Надёжное и качественное обслуживание;
• Устойчивую незапятнанную репутацию, в связи с которой заказчики доверяют данному предприятию;
• Новейшее и постоянно обновляемое оборудование;
• Высококвалифицированный персонал;
• Индивидуальный подход к своим заказчикам.
Дополнительные виды деятельности:
В 1984 году началась реконструкция по расширению цеха сухих продуктов. Был построен новый цех сгущения, где разместили три вакуум-выпарных установки "Виганд". После реконструкции мощность предприятия составила 8,4 т масла и 7,5 т сухих продуктов в смену. В 1989 году завод перешагнул рубеж производства за год 4000 тонн масла и 6000 тонн сухих продуктов.
Также в 1992 году предприятие становится акционерным обществом, сначала открытого, а затем закрытого типа, в состав которого вошли: поставщики молока, администрация района и трудовой коллектив предприятия.
Предприятие начинает заниматься торгово-закупочной деятельностью. Было 15 торговых точек в городах Вологда, Грязовец, поселках Шуйское, Вохтога и селе Сидорово для торговли собственной продукцией и товарами продовольственной группы. К 2001 году предприятие насчитывало 8 торговых точек.
В 2003 году четыре продукта компании: сухое цельное молоко, масло крестьянское, сметана 20% жирности и стерилизованное молоко получили право использовать знак «Настоящий вологодский продукт».
Адрес: 162010, Россия, Вологодская область, г. Грязовец, ул. Соколовская, 59.
Организационная структура управления ЗАО ПТК «Северное молоко» построена по отраслевому признаку, т. е. все подразделения в основном производстве специализированы, специалисты совмещают обязанности как линейных, так и функциональных руководителей, можно выделить бригадную структуру в цехах. Преимуществом данной формы является взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, сотрудничество в решении проблем, а также сочетание коллективной и индивидуальной ответственности за общий результат.
На предприятии выделены функциональные подразделения, представленные следующими службами:
- планово-экономический отдел;
- бухгалтерия;
- отдел кадров;
- отдел внутренней безопасности;
- секретариат;
- производственный отдел;
- отдел главного энергетика;
- отдел главного механика;
- коммерческий отдел;
- отдел продаж.
В целом организационная структура соответствует специализации предприятия, но в связи с постоянно меняющимися рыночными условиями, для эффективной деятельности предприятия недостатком является отсутствие маркетинговой службы.
Существующую структуру управления можно охарактеризовать как линейно-функциональную. При такой структуре всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив, наделенный всеми полномочиями и ответственностью.
2.2. Изучение коллектива.
Мною была разработана Анкета «Изучение личности и коллектива» (приложение №2) с целью ознакомления удовлетворенностью условиями труда и было проведено анкетирование среди сотрудников бухгалтерии ЗАО ПТК «Северное молоко». В опросе приняло участие 7 специалистов.
Результаты анкетирования специалистов представлены в виде обобщающей таблицы (приложение №3), из которой видно, что 85,7% опрошенных более 2х лет работают в данной организации. Это может быть обусловлено тем, что они удовлетворены условиями труда, заработной платой, взаимоотношениями в коллективе или просто нашли себе работу «по душе». Образование у 57,2% сотрудников высшее и у 42,8% среднее специальное. На работу большинство идут в хорошем настроении и 2 человека «если надо, то надо». Шестеро сотрудников чувствуют себя в коллективе командными игроками и один душой компании, что говорит о сплоченности коллектива и благоприятном морально- психологическом климате. Большинство работающих , по их мнению, имеют все шансы на карьеру и двое затруднились ответить на данный момент. У 71,4% работающих хорошие отношения с начальством, а у 28,6% деловые. Предметом критики в большинстве случаев является работа сотрудников, но это происходит редко. На совещаниях руководитель прислушивается к высказываниям одного специалиста, периодически интересуется мнением четырех сотрудников и не обращает внимания на двоих человек.
Таким образом, по результатам анкетирования можно выделить сильные и слабые стороны.
Сильные стороны:
• большой стаж работы сотрудников;
• высокая квалификация персонала;
• благоприятный морально- психологический климат;
• хорошие отношения с начальством.
Слабые стороны:
• редко, но присутствует критика персонала;
• руководство интересуется мнением не всех членов коллектива.
Для того, чтобы избежать слабых сторон сотрудникам нужно более добросовестно, качественно и точно подходить к выполнению работы. Сотрудникам нужно попытаться привлечь внимание начальства эффективной, качественной и своевременной проделанной работой, чаще проявлять себя и высказывать личное мнение, после этого начальство его заметит, и будет прислушиваться.
2.3. Определение профессиональных характеристик работников.
Также мною было проведено тестирование: «Определение профессиональных характеристик работников» на том же коллективе. Тест состоял из 19 утверждений (приложение №4).
По получившимся результатам была сделана обобщающая таблица (приложение №5), из которой видно, что сотрудники высокопрофессиональные, требовательные, способные к риску в трудовой деятельности. В большинстве коллектив настойчив, имеет высокие волевые качества, работники в нем ответственные, добросовестные и дисциплинированные, что дает им возможность добиться хороших результатов в работе, а предприятие, вследствие этого, имеет высокие экономические показатели.
Но у данного
коллектива, как и любого другого,
есть и свои минусы. Они недостаточно
тщательно выполняют свою
2.4. Социометрическое исследование.
В подразделении бухгалтерии ЗАО ПТК «Северное молоко», которое состоит из главного бухгалтера, его заместителя и еще пяти бухгалтеров я провела социометрическое исследование для изучения межличностных отношений в коллективе. В общем итоге получается 3 мужчины и 4 женщины.
Целью данного исследования является: определение степени сплоченности в группе, выявление лидера группы.
Для получения и анализирования результатов я разработала специальную карточку для ответов. Критериями проведения исследования были выбраны:
• деловой;
• ограниченный (до 3х человек);
• совмещенный ( выбор и отвержение).
Инструкция социологического опроса:
Уважаемы сотрудники! Для выявления лидера коллектива я обращаюсь к вам с просьбой ответить на вопрос, Ваше объективное мнение очень важно для правильного принятия решения. Перед Вами находятся опросные листы, на которых Вы видите два поля. В правом верхнем углу напишите свою фамилию и инициалы, В левом поле под знаком «+» напишите три фамилии членов коллектива кто, по вашему мнению, больше проявляет качества лидера. В правом поле под знаком «-» напишите три фамилии членов коллектива у кого пока не проявляются данные качества. Результаты исследования будут известны только мне, но если вы хотите узнать, как к вам относится группа в целом, то вы можете подойти ко мне индивидуально.
Проанализировав результаты опроса, мною была составлена социоматрица, которая представляет собой многоразрядную таблицу (приложение №6), отражающую взаимоотношения людей в группе численностью в 7 членов. В вертикальных столбцах указываются: порядковые номера опрошенных, кто выбирает , кого выбирают, в которых знаком «+» обозначается положительный выбор, знаком «-» - отрицательный выбор (отвержение) и знаком «0» - нулевой выбор (безразличие), сделанные выборы и общее число отданных выборов; а в горизонтальных столбцах - число полученных выборов и отвержений.
Индекс сплоченности коллектива равен 47,6%. Высокий показатель говорит о том, что это ответственная группа, в которой коллективное сознание образуется на основе взаимного уважения, общих интересов и целей, готовности прийти друг к другу на помощь, дисциплины, а также общей осознанной ответственности, которая также влияет на прочность группы.
Информация о работе Оценка социально-психологического климата в организации