Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:59, реферат
Описание работы
Инвестиционная политика государства с правовой точки зрения представляет собой создание благоприятного инвестиционного климата для зарубежных капиталовложений, что предусматривает использование национально-правового регулирования, национально-правовых форм и методов, а также, соответственно, международно-правового регулирования на многостороннем и двустороннем, а также на региональном уровнях.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 3. ООН И ИНОСТРАНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
При
изучении опыта Китая в привлечении
иностранных инвестиций нельзя не
упомянуть об особых экономических зонах.
Начало созданию этих зон было
положено в 1980 г., когда было принято "Положение
об особых экономических зонах
в провинции “Гуандун”. Сегодня
в Китае действует 5 крупных
специальных экономических зон, 14 городов
имеют статус "отрытых городов". С
1985 г. стали создаваться
т.н. районы экономического
развития, располагающиеся вокруг экономических
зон и открытых городов, их
цель - комплексное развитие областей,
где расположены зоны на
основе включения хозяйства зон в экономику
областей, страны в целом.
В 1992 г.
5 зон произвели промышленной
продукции в 28 раз больше,
чем в 1979 г. (50% этой продукции
приходится на предприятия с
иностранным капиталом), их внешнеторговый
оборот составил 14,7% внешнеторгового
оборота Китая. Зоны являются
также полигоном для испытания
реформ, разнообразных рыночных преобразований,
опыты по реализации которых
можно затем использовать в рамках всей
страны.
Местным
властям дается право самостоятельно
вырабатывать законы,
проводить экономическую политику
в отношении специальных экономических
зон. Это дает возможность предоставления
иностранному капиталу в зонах
более льготного режима, чем тот который
предоставляет законодательство Китая.
За счет кредитной поддержки и льгот
для частных предприятий в
зонах стали быстро расти
капитальные вложения частных
предпринимателей как национальных,
так и иностранных. Зоны привлекают
иностранный капитал дешевой
рабочей силой, хорошо развитой
инфраструктурой, минимальным административным
вмешательством, минимальными
валютными и экспортно-импортными
ограничениями, легким доступом к кредитам
(инвестиционные проекты часто
кредитуются местными и центральными
властями), выгодным налогообложением
(налог на прибыль в Китае 33%, а в зонах
- не более 15%), гибкими юридическими формами
организации СП и т.п. Для снижения
риска иностранному инвестору разрешается
получать 100%
прибыли СП, пока он не компенсирует
свои издержки, а лишь затем свою
долю прибыли получает и китайский партнер.
Эти
и другие меры позволяют привлекать
значительные иностранные
инвестиции. И хотя
Китаю не удается полностью
избежать негативного
воздействия иностранного капитала,
все же положительный эффект иностранных
инвестиций гораздо больше. За 1992 г. Китай
подписал контракты на получение более
50 млрд. долларов иностранных инвестиций,
а за 1993 г. - на 100 млрд.
Основной поток инвестиций (2/3) приходят
из Гон-Конга.
соглашения, заключаемые
между правительством той или
иной страны с иностранным
инвестором (физическим или юридическим
лицом).
Практика
заключения таких контрактов
распространена в основном в
Развивающихся странах. Инвестиционные
кодексы многих развивающихся
государств предусматривают
в своих положениях необходимость
заключения таких контрактов с иностранными
инвесторами. Эти контракты
базируются на законодательствах
принимающих стран и международных
соглашениях об инвестициях,
выступают средством индивидуализации
и конкретизации их положений.
Выделяют
несколько видов инвестиционных
контрактов-соглашений:
1) акты об одобрении;
2) концессионные
договора;
3) соглашения о
гарантиях.
Часто инвестиционные
соглашения относят либо к
административным
контрактам, либо к международным
экономическим концессиям.
Экономическая
концессия рассматривается как
специальное разрешение в форме
особой привилегии, предоставляемое
иностранному инвестору правительством
принимающей страны или государственным
органом от имени правительства.
Этот орган или правительство
заключают с инвестором контракт,
по которому ему разрешается
заниматься инвестиционной деятельностью,
связанной с экономическим
развитием принимающего государства.
Поэтому эти контракты
называют также "соглашения
об экономическом развитии".
Инвестиционные
соглашения в виде административных
контрактов были заимствованы из
французской практики, предусматривавшей
возможность заключения контрактов между
правительством и физическим
или юридическим лицом. Такой тип инвестиционного
контракта, правда в модифицированном
виде, широко распространен в странах
Азии и Африки - бывших колониях
Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов.
Когда принимающее
государство использует эту форму,
т.е. строит свои
отношения с иностранным инвестором,
приспосабливая, модифицируя
административно-правовой
контракт, также отношения
квалифицируют как "транснациональный
контракт об экономическом
развитии". Положения административного
контракта признают односторонние
действия правительства (как стороны
контракта) по контролю за исполнением
условий контракта или по изменению
его условий в общественных интересах.
Подобные
положения отсутствуют в других
инвестиционных контрактах, вследствие
чего в них ограничено право правительств
принимающих стран в одностороннем
порядке изменять условия контракта с
иностранным инвестором.
Предметом
контрактов является соглашение
сторон о вложении
иностранного капитала в экономику
принимающего государства инвестором
и о разрешении допустить этот капитал
на территорию государства, в определенную
отрасль экономики. Контракт
содержит положения о
том, что любая инвестиционная
деятельность должна способствовать
экономическому развитию, увеличению
занятости, обеспечению профессиональной
подготовки местного населения, передаче
управленческого опыта, улучшению
платежного баланса, улучшению
снабжения населения товарами первой
необходимости и т.д. Непременным
условием инвестиционной деятельности
является использование местных ресурсов
— сырья, материалов, рабочей силы и т.д.
Контракт содержит
и положения-обязательства
принимающего государства предоставить
иностранным инвестициям полное
или частичное освобождение
от налогов, экспортно-импортных
таможенных пошлин, свободу
перевода прибылей и капитала
в соответствующей валюте за границу,
не применять положения национального
законодательства, изменяющие правовой
режим, льготы, привилегии
до истечения срока контракта. Контракты
также содержат арбитражную оговорку
и условие, обязующее стороны
на строгое соблюдение взаимных прав
и обязанностей.
Часто в соответствии с инвестиционными
контрактами иностранным
инвестициям предоставляются
более льготные режимы, чем
те, которые закреплены в инвестиционных
кодексах и законах.
Правительства
обычно заключают контракты с
крупными компаниями, ТНК, которые экологическом
отношении иногда превосходят
по мощи принимающие государства.
Это создает определенные сложности.
Особенность контрактов также в
том, что они основываются
на нормах международного
права, национальных законодательствах
принимающей стороны и иностранного
инвестора одновременно.
Кроме того,
тут присутствуют и отношения
партнерства и подчинения: в
обмен на допуск в страну, предоставление
определенных условий и гарантий от
политических рисков инвестор должен
принять предлагаемые ему условия
и строго их соблюдать. А при нанесении
ущерба инвестициям по вине принимающей
стороны, ущерб компенсируется не полностью,
без учета упущенной выгоды.
В заключении
можно отметить, что инвестиционные
контракты-соглашения играли и играют
значительную роль в привлечении
иностранных инвестиций в экономику
развивающихся государств.
ООН И ИНОСТРАНЫЕ
ИНВЕСТИЦИИ
Для того, чтобы поощрить инвестиции
друг друга, дать им дополнительные льготы
и гарантии, государства заключают между
собой соответствующие соглашения.
Выделяют 3 типа таких соглашений,
оказывающих влияние на иностранное инвестирование:
1) торговые договора;
2) соглашения о налогообложении;
3) договора и соглашения
об иностранных инвестициях.
Торговые договора
играют сегодня главную роль
в регулировании международной
торговли, а также в значительной
мере используются как форма
регулирования отношений, связанных
с экспортом-импортом капитала. Такие
договора заключаются как между
развитыми странами (США имеет
договора с Италией, Японией, ФРГ),
так и между развитыми и
развивающимися странами (между
США и Эфиопией (1951 г.), Ираном (1955
г.), Никарагуа (1956 г.), Пакистаном (1959 г.))
С конца 50-х особую роль в вопросах
иностранного инвестирования стала играть
ООН. В ООН обсуждаются все важные вопросы
отношений между государствами и особенно
вопросы ускорения экономического развития
стран Азии, Африки и Латинской Америки.
ООН сама непосредственно влияет на экономическое
развитие этих стран, предоставляя им
экономическую помощь, которой руководит
аппарат Программы развития ООН через
отдел технического сотрудничества ООН
на регулирование иностранных инвестиций
в развивающихся странах оказывают резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического
и Социального Совета ООН, конференции
ООН по торговле и развитию.
Одна из наиболее важных резолюций
ООН "О постоянном суверенитете над
национальными природными богатствами"
была принята в 1962 г. Документ закрепил
право на свободное распоряжение своими
ресурсами в национальных интересах. Зафиксирован
принцип отказа от политических условий
при предоставлении экономической помощи.
Национализация иностранной собственности
должна основываться лишь на соображениях
общественной пользы, национальной безопасности
и национальных интересах, стоящих выше
интересов частных иностранных граждан.
Деятельность предприятий с
иностранным капиталом должна осуществляться
с разрешения принимающих государств,
а также на основе норм национального
и международного права.
В рамках другой резолюции было
проведено исследование вопроса о поощрении
международного движения частного капитала.
В результате был выработан документ в
виде свода правовых норм, поощряющих
инвестиции в развивающиеся страны обеспечить
гарантии иностранному частному капиталу
при помощи ООН.
В соответствии с резолюцией
"О финансировании экономического развития",
посвященной инвестированию капитала
в развивающиеся страны и принятию и совершенствованию
их инвестиционных законодательств, были
выработаны документы "Иностранные
инвестиции в развивающихся странах",
"Роль частного предпринимательства
в инвестировании и обеспечении экспорта
из развивающихся стран", "Договора
о налогообложении между развитыми и развивающимися
странами".
Они рекомендовали методы обеспечения
в национальных законодательствах стран
благоприятных условий для иностранного
капитала.
Немаловажен также заключительный
документ ЮНКТАД-1 A-IV-12. В первом разделе
даются рекомендации правительствам развитых
стран: они не должны препятствовать и
ограничивать приток частного капитала
в развивающиеся страны, а наоборот предпринимать
меры для поощрения инвестиций в эти страны,
т.е. предоставлять гарантии частным инвесторам,
снижать или освобождать их от налогообложения.
Далее содержаться рекомендации развивающимся
странам по принятию и совершенствованию
национального законодательства, регулирующего
иностранные инвестиции, созданию информационных
и консультативных инвестиционных бюро,
банков развития, укреплению финансово-кредитной
системы. Третий раздел содержит рекомендации
по созданию информационных центров на
рынках капиталов развивающимися странами
совместно с ООН. Следующий раздел относится
к иностранным частным инвесторам. Им
предписывается уважать суверенитет принимающих
стран, сотрудничать с местными властями,
ориентированные на местные ресурсы, способствовать
насыщению внутренних рынков, расширять
экспорт, проводить производственное
обучение местных граждан и передавать
им управленческий опыт. В пятом разделе
содержались рекомендации международным
организациям по ускорению решения вопроса
о многостороннем международном регулировании
иностранных частных инвестиций.
Перспективы международного
иностранного инвестирования