Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – провести исследование операционного анализа, раскрыть его роль в финансовом менеджменте, изучив и проанализировав основополагающие источники в области финансового менеджмента, которое даст возможность разобраться в столь не простой, но, тем не менее, интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
-Раскрыть понятие операционного рычага и принципов операционного анализа;
-Определить ключевые моменты операционного анализа;
-Изучить запас прочности.
Введение
Актуальность темы «Операционный анализ: теория и практика применения на предприятии» заключается в важности понятий операционного и финансового рычагов для любого коммерческого субъекта. В условиях рыночных отношений, любое коммерческое предприятие, планирует свою деятельность, таким образом, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Цель, написания курсовой работы – провести исследование операционногоанализа, раскрыть его роль в финансовом менеджменте, изучив и проанализировав основополагающие источники в области финансового менеджмента, которое даст возможность разобраться в столь не простой, но, тем не менее, интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
-Раскрыть понятие операционного рычага и принципов операционного анализа;
-Определить ключевые моменты операционного анализа;
-Изучить запас прочности.
Степень изученности
данной темы довольно велика, но есть основание
полагать, что ее развитие будет продолжаться, поскольку время
не стоит на месте, а человечество стремится
к максимально простому, но в тоже время
безопасному достижению экономической
выгоды за счет разных финансовых источников,
включая процесс управления активами.
Глава 1. Операционный анализ. Принципы операционного анализа.
Операционный анализ, известный также как анализ «затраты— объем—прибыль» (cost-volume-profit, или СVР-анализ) — это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и прибылью при различных уровнях объема производства.
СVР-анализ рассматривает изменение прибыли как функцию от следующих факторов: переменных и постоянных затрат, цены продукции (работ, услуг), объема и ассортимента реализованной продукции.
CVP-анализ позволяет:
-Определить объем прибыли для заданного объема продаж.
-Спланировать объем реализации продукции, который обеспечит желаемое значение прибыли.
-Определить объем продаж для безубыточной работы предприятия.
-Установить запас финансовой прочности предприятия в его текущем состоянии.
-Оценить, как повлияют на прибыль изменения в цене реализации, переменных затратах, постоянных затратах и объеме производства.
-Установить, до какой степени можно увеличивать/снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, и изменять тем самым уровень операционного риска предприятия.
-Определить, как повлияют изменения в ассортименте реализованной продукции (работ, услуг) на потенциальную прибыль, безубыточность и объем целевой выручки.
Классическая модель СVР-анализа достаточно упрощенная, она должна учитывать некоторые допущения. Тем не менее операционный анализ — не только теоретический метод, но и инструмент, которым предприятия широко пользуются на практике для принятия управленческих решений.
Цель CVP-анализа — установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства. Эта информация имеет существенное значение для финансового менеджера, поскольку знание указанной зависимости позволяет определить критичные уровни выпуска продукции, например, установить уровень, когда предприятие не имеет прибыли и не несет убытки (находится в точке безубыточности).
Рассмотрим экономическую модель СVР-анализа, показывающую теоретическую зависимость между совокупными доходами (выручкой), затратами и прибылью, с одной стороны, и объемом производства — с другой.
Ключевые элементы операционного анализа:
Глава 2. Элементы операционного анализа
2.1. Эффект операционного рычага. Операционный леверидж.
Финансовые решения фирмы во многом обусловлены стремлением максимизировать прибыль в краткосрочном или долгосрочном периоде.
Так как фирма действует и в краткосрочном, и долгосрочном периоде одновременно, проблему максимизации прибыли необходимо решать в динамике (в движении). Таким образом, в анализ нужно ввести рассмотрение проблемы сопоставления выручки (оборота) с общими издержками предприятия, выделяя из общих издержек постоянные (FC) и переменные (VC), а также смешанные издержки.
К постоянным издержкам относятся те, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. Это затраты, связанные с погашением кредитов и выплаты процентов по ним, арендой земли и помещений, амортизацией средств труда, выплатой зарплаты руководителям и некоторые другие.
Переменные издержки — это те, величина которых связана с изменением объема производства фирмы. К ним следует отнести затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, выплаты зарплаты работникам предприятия.
Смешанные затраты — это те, которые трудно определенно отнести к постоянным или к переменным. Сюда входят затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и прочие расходы.
Разделение затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).
Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности фирмы).
Влияние динамики переменных и постоянных затрат на формирование финансовых результатов при изменении объема производства весьма существенно. Именно со структурой затрат тесно связан операционный (производственный) рычаг.
Эффект производственного (операционного) левериджа (рычага) заключается в том, что изменение выручки от реализации (выраженное в процентах) всегда приводит к более сильному изменению прибыли (выраженному в процентах).
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается также как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Сила воздействия
=
Сила воздействия
Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн. руб. при совокупных переменных затратах 8.3 млн. руб. и постоянных затратах 1.5 млн. руб. Прибыль составляет 0.2 млн. руб.
Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10%, т.е. до 11 млн. руб. Постоянные расходы = 1.5 млн. руб. Переменные расходы увеличиваются на 10%, т.е. 8.3*1.1=9.13 млн. руб. Прибыль от реализации = 0.37 млн. руб., ( выручка 11 млн. руб. – переменные расходы 9.13 млн. руб. – постоянные расходы 1.5 млн. руб.). Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки = 110%. На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8.5%, т.е. ЭОЛ = 85% / 10% = 8.5%
Таким образом, силу (эффект) оперативного левериджа (ЭОЛ) можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж:
,
,
,
где Q - физический объем продаж, р – цена, – выручка от реализации,
– ставка переменных затрат на выпуск продукции, – постоянные затраты
1) ,
2)
Эти формулы показывают, на сколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.
Эффект операционного рычага можно контролировать именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот. Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Это необходимо учитывать:
Повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, он снижает возможности деловой активности предприятия, что также отражается на потери прибыли.
Таким образом, сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
2.2. Порог рентабельности. Запас финансовой прочности.
В связи с понятием эффекта производственного левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (порога рентабельности) [10 c.278].
Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, на сколько процентов при изменении ситуации на рынке может упасть объем производства вплоть до критического.
где Q - физический объем продаж, р – цена, – выручка от реализации,
– ставка переменных затрат на выпуск продукции, – постоянные затраты, ВРФ – выручка от реализации (фактическая), - критический объем в стоимостном выражении, ЗФП – запас финансовой прочности, МД - маржинальный доход (разница между ценой и удельными переменными затратами).
Порог рентабельности (точка безубыточности) – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
,
,
Из формулы безубыточности Выручка = Затраты выводятся такие базовые параметры, как
Рис. 1. График безубыточности и запаса прочности
По каждому из этих параметров рассчитывается маржа безопасности – это процентное соотношение плановой, или фактической и критической величины параметра. Для объема производства эта маржа называется запас финансовой прочности предприятия. Важными понятиями в управлении объемом производства являются:
Контрибуционная маржа (маржинальный доход) - это разница между ценой и удельными переменными затратами[2 c.310].
Информация о работе Операционный анализ: теория и практика применения на предприятии