Операционный анализ: теория и практика применения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – провести исследование операционного анализа, раскрыть его роль в финансовом менеджменте, изучив и проанализировав основополагающие источники в области финансового менеджмента, которое даст возможность разобраться в столь не простой, но, тем не менее, интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
-Раскрыть понятие операционного рычага и принципов операционного анализа;
-Определить ключевые моменты операционного анализа;
-Изучить запас прочности.

Файлы: 1 файл

ТФМ.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

В 2006 году больший удельный вес в выручке от продаж занимают операционные расходы. В 2007 операционные расходы уменьшаются за счет увеличения прибыли от продаж. Так же увеличивается прибыль от прочей деятельности. В 2009 году сохраняется тенденция увеличения прибыли от продаж, прибыли от прочих видов деятельности. Операционные расходы за данный промежуток времени уменьшились на 7,31%.

По исходным данным табл.1 рассчитайте показатели финансового  состояния организации (табл.6).

Таблица 6

Расчет коэффициентов  финансового состояния ОАО «ОГК-З».

Показатель

Формула расчета

2006 г

2007 г

2009 г

Деловая активность

       

Коэффициент оборачиваемости

Выручка / среднегодовая  ст-ть активов

0,24

0,45

0,52

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов

Выручка / среднегодовая  ст-ть оборотных активов

0,34

0,64

0,74

Коэффициент оборачиваемости  внеоборотных активов

Выручка / среднегодовая  ст-ть внеоборотных активов

0,79

1,49

1,72

Период оборота активов

Кол-во дней в периоде / коэф-т оборачиваемости активов

1 520,8

8 811,11

701,9

Ликвидность

       

Коэф-т текущей ликвидности

Оборотные активы / краткосрочные  обяз-ва

2,72

44,1

25,56

Коэф-т абсолютной ликвидности

Денежные ср-ва / краткосрочные  обяз-ва

0,16

40,15

19,95

Коэф-т критической  ликвидности

Денежные ср-ва + дебет.зад-ть / краткосрочные обяз-ва

1,5

42,9

24,34

Фин. устойчивость

       

Коэф-т финансового  рычага

Заемный капитал / собственный  капитал

0,14

0,02

0,03

Коэф-т покрытия процентов

Прибыль от продаж / проценты к уплате

2,07

11,44

355,9

Коэф-т автономии

Собственный капитал / всего  пассивов

0,71

0,98

0,97

Рентабельность

       

Рентабельность продаж по прибыли от продаж

Прибыль от продаж / выручка  от продаж

0,02

0,07

0,09

Рентабельность продаж по чистой прибыли

Чистая прибыль / выручка  от продаж

0,05

0,07

0,19

Рентабельность активов

Чистая прибыль / среднегодовая ст-ть активов

0,005

0,03

0,1

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / среднегодовая  ст-ть собственного капитала

0,005

0,03

0,1


По результатам расчетов проведите оценку деловой активности, ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности организации. Сопоставьте коэффициенты финансового состояния с показателями роста организации.

Деловая активность предприятий  является одним из центральных факторов эффективности рыночной экономики. Критерии ее оценки нередко сводятся в литературе к характеристике финансового состояния предприятий. На уровне предприятия деловая активность чаще всего рассматривается как результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства. Такое определение практически смыкает понятие деловой активности и эффективности работы.

Коэффициент оборачиваемости  – это финансовый коэффициент  показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов  или обязательств. Коэффициенты оборачиваемости выступают показателями деловой активности предприятия. Чем больше коэффициент оборачиваемости активов, тем интенсивней используют активы в деятельности организации, тем выше деловая активность. Коэффициент оборачиваемости  в 2006 года равный 0,24 обозначает, что за организация в течении года получит выручку в 0,24 раза большую стоимости своих активов. В период с 2006 по 2009 год коэффициент увеличивается, что является показателем роста финансового положения организации.

Период оборота активов определяется временем, в течении которого денежные средства совершают полный оборот, начиная от приобретения производственных запасов и заканчивая поступлением денег на счет организации за реализованную готовую продукцию. В 2006 году период оборота активов был равен 1520,8. Следовательно, полный оборот средства совершали более чем за полтора года. К 2009 году этот коэффициент значительно снизился до 701,9. Таким образом, полный оборот денежные средства совершают за 8,4 месяцев.

Ликвидность – способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидность – способность обращаться в деньги.

Коэффициент текущей  ликвидности - дает общую оценку ликвидности  активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия  приходится на один рубль текущих обязательств. Чем он выше – тем выгоднее положение организации. С 2006 по 2009 года он увеличился более чем в 9 раз.

Коэффициент абсолютной ликвидности - является наиболее жестким  критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе — 0,2.  Таким образом в 2006 году данный коэффициент был ниже рекомендуемой границы. К 2009 году он значительно вырос, что является привлекательным для инвесторов (предприятие при необходимости может сразу погасить большой процент своих обязательств).

Коэффициент критической  ликвидности - показывает на сколько  возможно будет погасить текущие обязательства, если положение станет действительно критическим, при этом исходят из предположения, что товарно-материальные запасы вообще не имеют никакой ликвидационной стоимости. Для того чтобы правильно оценить данный коэффициент, необходимо установить качество ценных бумаг и дебиторской задолженности.

Финансовая устойчивость – это стабильность финансового  положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Достаточная доля собственного капитала означает, что заемные источники финансирования используются предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат.

Коэффициент финансового  рычага показывает процент заимствованных средств по отношению к собственным средствам компании. Чем его значение меньше – тем устойчивее финансовое положение компании. В 2009 году его значение составляло 0,03.

Коэффициент покрытия процентов  характеризует способность организации  обслуживать свои долговые обязательства. Чем меньше коэффициент покрытия процентов, тем выше кредитное бремя организации и тем выше вероятность наступления банкротства. Чем выше коэффициент покрытия процентов, тем более устойчивое финансовое положении организации. Тем не менее, слишком высокий коэффициент говорит о слишком осторожном подходе к привлечению заемных средств, что может привести к пониженной отдаче от собственного капитала (т.к. не используется кредитное плечо). Коэффициент резко вырос к 2009 году до значения 355,9.

Коэффициент автономии характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Нормативное значение для данного показателя равно 0,6. Коэффициент автономии имеет большое значение для инвесторов и кредиторов, т.к. чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери инвестиции и кредитов. Владельцы компании, напротив, предпочитают низкую долю собственного капитала с целью получения большей выгоды (это происходит, когда рентабельность активов больше стоимости заемного капитала). Высокое значение коэффициента так же указывает на высокую финансовую устойчивость предприятия.

Рентабельность –  относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и других ресурсов.

Рентабельность продаж — показывает, какую сумму прибыли  получает предприятие с каждого  рубля проданной продукции. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции. Чем выше его показатель – тем большую прибыль получает предприятие с каждого рубля вложенных средств.

В отличие от показателей  рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Коэффициент рентабельность активов показывает способность активов компании порождать прибыль или другими словами - сколько прибыли приходится на каждый рубль, вложенный в имущество организации. К 2009 году этот показатель увеличился в 20 раз, что свидетельствует о резком экономическом росте организации.

Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли, которую получит предприятие  на единицу стоимости собственного капитала. Рентабельность собственного капитала - по сути главный показатель для стратегических инвесторов. Он позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Так же как и рентабельность активов в период с 2006 по 2009 год она увеличилась в 20 раз.

Задание 3. Прогнозирование финансовой отчетности организации.

Провести анализ финансовой отчетности за последние три предшествующие периода.

Этап 1. Рассчитайте коэффициенты, используемые для прогнозирования финансовой отчетности.

Таблица 7

№ п/п

Используемые  коэффициенты

Методика расчета

Значение

1

2

3

4

1

Коэффициент затрат

Операционные расходы / выручка от продаж

0,91

2

Капиталоемкость внеоборотных активов

Внеоборотные активы / выручка от продаж

0,88

3

Капиталоемкость запасов

Запасы / выручка от продаж

0,08

4

Капиталоемкость дебиторской  задолженности

Дебиторская задолженность / выручка от продаж

0,3

5

Капиталоемкость денежных средств

Денежные средства / выручка  от продаж

1,36

6

Капиталоемкость кредиторской задолженности

Кредиторская задолженность / выручка от продаж

0,07


 

Этап 2. Обоснуйте запланированный  рост продаж и на его основе составьте  прогноз отчета о прибылях и убытках  с учетом роста выручки организации  в 10 %, 15 и 20 % (табл.8). При расчете прогнозных значений отчета о прибылях и убытках  используйте исходные данные табл.1 (последний период) и рассчитайте коэффициенты для табл.7.

Таблица 7

 

№ п/п

Фин. показатель

Формула расчета

Темп роста  выручки от продаж

10 %

15 %

20 %

1

Выручка от продаж

Выручка от продаж прошлого периода * темп роста выручки

42024

43935

45845

2

Операционные расходы

Выручка от продаж прогнозная * коэффициент затрат

38242

39981

41719

3

Прибыль (убыток) от продаж

Выручка от продаж прогнозная – операционные расходы прогнозные

3782

3954

4126

4

Проценты к уплате

Фиксируется значение прошлого периода

211

211

211

5

Результат от прочей деят-ти

Фиксируется значение прошлого периода

1151

1151

1151

6

Прибыль до налогообложения

Прибыль от продаж – проценты к уплате + результат от прочей реализации

4722

4894

5066

7

Налог на прибыль (20%)

Прибыль до налогообложения * ставка налога на прибыль

944

979

1013

8

Чистая прибыль (убыток)

Прибыль до налогообложения  – налог на прибыль

3778

3915

4053

9

Дивиденды

Фиксируется значение прошлого периода

0

0

0

10

Нераспределенная прибыль

Чистая прибыль - дивиденды

3778

3915

4053


 

Этап 3. Составить прогнозный баланс (табл. 9 и 10) на основе прогнозного  отчета о прибылях и убытках (табл.8) и рассчитанных коэффициентов (табл.7)

Таблица 9

Прогноз активов

№ п/п

Актив

Формула расчета

Темп роста  выручки от продаж

10 %

15 %

20 %

1

Внеоборотные активы

Выручка от продаж прогнозная * капиталоемкость внеоборотных активов

36981

38663

40344

2

Оборотные активы, в том  числе

       

3

Запасы 

Выручка от продаж прогнозная * капиталоемкость запасов

3362

3515

3668

4

Дебиторская задолженность

Выручка от продаж прогнозная * капиталоемкость дебиторской задолженности

12607

11599

13754

5

Денежные средства

Выручка от продаж прогнозная * капиталоемкость денежных средств

57153

59752

63349

6

Итого оборотные активы

 

73122

74866

80771

7

Всего активы

 

110103

113529

121115

Информация о работе Операционный анализ: теория и практика применения на предприятии