Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – провести исследование операционного анализа, раскрыть его роль в финансовом менеджменте, изучив и проанализировав основополагающие источники в области финансового менеджмента, которое даст возможность разобраться в столь не простой, но, тем не менее, интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
-Раскрыть понятие операционного рычага и принципов операционного анализа;
-Определить ключевые моменты операционного анализа;
-Изучить запас прочности.
Критический объем производства – это количество продукции суммарный маржинальный доход от реализации, которой покрывает условно-постоянные расходы[6 c.347].
Объем реализации в натуральных единицах (Х1), который обеспечивает заданный валовый доход, рассчитанный по формуле[6 c.354]:
,
где FC – постоянные расходы, - заданный валовый доход, КМ – контрибуционная маржа.
Для наглядности приведем пример определения порога рентабельности и запаса финансовой прочности.
Таблица 1. Исходные данные
Показатель |
В тыс. руб. |
В % и в относительном выражении ( к выручке от реализации) |
Фактическая выручка от реализации Переменные затраты Валовая маржа Постоянные затраты Прибыль |
2000
1100 900 860 40 |
100% или 1
55% или 0,55 45% или 0,45 |
Прибыль = валовая маржа - постоянные затраты = 0
Прибыль = порог рентабельности * валовая маржа в относительно выражении к выручке – постоянные затраты = 0
Порог рентабельности = постоянные затраты / валовая маржа в относительном выражении к выручке = 860 тыс. руб. / 0,45 = 1911 тыс. руб.
Порог рентабельности можно определить графическим способом (рис. 1). Способ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.
Рис. 2 Определение порога рентабельности графическим способом.
Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия (ЗФП). Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:
Запас финансовой прочности = выручка от реализации – порог рентабельности = 2000 тыс. руб. – 1911 тыс. руб. = 89 тыс. руб. или 4,45% выручки от реализации. Это означает, что предприятие способно выдержать 4,45% снижение выручки без серьезной угрозы для своего финансового положения.
Запас финансовой прочности – величина, обратная силе операционного рычага.
Размер финансовой прочности показывает, что у предприятия есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки.
Таким образом:
сила воздействия
сила воздействия
сила воздействия производственного рычага тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности;
сила воздействия
сила воздействия
Глава 3. Исследование применения операционного анализа на практике
Процесс управления затратами состоит из двух этапов:
1. Измерение и анализ затрат
(правильное измерение затрат
важно для понимания оценки
эффективности вашей
2. Контроль и снижение затрат
(при понимании взаимосвязи
Операционный анализ является одним из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа - измерения и анализа затрат.
Ограничения, с учетом которых применяется модель "Издержки - объем - прибыль", значительно ограничивают интерес к данному виду анализа.
Во-первых, должна существовать возможность для классификации издержек предприятия на постоянные и переменные по единому критерию уровня деловой активности (выраженному либо в стоимостных, либо в натуральных единицах).
Во-вторых, переменные издержки рассчитываются как пропорциональные уровню деловой активности (объему производства).
В-третьих, понятие постоянных издержек как независимых от уровня деловой активности (объема производства) соответствует производственной мощности, которую не изменяет никакая инвестиционная операция в течение анализируемого периода.
На самом деле, инвестиционные операции, порождая новые амортизационные отчисления, увеличивают постоянные издержки. Более того, предприятие должно продавать только один продукт (либо несколько, но в постоянных пропорциях); предприятие не делает запасов; продажная цена не зависит от проданного количества и т. д.
Основная проблема ассортиментной политики предприятия заключается в решении вопроса: достоин ли тот или иной товар быть включенным в сортамент производимых продуктов. При решении этой проблемы недостаточно констатировать более или менее высокую рентабельность рассматриваемых товаров, необходимо выяснить, какие из них порождают чрезмерные потребности в финансировании. Иначе говоря, нужно сочетать операционный анализ с расчетом денежных потоков. И если в первом случае рассматривается цепочка: Cost (Себестоимость) - Volume (Выручка от продаж) - Profit (Валовая прибыль), что дает возможность рассчитать показатель рентабельности оборота, коэффициента самоокупаемости и показатель рентабельности производства по издержкам, то при расчете по денежным потокам имеем почти аналогичную схему: Отток денежных средств - Приток денежных средств - Чистый денежный поток, (Выплаты) (Поступления) (Разница) что дает возможность расчета различных показателей ликвидности и платежеспособности.
Однако на практике
Таким образом,можно сказать, при проведении
операционного анализа недостаточно только
рассчитать коэффициенты, необходимо
на основании расчётов сделать правильные
выводы:
-необходимым является рассмотрение методики в разрезе циклов движения денежных средств, производственных циклов
-разработать возможные сценарии развития предприятия и просчитать результаты, к которым они могут привести;
-отыскать наиболее выгодные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объёмом производства;
-определиться с тем, какие направления деятельности (производство каких видов продукции) необходимо расширять, а каких сворачивать.
Результаты операционного анализа в отличие от результатов других видов финансовых анализов деятельности предприятия обычно являются коммерческой тайной предприятия
Практическая часть
Задание 1. Краткая характеристика объекта исследования.
Электроэнергетическая компания ОАО «ОГК-З» - электроэнергетический холдинг, управляющий активами в России, странах СНГ и Европы. Это преуспевающая, технически оснащенная и развитая электроэнергетическая компания, работающая на рынке энергоснабжения с 2000 года, постоянно расширяющая сферу своей деятельности и спектр предоставляемых услуг в области проектирования и строительства объектов электроснабжения различной степени сложности, прокладки различных коммуникаций.
ОАО «ОГК-З» осуществляет полный цикл проектных, строительных, электромонтажных и пуско-наладочных работ, включающий в себя:
- получение технических условий;
- проектно-изыскательные работы;
- разработку технико-экономическ
- определение стоимости электромонтажных работ;
- проектирование
- прокладку и перекладку кабельных линий до и свыше 110кВ;
- монтаж электрощитовых, трансформаторных подстанций;
- монтаж воздушных кабельных линий;
- реконструкцию наружного
- изготовление, монтаж, демонтаж опор
наружного освещения и
- пусконаладочные работы (электроустановки и линии электропередач до и свыше 110кВ);
- сдачу объектов в эксплуатацию «под ключ».
Под контролем и управлением ОАО «ОГК-З» находится 26 тепловых и 2 гидроэлектростанции, а также один ветропарк совокупной мощностью около 28 ГВт. Суммарный объём выработки электроэнергии по итогам 2011 года достиг 117 млрд кВт*ч.
ОАО «ОГК-З» – ведущий оператор экспорта-импорта электроэнергии России. География поставок компании включает Финляндию, Беларусь, Латвию, Литву, Украину, Грузию, Азербайджан, Южную Осетию, Казахстан, Китай и Монголию. Компания ведёт активную деятельность по развитию и расширению международных партнёрств, ориентируясь как на стремительно растущие рынки Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки, так и на уже сформировавшиеся европейские рынки. По итогам 2011 года объём экспорта электроэнергии компанией составил 22,7 млрд кВт*ч, импорта – 3,4 млрд кВт*ч.
Стратегия ОАО «ОГК-З» направлена на создание высокоэффективного диверсифицированного энергетического холдинга мирового уровня, присутствующего во всех ключевых конкурентных сегментах энергетического рынка. Реализация стратегии позволит ОАО «ОГК-З» к 2020 году войти в десятку крупнейших мировых энергетических компаний.
Акции компании торгуются на бирже ММВБ-РТС и входят в базы расчета индексов ММВБ, РТС, ММВБ-электроэнергетика, а также MSCI-Russia. Глобальные депозитарные расписки ОАО «ОГК-З» допущены к торгам на платформе International Order Book (IOB) Лондонской фондовой биржи. Агентство Fitch присвоило ОАО «ОГК-З» долгосрочный рейтинг BB+.
История ОАО «ОГК-З» началась в 1997 году, когда компания была образована в качестве дочерней структуры РАО ЕЭС России, отвечающей за экспорт и импорт электроэнергии.
До окончания реформы
Наиболее важные события компании за последние 3 года:
2011 год:
2011 год:
Информация о работе Операционный анализ: теория и практика применения на предприятии