Операционный анализ: теория и практика применения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – провести исследование операционного анализа, раскрыть его роль в финансовом менеджменте, изучив и проанализировав основополагающие источники в области финансового менеджмента, которое даст возможность разобраться в столь не простой, но, тем не менее, интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
-Раскрыть понятие операционного рычага и принципов операционного анализа;
-Определить ключевые моменты операционного анализа;
-Изучить запас прочности.

Файлы: 1 файл

ТФМ.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

Критический объем производства – это количество продукции суммарный маржинальный доход от реализации, которой покрывает условно-постоянные расходы[6 c.347].

Объем реализации в натуральных  единицах (Х1), который обеспечивает заданный валовый доход, рассчитанный по формуле[6 c.354]:

,

где FC – постоянные расходы, - заданный валовый доход, КМ – контрибуционная маржа.

Для наглядности приведем пример определения порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Таблица 1. Исходные данные

Показатель

В тыс. руб.

В % и в относительном  выражении ( к выручке от реализации)

Фактическая выручка  от реализации

Переменные затраты

Валовая маржа

Постоянные затраты

Прибыль

2000

 

1100

900

860

40

100% или 1

 

55% или 0,55

45% или 0,45


 

Прибыль = валовая маржа - постоянные затраты = 0

Прибыль = порог рентабельности * валовая маржа в относительно выражении к выручке – постоянные затраты = 0

Порог рентабельности = постоянные затраты / валовая маржа в относительном выражении к выручке = 860 тыс. руб. / 0,45 = 1911 тыс. руб.

Порог рентабельности можно  определить графическим способом (рис. 1). Способ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.

Рис. 2 Определение порога рентабельности графическим способом.

Разница между достигнутой  фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия (ЗФП). Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

Запас финансовой прочности = выручка от реализации – порог рентабельности = 2000 тыс. руб. – 1911 тыс. руб. = 89 тыс. руб. или 4,45% выручки от реализации. Это означает, что предприятие способно выдержать 4,45% снижение выручки без серьезной угрозы для своего финансового положения.

Запас финансовой прочности  – величина, обратная силе операционного  рычага.

Размер финансовой прочности  показывает, что у предприятия  есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки.

Таким образом:

сила воздействия производственного  рычага зависит от относительной  величины постоянных затрат;

сила воздействия производственного  рычага прямо связана с ростом объема реализации;

сила воздействия производственного рычага тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности;

сила воздействия производственного  рычага зависит от уровня фондоемкости;

сила воздействия производственного  рычага тем сильнее, чем меньше прибыль  и больше постоянные расходы.

 

Глава 3. Исследование применения операционного анализа на практике

Процесс управления затратами состоит  из двух этапов:

1. Измерение и анализ затрат (правильное измерение затрат  важно для понимания оценки  эффективности вашей деятельности)

2. Контроль и снижение затрат (при понимании взаимосвязи между  затратами предприятия и его  эффективностью можно установить  контроль над затратами в целях  максимальной эффективности)

Операционный анализ является одним  из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа - измерения и анализа затрат.

Ограничения, с учетом которых применяется  модель "Издержки - объем - прибыль", значительно ограничивают интерес  к данному виду анализа.

Во-первых, должна существовать возможность  для классификации издержек предприятия на постоянные и переменные по единому критерию уровня деловой активности (выраженному либо в стоимостных, либо в натуральных единицах).

Во-вторых, переменные издержки рассчитываются как пропорциональные уровню деловой  активности (объему производства).

В-третьих, понятие постоянных издержек как независимых от уровня деловой  активности (объема производства) соответствует  производственной мощности, которую  не изменяет никакая инвестиционная операция в течение анализируемого периода.

На самом деле, инвестиционные операции, порождая новые амортизационные отчисления, увеличивают постоянные издержки. Более того, предприятие должно продавать только один продукт (либо несколько, но в постоянных пропорциях); предприятие не делает запасов; продажная цена не зависит от проданного количества и т. д.

Основная проблема ассортиментной политики предприятия заключается  в решении вопроса: достоин ли тот или иной товар быть включенным в сортамент производимых продуктов. При решении этой проблемы недостаточно констатировать более или менее высокую рентабельность рассматриваемых товаров, необходимо выяснить, какие из них порождают чрезмерные потребности в финансировании. Иначе говоря, нужно сочетать операционный анализ с расчетом денежных потоков. И если в первом случае рассматривается цепочка: Cost (Себестоимость) - Volume (Выручка от продаж) - Profit (Валовая прибыль), что дает возможность рассчитать показатель рентабельности оборота, коэффициента самоокупаемости и показатель рентабельности производства по издержкам, то при расчете по денежным потокам имеем почти аналогичную схему: Отток денежных средств - Приток денежных средств - Чистый денежный поток, (Выплаты) (Поступления) (Разница) что дает возможность расчета различных показателей ликвидности и платежеспособности.

 Однако на практике складывается  ситуация, когда у предприятия  нет денег, но есть прибыль  либо имеются денежные средства, но отсутствует прибыль. Проблема  заключается в несовпадении во  времени движения материальных  и денежных потоков. В большинстве источников современной финансово-экономической литературы проблема ликвидность <-> рентабельность рассматривается в рамках управления оборотным капиталом и упускается при анализе процессов управления издержками предприятия. Хотя в данном ракурсе проявляются самые значимые "узкие" места функционирования отечественных промышленных предприятий: платежная, а точнее "неплатежная" дисциплина, проблемы деления затрат на постоянные и переменные, выход на проблему внутрифирменного ценообразования, проблема оценки денежных поступлений и платежей во времени. Теоретически интересным является тот факт, что при рассмотрении модели CVP в разрезе денежных потоков полностью изменяется поведение так называемых постоянных и переменных затрат. Появляется возможность планирования уровня "реальной", а не перспективной рентабельности в рамках более краткосрочных периодов, основываясь на договорах погашения кредиторской и дебиторской задолженностей. Использование операционного анализа стандартной модели осложнено не только приведенными ограничениями, но также спецификой составления бухгалтерской отчетности (раз в квартал, в полгода, год). Для целей оперативного управления затратами и результатами данной частоты явно недостаточно. Различия в структуре ассортимента предприятия также являются "узким" местом данного вида анализа затрат. Учитывая сложность разделения смешанных затрат на постоянную и переменные части, проблемы с дальнейшим распределением выделенных и "чистых" постоянных затрат на конкретный вид продукции, точка безубыточности конкретного вида продукции предприятия будет рассчитана со значительными допущениями. Для того чтобы добиться получения более оперативной информации и ограничить допущения по ассортименту, предлагается использовать методику, учитывающую непосредственно движение финансовых потоков (выплаты по статьям затрат и поступления за конкретную реализованную продукцию, в итоге формирующие себестоимость выпуска и выручку от продаж). Производственная деятельность большинства промышленных предприятий регламентирована определенными технологиями, ГОСТами и устоявшимися условиями расчетов с кредиторами и дебиторами.. 
Таким образом,можно сказать, при проведении операционного анализа недостаточно только рассчитать коэффициенты, необходимо на основании расчётов сделать правильные выводы:

-необходимым является рассмотрение методики в разрезе циклов движения денежных средств, производственных циклов

-разработать возможные сценарии развития предприятия и просчитать результаты, к которым они могут привести;

-отыскать наиболее выгодные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объёмом производства;

-определиться с тем, какие направления деятельности (производство каких видов продукции) необходимо расширять, а каких сворачивать.

   Результаты операционного анализа в отличие от результатов других видов финансовых анализов деятельности предприятия обычно являются коммерческой тайной предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Задание 1. Краткая  характеристика объекта исследования.

Электроэнергетическая компания ОАО «ОГК-З»  - электроэнергетический  холдинг, управляющий активами в  России, странах СНГ и Европы. Это преуспевающая, технически оснащенная и развитая электроэнергетическая компания, работающая на рынке энергоснабжения с 2000 года, постоянно расширяющая сферу своей деятельности и спектр предоставляемых услуг в области проектирования и строительства объектов электроснабжения различной степени сложности, прокладки различных коммуникаций.

ОАО «ОГК-З»  осуществляет полный цикл проектных, строительных, электромонтажных и пуско-наладочных работ, включающий в себя:

- получение технических  условий;

- проектно-изыскательные  работы;

- разработку технико-экономических обоснований;

- определение стоимости  электромонтажных работ;

- проектирование электромонтажных  работ до и свыше 110кВ;

- прокладку и перекладку  кабельных линий до и свыше  110кВ;

- монтаж электрощитовых, трансформаторных  подстанций;

- монтаж воздушных кабельных линий;

- реконструкцию наружного освещения;

- изготовление, монтаж, демонтаж опор  наружного освещения и контактной  сети;

- пусконаладочные работы (электроустановки  и линии электропередач до  и свыше 110кВ);

- сдачу объектов в эксплуатацию  «под ключ».

Под контролем и управлением  ОАО «ОГК-З»  находится 26 тепловых и 2 гидроэлектростанции, а также  один ветропарк совокупной мощностью  около 28 ГВт. Суммарный объём выработки  электроэнергии по итогам 2011 года достиг 117 млрд кВт*ч.

 

ОАО «ОГК-З» – ведущий оператор экспорта-импорта электроэнергии России. География поставок компании включает Финляндию, Беларусь, Латвию, Литву, Украину, Грузию, Азербайджан, Южную Осетию, Казахстан, Китай и Монголию. Компания ведёт активную деятельность по развитию и расширению международных партнёрств, ориентируясь как на стремительно растущие рынки Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки, так и на уже сформировавшиеся европейские рынки. По итогам 2011 года объём экспорта электроэнергии компанией составил 22,7 млрд кВт*ч, импорта – 3,4 млрд кВт*ч.

Стратегия ОАО «ОГК-З» направлена на создание высокоэффективного диверсифицированного энергетического холдинга мирового уровня, присутствующего во всех ключевых конкурентных сегментах энергетического  рынка. Реализация стратегии позволит ОАО «ОГК-З» к 2020 году войти в десятку крупнейших мировых энергетических компаний.

Акции компании торгуются на бирже  ММВБ-РТС  и входят в базы расчета  индексов ММВБ, РТС, ММВБ-электроэнергетика, а также MSCI-Russia. Глобальные депозитарные расписки ОАО «ОГК-З» допущены к торгам на платформе International Order Book (IOB) Лондонской фондовой биржи. Агентство Fitch присвоило ОАО «ОГК-З» долгосрочный рейтинг BB+.

История ОАО «ОГК-З» началась в 1997 году, когда компания была образована в качестве дочерней структуры РАО ЕЭС России, отвечающей за экспорт и импорт электроэнергии.

До окончания реформы российской электроэнергетики, завершившейся  летом 2009 года, компания была преобразована  в открытое акционерное общество и провела публичное размещение акций на биржах ММВБ и РТС. В этот же период под контроль ОАО «ОГК-З» перешли ряд зарубежных активов, а также несколько современных российских электростанций, расположенных в основном в приграничных регионах и ориентированных прежде всего на экспорт электроэнергии.

Наиболее важные события компании за последние 3 года:

2011 год: 

  1. Группа ОАО «ОГК-З»  утвердила среднесрочную стратегию развития, в которой поставила задачу к 2020 году войти в десятку крупнейших игроков на международном энергетическом рынке.
  2. В рамках диверсификации операционной деятельности ОАО «ОГК-З» приобрела группу компаний «Кварц» и создаёт совместные предприятия с ведущими мировыми энергомашиностроительными альянсами, включая General Electric и Worley Parsons.
  3. Акционеры ОАО «ОГК-З» приняли решение о размещение дополнительной эмиссии акций по закрытой подписке.

2011 год:

Информация о работе Операционный анализ: теория и практика применения на предприятии