Определение конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении, определив место руководителя в системе руководства, чётко разграничить его права и обязанности и обязанности подчинённых. Главное – это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей.
Данная работа представляет собой выявление социально-психологических проблем руководства педагогическим коллективом, а также попытку выделить типичные ошибки руководителей общеобразовательных учреждений в предупреждении и разрешении конфликтов между педагогами и родителями, проанализировать их причины и главное – показать, что надо сделать, чтобы их избежать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3
I. Глава первая Определение конфликта…………………………………………
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания………
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………..….
II. Глава вторая Роль руководителя в предупреждении и решении конфликтов между педагогами и родителями………………………………………………….
2.1. Роль руководителя в предупреждении и разрешении конфликтов………...
2.2. Структура педагогического коллектива……………………………………...
2.3. Руководитель и педагог……………………………………………………….
2.3.1. Чего ждут педагоги от руководителя………………………………………
2.4. Специфика урегулирования педагогических конфликтов..………………..
2.5. Стратегии и тактики поведения руководителя………………………………
Заключение…………………………………………………………………...……..
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Педагогическая конфликтология исправленная.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространены среди воспитанников конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в группе, часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех воспитанников с целой группой или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Большое влияние на конфликтное  поведение воспитанников оказывает личность педагога. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия педагога с другими воспитанниками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого педагога оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик (“диктат” или “опека”), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах “авторитарных” учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия, жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

деятельности, возникающие  по поводу успеваемости ученика, выполнения им вне учебных заданий;

поведения (поступков), возникающие  по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне  ее;

отношений, возникающие  в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Важно, чтобы учитель  умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Особенности педагогических конфликтов

Среди педагогических конфликтов можно выделить следующие:

ответственность учителя  за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют  разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение  в конфликте;

разница в жизненном  опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

различное понимание  событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится  по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний  ребенка, а ученику - справиться с  эмоциями, подчинить их разуму;

присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

профессиональная позиция  учителя в конфликте обязывает  его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность  учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;

не приписывать ученику  свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);

не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят  такой ущерб отношениям, что все  последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

стараться не выгонять ученика из класса;

по возможности не обращаться к администрации;

не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,

давать оценку только его конкретным действиям;

дать себе и ребенку  право на ошибку, не забывая что  “не ошибается только тот, кто  ничего не делает”;

независимо от результатов  разрешения противоречия постараться  не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

 

II Роль руководителя в предупреждении и решении конфликтов между педагогами и родителями.

2.1. Роль руководителя в предупреждении и решении конфликтов.

Проблема в стиле  отношений.

Стиль отношений не случайно поставлен на первое место, т.к. именно от этого зависит, какое будет образовательное учреждение. Стиль отношений – проблема комплексная. Это отношения между коллективом сотрудников и руководителем, между руководителем и его заместителями, между руководителем и родителями, между руководителем и коллективом учащихся.

Именно в этом вопросе  исключительно важна роль руководителя. Имеем основания утверждать, что от того, как сложатся и каким будут отношения руководителя с вышеуказанными коллективами, зависят и отношения между педагогами, и отношения между педагогами и воспитанниками, а так их родителями.

Стиль отношений руководителя с родителями исключительно важен для репутации образовательного учреждения в целом, т.к. руководитель в этом случае выступает представителем всех сотрудников.

Руководитель должен чётко соблюдать установленные часы приёма населения, а на двери его кабинета должна висеть табличка с указанием дня и часов приёма. Мнение о том, что руководитель принимает в любое время и ему не нужны часы приёма – ошибочно. Можете принимать родителей в любое время, но в эти часы – обязательно!

Проявите внимание к  посетителю, имейте терпение выслушать. Покажите, что вы союзники, т.к. оба заинтересованы в судьбе ребёнка. Старайтесь опираться в своих ответах на Закон РФ “Об образовании” и “Типовое положение об общеобразовательном учреждении”. Очень желательно показать родителю текст закона.

Бывает трудно сдерживаться, но руководитель профессионал в области обучения и воспитания, и он не имеет права быть некорректным.

“Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться  людям”, сформулированные Карнеги, совсем не бесполезны для руководителя школы:

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Улыбайтесь.

Правило 3. Помните, что  имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Правило 4. Будьте хорошим  слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

Правило 5. Говорите о том, что интересует Вашего собеседника.

Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.

Агрессивность - помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.

Сейчас, как никогда, важно  с детских лет воспитывать  у детей внимательное отношение  к окружающим, подготавливать их к  доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных  ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.

В многочисленных публикациях  о проблемах современной школы  часто отмечается, что главная  ее беда - это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание  и неумение познать его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом, прежде всего, проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов.

2.2. Структура  педагогического коллектива.

Как известно, любой  коллектив, в том числе педагогический, является разновидностью социальной группы. Раньше главную особенность коллектива, отличающую его от диффузной группы (простого скопления людей), видели в том, что он занят общественно

необходимой деятельностью, подчиняющей интересы личности интересам общества. Считалось: чем сильнее такое подчинение, тем лучше. По мнению некоторых, человеческие отношения в коллективе тоже пронизаны главным образом общественными мотивами. Отношения, вытекающие из личных нужд, третировались как малоценные или даже вредные, свидетельствующие об их несовершенстве. Вот одно из типичных определений коллектива: "Коллектив - это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная общими целями совместной деятельности, подчиненной целям этого общества". Однако в настоящем коллективе отношения личности и общества строятся на основе гармонизации их интересов, а не подчинения. И именно у такого коллектива есть признаки, свидетельствующие о высоком качестве реализации целевых и социально-психологических функций управления: организованность, сплоченность, самоуправление и развитие (совершенствование), соответствие деятельности интересам и общества, и отдельной личности.

ЦЕЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ, будучи основными, задают коллективу определенную структуру (под которой понимаются отношения, складывающиеся между людьми). В ней выделяются два среза деловой и социально - психологический. Деловая структура "обслуживает" производственную функцию, выражающую потребности общества (в образовательном учреждении - это потребности организации учебно-воспитательного процесса). Она складывается из делового взаимодействия, возникающего в ходе выполнения своих должностных обязанностей педагогами и руководителями ОУ. Эти взаимодействия в вертикальном срезе (между руководимыми и руководителями) носят преимущественно управленческий характер, а в горизонтальной сфере (между педагогами) -профессионально-педагогический и в меньшей степени управленческий (когда люди участвуют в управлении). В деловой структуре центральные позиции занимают руководители, наделенные административными полномочиями.

Социально-психологическая  структура складывается из связей, имеющих психологическую природу. Они состоят из невидимых эмоциональных "нитей"- симпатий и антипатий, уважения, неуважения и других форм духовных связей, именуемых межличностными отношениями. В этой структуре позиции членов коллектива тоже не равны: одни пользуются большей любовью и уважением, т. е. имеют высокий социально-психологический статус, а другие обладают низким статусом, поскольку им симпатизируют мало. Бывают и изолированные педагоги, пренебрегаемые коллегами и руководителями.

Высокий социально-психологический  статус дает человеку большую моральную  власть - неформальный авторитет, открывающий  возможность влиять на других людей. Члены коллектива, оказывающие преобладающее влияние на мысли, чувства и поступки других благодаря своему более высокому неформальному авторитету (выгодная позиция в системе межличностных отношений), называются лидерами. Понятия "неформальный авторитет" и "лидер" характеризуют место человека в социально-психологической структуре коллектива. Эта структура подчинена в первую очередь социальной функции управления - она обслуживает потребности и интересы учителей. Поэтому авторитетами и лидерами становятся те, кто вносит наибольшую лепту в удовлетворение потребностей своих товарищей, борется за их интересы.

Коллектив хорошо управляется тогда, когда его  деловая и социально - психологическая структуры совпадают или очень близки. Это значит: руководители, особенно руководители образовательного учреждения и его заместители, одновременно должны быть лидерами, пользоваться наибольшим неформальным авторитетом.

Если же основными  лидерами в школе являются рядовые педагоги, это может затруднить деятельность руководителей. Для успешного управления как минимум необходима поддержка администрации со стороны лидеров. Если же администрация тянет коллектив в одну сторону, а неформальные лидеры – в другую, не может быть продуктивной работы.

Информация о работе Определение конфликта